Литературная гостиная. "Эдуард Асадов. Живут на планете хорошие люди".
Submitted by Людмила Анатольевна Саусина on чт, 09/06/2011 - 05:02
Литературная гостиная «Живут на планете хорошие люди» разработана учителем русского языка и литературы Саусиной Л.А.
(Творчество Эдуарда Асадова)
Цели:
1) Воспитать любовь к поэзии современных писателей;
2) На примере поэзии Э. Асадова рассмотреть нравственные, моральные качества человека.
3) Умение выразительно читать стихотворения.
Оформление: портреты, фотографии
Эпиграф:
«Живут на планете хорошие люди
Красивые в скромности строгой своей
Привет, Вам сердечный, хорошие люди!
Большого Вам счастья, хорошие люди.
Я верю: в грядущем Земля наша будет
Планетою только хороших людей».
Учитель читает стихотворение «Отцы и дети».
Звучит Музыка Чайковского.
Учитель:Вот такими пожеланиями, напутствиями – «красивой мечты, счастливых дорог и больших открытий» - пусть войдет в вашу жизнь замечательный человек, поэт Эдуард Асадов.
1 ведущий:
Эдуард Асадов – это человек удивительной судьбы. И как это оценить, если вся жизнь – подвиг? Едва ли найдётся в нашей стране человек, который не знал бы имени Э. Асадова, не читал бы его стихов. Давно не секрет, что его книги, едва выйдя из печати, почти тот час же становятся библиографической редкостью. Миллионы читателей переписывают его стихи от руки, заучивают наизусть, бережно хранят в своём сердце.
2 ведущий:
Да, воистину завидна судьба поэта, книги которого волнуют и сердце профессора, и сердце рабочего, душу лётчика и душу студента, воображение школьника и учителя, моряка и геолога. Асадов – поэт, которого любят люди всех возрастов и профессий.
3 ведущий:
Но большая любовь и уважение не приходят сами собой. Большое признание требует больших дел. В самое трудное для страны время заслонил её грудью, совершил удивительный подвиг во имя счастья будущих дней, всё потерять, а затем найти в себе силы и мужество для того, чтобы начать всё с нуля, и приходить на выручку в беде и помогать другим, горячо жить и бороться с ленью, злом, пошлостью.
4 ведущий:
Как же сложилась судьба этого необыкновенного человека? Какими дорогами он пришел в поэзию? Какой же подвиг совершил этот человек? Ответы на эти вопросы дает сама жизнь поэта, жизнь, ставшая легендой. Итак, коротко о жизненном пути Э. Асадова. (Песня о тревожной молодости. Музыка)
1 ведущий:
На дорогах революции встретились два смелых и мужественных человек: это 19 – летняя учительница, воспитательница детского дома Лидия Ивановна Курдова и 20 – летний чекист, комиссар и тоже учитель Аркадий Григорьевич Асадов. Встретились, горячо полюбили друг друга и вскоре поженились. Это было в Барнауле в 1919 году. А следующий год застает их на Кавказе, куда они были посланы на борьбу с дашнаками. Ереван. Душный тревожный летний вечер. У порога 2-ух этажного дома комиссар I-роты 2-го стрелкового полка Аркадий Асадов прощается со своей женой. Молодая учительница остается здесь для связи с большевиками. У него боевой и несколько экзотический вид: буйная черная шевелюра, новенькие хрустящие ремни, кобура маузера, но совсем разваливающиеся сапоги.
2 ведущий:
Свои обязанности Лидия Ивановна выполняет старательно, собирает сведения о вражеской численности и передает своим. Так продолжается месяц, два, а затем.… Затем её арестовывают по доносу провокатора. Допрашивают ежедневно, мучительно. Но вскоре в город входят красные войска. Лидия Ивановна была освобождена.
Впереди одного из подразделений, входящих в город, она увидела черноволосого, белозубого комиссара в новеньких скрипящих ремнях, но … босиком.
3 ведущий:
Кончилась гражданская война и Асадовы уехали в Среднюю Азию. А 7 сентября 1923 года в маленьком зеленом туркменском городке Мары молодой учитель Аркадий Григорьевич, счастливый и радостный, осыпал цветами жену и новорожденного.
«Из воспоминаний».
Э. Асадов: «Я родился, сразу заявил всему родительскому дому о своем появлении таким жизнерадостным криком, что вокруг звенели стекла, а старая врач, вздрогнув, сказала:
««Этот не помрет».
Сегодня я мог бы сказать этой женщине, что она оказалась права»
Здесь в небольшом городке Мары, и проходит босоногое детство Эдуарда Асадова.
Учащийся читает стихотворение:
Я родился в армянской семье в Туркестане,
Где поили в Мурагбе военных коней,
Город помнит налеты ватаг Чингиз-хана,
Люди помнят пронзительный визг басмачей,
Здесь любил я, по крышам гонял голубей,
Здесь о старый тутовник карябал ладони,
Здесь ловил по утрам на реке пескарей
Сжав арбуз, на бахче, удирал от погони.
4 ведущий:
Отцу воспитывать сына не удалось. Когда мальчику исполнилось 6 лет, отец тяжело заболел и умер. Умер рано, в 30 лет, и неожиданно в течение 3-х дней от заворота кишок. Врачи поставили неверный диагноз, ибо их ввела в заблуждение спокойная его улыбка и то, что он ни разу не застонал при невероятной боли.
В городке отец пользовался большим авторитетом, уважением и любовью. Поэтому почти все жители городка вышли проводить Аркадия Григорьевича в последний путь.
Рассказы матери о героических боевых днях отца глубоко запали в душу сына, и были первым шагом на пути воспитания воли, характера и мужества.
1 ведущий:
После смерти Аркадия Григорьевича, Лидия Ивановна с сыном переезжают в г. Свердловск на свою родину, где жил дедушка. Мать стала работать учительницей, а сын пошел в первый класс.
2 ведущий:
Э. Асадов. Из дневника: «Здесь в Свердловске прожил я с 6 до 16 лет, а это в юности целая эпоха. Тут в 8-летнем возрасте написал свое первое стихотворение, полюбил литературу, музыку, занимался в драмкружках.
Вовсю бурлила моя армянская энергия и литературная душа. Часто приходил в гости к деду, слушал рассказы о Чернышевском и вообще, о жизни.
Мама, как и положено ей на роду, горячо меня любила. К каким-то минутам была снисходительна, но против других недостатков вставала стеной. Больше всего она не терпела лжи и лени. Приучала меня никогда, ни при каких обстоятельствах не лгать, а с ленью моей она боролась просто, «работой».
3 ведущий:
Будучи учеником 3-го класса Эдуарду Асадову пришлось пережить первое испытание, на первый взгляд, может быть, незначительное, но памятное, потому что в свои 11 лет он впервые столкнулся с жестокостью.
Май на Урале обычно бывает прохладным, но это утро выдалось теплым и светлым. На берегу реки собралась группа ребятишек. Звонка еще не было. Одни играли в салочки, другие бросали плоские камешки в реку, третьи просто грелись на солнышке. Всех развлекал маленький, толстенький коричневый щенок. Мордочка у него была белая, одно ухо опущено вниз, другое весело торчало в небо. Он совсем недавно научился ходить и смешно переваливался, путешествуя от одного школьника к другому. И вот тут-то произошло то нелепое озорство. Какие-то незнакомые мальчишки подобрали дырявый таз, посадили туда щенка и пустили в реку. Мятая посудина отплывала все дальше и дальше, щенок жалобно скулил. Оказалось, что через дырявый таз стала просачиваться вода. Девочки стали возмущаться, чтобы озорники вернули собаку, но дотянуться до таза было уже невозможно. Кто-то заплакал, кто-то попробовал дотронуться до воды – она была очень холодная. В это время на берегу появился худенький черноглазый мальчуган. Это был ученик 3 Б класса Эдик Асадов. Он мгновенно оценил обстановку, быстро сбросил на землю сумку, пальто. Через минуту уже плыл. Обогнув щенка левой рукой, Эдик стал грести к берегу. Холодная вода сковывала тело, темнело в глазах. Всю эту картину видел проходивший мимо рабочий, он и помог выбраться на берег.
4 ведущий:
Да, из малого складывается большое. Да, в 11 лет, рискуя собой, броситься в ледяную воду, чтобы спасти чью-то жизнь, пусть даже щенячью.
И, наверное, неслучайно, став поэтом, Эдуард Асадов посвящает целый цикл стихов четвероногим друзьям. Это книга стихов « Песнь о бессловесных друзьях» - герои выписаны красочно, зримо, согреты большим душевным теплом.
Стихотворение «Стихи о рыжей дворняге»
1 ведущий:
В 1938 году Асадовы переезжают в Москву, где Эдуард заканчивает 10-ый класс, и в эти годы он продолжает писать стихи. Первое серьезное авторское крещение состоялось 23 февраля 1941 года, где 17-летний юноша читал свои стихи перед воинами Советской Армии.
1 ведущий:
Выпускной бал в 38 московской школе был 14 июня 1941 года, а через неделю – война.
Позднее в поэме «Снова в строй» Эдуард Асадов писал так:
Все для Сергея пело и смеялось:
Деревья и птицы, ширь, голубизна,
И вдруг, как бомба, словно разорвалось,
Короткое и страшное – война!
Все изменила грозная минута,
Все потекло по-новому теперь:
Так и не тронув двери института,
Сергей толкнул райкомовскую дверь.
2 ведущий:
Действительно, в первый же день войны 17-летний юноша Эдуард Асадов пришел в райком с просьбой отправить его на фронт добровольцем. Это было вечером, а утром Лидия Ивановна провожала сына на фронт.
«Мама несла в руке букетик гвоздик. Но так и забыла в волнении протянуть их мне. И до сих пор, как тогда из машины, вижу её одинокую, чуть ссутулившуюся от горя фигурку на углу Кропоткинской улицы, возле дома ученых, с забытым букетиком в руках».
3 ведущий:
И если ты в годину испытания
Надел шинель почётную бойца,
Ты знаешь, друг, как тягостно прощание-
Последний миг у милого крыльца…
Все собрано и сложено в дорогу
Сережка встал. Ему идти сейчас.
В глазах у мамы нежность и тревога,
Нет ничего красноречивей глаз.
Как многие, она не причитала,
В бельишко не совала образок
И, только вскликнув, тяжело сказала:
- Вернись живым, вернись ко мне, сынок,
Потом умолкла, плотно губы сжав,
Но в тех словах была такая сила,
Что лучше бы она заголосила,
Иль уцепилась с плачем за рукав.
Она стояла, сгорбясь, у порога,
Вся в паутинках, в ниточках морщин,
Не замечал он раньше, как их много,
Как много в голове её седин.
Не выдержав мучительного взгляда,
Он обнял и прижал её к груди
- Хорошая, любимая, не надо…
Мы будем вместе. Я вернусь. Ты жди!..
4 ведущий:
Летом 1941 года под Москвой формировались первые дивизионы знаменитых «катюш». Оружие это было секретным, и личный состав состоял из комсомольцев. Э. Асадов получил серьезную и уважаемую должность – наводчик орудия, хотя в батарее был самым молодым. На вид он был совсем мальчишкой, тоненький, стройный, с быстрыми движениями. Его выделяли большие карие глаза, умное, красивое лицо. Его полюбили все батарейцы, опекали в трудной походной жизни.
В конце сентября 1941 года дивизион, где служил Асадов был направлен под Ленинград на Волховский фронт. Асадов превращается в мужественного и опытного фронтовика.
Всего за зиму 1941-42 годов он из своего орудия дал 318 залпов по врагу, т.е. 5088 снарядов весом по 50 кг. Это только из одного его орудия отправлено на тот свет не одна сотня любителей чужой земли.
А осенью 1942 года Асадов был направлен в военное училище. В мае 1943 года получил назначение на Северо-Кавказский фронт. Вначале был назначен начальником связи дивизиона, помкомбата, под Севостополем Асадов принимает командование батареей.
А между боями, конечно, писал стихи.
Стихотворение « В землянке».
Огонек чадит в жестянке,
Дым махорочный столбом…
Пять бойцов сидят в землянке
И мечтают кто о чем.
В тишине да на покое
Помечтать – оно не грех
Вот один боец с тоскою,
Глаз сощуря, молвил : «Эх!»
И замолк. Второй качнулся,
Подавил протяжный вздох,
Вкусно дымом затянулся
И с улыбкой молвил: «Ох».
«Да», - ответил третий, взявшись
За починку сапога,
А четвертый, размечтавшись,
Пробасил в ответ: «Ага».
«Не могу уснуть, нет мочи! –
Пятый вымолвил солдат –
Ну, чего вы, братцы, к ночи
Разболтались про девчат!»
1 ведущий:
Очень тяжелые бои шли у села Мамашан. На батарею Асадова пришелся главный удар. К утру 3 мая 1943 года батарея практически была разбита, но многие снаряды уцелели, а на соседней батарее Ульянова снарядов не было. Для подавления огневых точек врага необходим был мощный залп. И вот целую машину со снарядами нужно было доставить на батарею Ульянова. Машину должен был вести шофер Акиров, сопровождать – Асадов.
Опасность была огромная. Это был беспримерный рейс, рейс через смерть. Машина выбралась из лощины и медленно поползла по склону, наземные части врага её заметили. 4 огневых столба выросли впереди. Комья земли посыпались на капот, кабину. Асадов просил шофера ехать быстрее, но тяжело груженная машина двигалась медленно. Новая серия взрывов, заглох мотор. Взяв заводную ручку, Асадов быстро выскочил из машины. Мотор не заводился – был разбит первый задний скат. Машина начала медленно сползать вниз. Осколками в двух местах пробило шинель. И вдруг мотор, несколько раз чихнув, завелся. Кончился крутой подъем. Можно бы прибавить скорость, но очень много воронок. Теперь на плоскости машину видно со всех сторон. Появились два «Юнкерса». Они быстро приближались. Отбегать уже было поздно. Все! Оказалось, что нет, не все. Пули шли под углом. Пробили лишь крыло да верхнюю часть кабины. Показались наши истребители. «Юнкерсы» ушли, но вдвойне загрохотала вражеская артиллерия.
2 ведущий:
Начался самый трудный участок дороги. Командир вновь выпрыгнул из кабины и пошел впереди, показывая водителю путь среди камней и воронок. Да, это был отчаянный рейс! Сквозь бомбежку, сквозь разрывы, сквозь дым и смерть машина упорно пробивалась вперед. Батарея Ульянова была уже недалеко. Лейтенант поднял руку, чтобы отдать какое-то приказание, но тут грохочущий столб дыма и пламени швырнул его на землю. Шофер подбежал к командиру, он был жив, грудь, руки, плечи были целы. Но лицо! Лица не было! Вместо него была сплошная кровавая рана…
3 ведущий:
Синее южное небо, солнце, сухая, вздыбленная воронками земля и в дымке очертания гордого Севастополя – вот то, что он увидел в последний раз в своей жизни.… Увидел и сохранил в своем сердце навсегда.
4 ведущий:
Для перевязки понадобилось три пакета. Когда перевязку закончили, спросил: цела ли машина и приказал ехать дальше. Водитель хотел отвезти его в санбат, но Асадов с усилием поднял голову, приказал: «Сначала на батарею». На батарее Ульянова увидели изрешеченную медленно подъезжающую машину. Распахивая дверцу кабины, командир Ульянов крикнул: «Молодец, дружище. Спасибо, привез вовремя!» И осекся. На руки ему медленно сползло тело лейтенанта…
1 ведущий:
Подвиг? Да! Подвиг ради спасения сотен людей, подвиг ради победы. Залп был дан вовремя. Но Асадов его уже не слышал. В эти минуты та же машина везла его в медсанбат.
2 ведущий:
Но подвиг этого человека не кончился. Сколько силы, мужества, необходимо, чтобы теперь пережить тяжелейшее ранение и беспросветный леденящий мрак. Понять до конца все это трудно и, кажется, невозможно. Было 12 операций, трудных (без наркоза) и длились они от 40 минут до 3-х часов, были ночи бессонные, долгие, долгие, как годы. Самыми тяжелыми были эти месяцы. Есть ли надежда? Как жить дальше? И хотя врачи надежды не давали и на горячие вопросы отвечали уклончиво и невпопад, он все же верил. Стихи он писал в школе, на фронте между боями, а теперь - между операциями. Писал, чтобы вновь бороться со злом, подлостью и несправедливостью, чтобы помогать людям, чтобы идти на выручку к другим. Многие из них о высоком долге врачей.
Стихотворение «Белые и черные халаты».
1 ведущий:
А для самого поэта последнее слово мог сказать врач – окулист, знаменитый академик Филатов, о котором рассказывали чудеса. И Эдуард ждал этой встречи. И вот осенью 1944 года кто-то сказал матери поэта, что академик Филатов в Москве. И она, кое-как доведя уроки, пошла к нему. Как не знаменит академик, как не занят, отказать, глядя в жаркие материнские глаза, он не смог. Встреча состоялась. Какой она была расскажут только стихи:
Наверное, качались все дома
И наземь осыпались кирпичами
Качался сам Сергей, качалась тьма,
И коридор качался под ногами.
Ведь он сейчас надежду потерял,
Попал в тюрьму железную, глухую
-Профессор! Я прошу Вас… -
Он сказал –
Одну лишь правду… Горькую, любую…
Молчит профессор. Тяжело вздыхает.
По комнате прошелся раз и два
И вдруг петлею затянул слова:
- Чудес, товарищ, в мире не бывает…
Наверное, качались все дома
И наземь осыпались кирпичами,
Качался сам Сергей, качалась тьма,
И коридор качался под ногами.
«Чудес, браток, на свете не бывает!»
Так значит тут ничем нельзя помочь!
Комок тяжелый к горлу подступает
Так значит до могилы ночь и ночь?
Густая, непроглядная, без тени,
Без проблеска, без искорки живой,
У самой койки дрогнули колени,
И он упал в подушки головой…
2 ведущий:
Вот так все и было. И теперь вставал вопрос: быть или не быть? Но человек, привыкший жить на полный размах, напористо и ярко, не сможет жить серо и безрадостно. Вывод – поэзия. Уже только поверить в себя, мобилизовать боль и силы было началом подвига. Овладеть надо было многим: ориентироваться в пространстве, записывать мысли на бумагу, чтобы другие могли прочесть, а буквы наползали одна на другую. Он сконструировал для себя очень удобный прибор для письма.
3 ведущий:
Э. Асадов: «Первым моим учителем был Корней Иванович Чуковский, заставил меня учиться в литературном институте, познакомил с редактором журнала «Огонек» поэтом Алексеем Сурковым. С помощью этих двух поэтов я вышел на дорогу поэзии. Вышел от черной беды и крушения всей судьбы до веры в себя, поверил, что ты нужный людям человек. Повторяю вам вновь: какие невзгоды не встретились бы вам в жизни и как бы далеко не спряталось счастье, не сдавайтесь, боритесь и счастье озарит вас своею яркой улыбкой…»
Музыка Вальс Штрауса
Стихотворение «Что такое счастье?»
4 ведущий:
Поэзия Асадова – это борьба, борьба со всем, что мешает нормальной жизни. Борьба, упорная и постоянная за все то, что ему дорого и свято и борьба против того, что ненавидит он всей душой.
Я так хочу стихи свои писать,
Чтоб каждой строчкой двигать жизнь вперед,
Такая песня будет побеждать,
Такую песню, примет мой народ.
1 ведущий:
Да, стихи Асадова принял народ. Огромное количество писем получает поэт, пишут рабочие заводов, студенты. А вот письмо человека старшего поколения Петра Федоровича Коссовича:
«Дорогой Эдуард Аркадьевич! С чувством глубокого наслаждения прочитал я вашу книгу. Ваши произведения читают люди всех возрастов. Мне 64 года. Ваши стихи о Родине и её природе, о честности и верности идеалам, о дружбе и любви покоряют всех. В библиотеках установились огромные очереди за Вашей книгой. Вы стали истинным народным поэтом».
Музыка « Дунайские волны».
Чтение стихотворений «Трусиха», «Сатана», «Они студентами были», отрывки из поэмы «Галина» и другие