Официальный сайт 4stupeni 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Лирика Великой Отечественной

Фото пользователя Ирина Васильевна Манаенкова
Размещено: Ирина Васильевна Манаенкова - чт, 09/06/2011 - 12:02
Данные об авторе
Автор(ы): 
Манаенкова И.В.
Место работы, должность: 
МОУ "Гатчинская СОШ №8 "Центр образования"
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Воспитание в учащихся чувства патриотизма и любви к Родине

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
27
Используемые учебники и учебные пособия: 

В.Я. Коровина . Учебник "Русская литература". 7 класс.

Используемая методическая литература: 

Используются стихотворения  А.Твардовского, Ю.Друниной, В.Багрицкого, К.Симонова, Н.Майорова, М.Кульчицкого, А. Ахматовой,

О.Бергольц.

Текст стихотворения "Мальчики" Евгения Винокурова.

Используемое оборудование: 

Учебник, тетради, мультимедийный проектор, презентации, магнитофон, фонограммы военных песен, оформление доски, листки со стихотворениями для анализа, выставка сборников стихов о Великой Отечественной войне

Краткое описание: 
Урок накануне празднования Дня Победы в рамках родительского дня
  1. Организация класса.

     Объявление темы урока «Лирика военных лет». Звучит фонограмма песни           «Священная война».

                                                                                                                                                                            

  1.   Вступительная беседа.

   - Эта песня заставляет нас вспомнить о том, что война – страшное испытание для народа. Песню создали поэт В.Лебедев-Кумач и композитор А.Александров. Каждый день в годы войны в шесть утра она звучала по радио! 64 года прошло после того, как отгремели последние залпы войны. В далёкое прошлое уходят те суровые годы, исполненные горем и страданием миллионов людей. Наша задача: помнить о подвигах советских людей в годы Великой Отечественной войны. Благодаря им мы с вами сегодня живем под мирным небом.

- Ребята, а как поэзия помогала бороться с фашистами?

- Многие писатели и поэты с оружием в руках защищали Родину. Они создавали стихи и песни, которые помогали выстоять.

- Какие стихотворения о войне вам больше всего нравятся?

 Учащиеся читают любимые стихотворения А.Твардовского ,

 К.Симонова, Ю.Друниной, В.Багрицкого.

     3.   Актуализация знаний.

          - Более трёхсот писателей и поэтов пали смертью храбрых. Эти талантливые «мальчишки» рассказали в стихах о своём поколении. Сегодня на уроке мы будем слушать рассказы об этих поэтах, читать их стихи.

           Презентация о поэте Николае Майорове. 

    Учащаяся Лида Старостина рассказывает о жизни и творчестве поэта. (1919 – 1942) Выпускник исторического факультета МГУ, он в октябре 1941 года добился зачисления в действующую армию. Николай Майоров был убит 8 февраля 1942 года в бою под Смоленском.

     Л.Старостина и ее творческая группа  читают стихотворения Николая Майорова.

     Сообщение о поэте Всеволоде Багрицком.

     Никита Куорти в своём выступлении рассказывает о трагической судьбе поэта.(1922 – 1942 ) Учился в Москве, в Государственной театральной студии. В действующую армию попал после настойчивых просьб в январе 1942 года, поскольку по состоянию здоровья был освобожден от воинской службы. Воин-поэт Всеволод Багрицкий был убит около Чудова 26 февраля 1942 года.

                              Я вечности не приемлю,

                              Зачем меня погребли?

                              Мне так не хотелось в землю

                              С любимой моей земли…

     Эти строки Марины Цветаевой Всеволод очень любил и часто их читал. В 1964 году вышла книга В.Багрицкого «Дневники. Письма. Стихи.» Учащиеся читают стихотворения поэта.

     Сообщение о поэте Михаиле Кульчицком.

     Маша Двуреченская рассказывает о военной лирике поэта.(1919 – 1943). С первых дней Великой Отечественной войны он в армии. В декабре 1942 года окончил пулемётно-миномётное училище и в звании младшего лейтенанта ушёл на фронт. Погиб под Сталинградом в январе 1943 года. Единственным видом имущества, которым он дорожил при жизни, была толстая бухгалтерская книга, куда записывались стихи.

     Учащиеся читают стихотворения из военной тетради Михаила Кульчицкого.

4.  Основная часть:

- Многие военные стихотворения – это крик души. Но не одного поэта, а всего народа. В те трудные годы имена некоторых поэтов по популярности были сравнимы с именами выдающихся военноначальников. К таким поэтам принадлежал Константин Михайлович Симонов.

Вика Луконина и Вика Чурова исполняют песню на стихи К.Симонова «Жди меня».

     Презентация о Константине Симонове и его военной лирике, подготовленная Эмилем Гадировым.

     Константин Михайлович Симонов – поэт и писатель, общественный деятель, Герой Социалистического Труда. (1915 – 1979). В своём творчестве создавал образы современников, чутких к требованиям жизни, людей долга и высокого мужества. Участник Великой Отечественной войны, Константин Михайлович Симонов в своих стихотворениях и романах раскрывал весь ужас войны, самые трагические её стороны. Судьбы его героев – это судьба всего народа, прошедшего жесточайшие испытания в годы войны.

       Эмиль Гадиров и трое учащихся из его творческой группы читают стихотворения поэта.

     - В годы войны многим бойцам помогали выжить, излечить душу и стихотворения Александра Трифоновича Твардовского. Какие стихи поэта о войне вы знаете? Слушаем и комментируем стихи о войне. Подчёркиваем, что общее и главное в них – это чувство извечного обязательства живых перед павшими, невозможность забвения всего происшедшего не только во время войны, но и после неё.

     Сообщение о творчестве А.Т.Твардовского, подготовленное Дашей Хребтовой.

     Александр Трифонович Твардовский – выдающийся русский поэт, общественный деятель, главный редактор журнала «Новый мир».(1910 – 1971). «Литературный» отец народного героя Василия Тёркина. В одноименной поэме автор сумел воплотить русский характер и общенародное чувство эпохи войны. В военной лирике поэт часто говорил о трагических страницах войны. Ученица читает наизусть стихотворение А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом».

     -Действительно, по мнению критиков, это стихотворение поэта можно считать помятником Неизвестному солдату, первым в его честь зажженным Вечным огнём. Безусловно, стихотворения и поэмы А.Т.Твардовского занимают в поэзии о войне особое место.

     - Война – удел мужчин. Но как ни странно, большую роль для победы в ней сыграли женщины. Кого из поэтесс, писавших о Великой Отечественной войне, вы знаете?

      Учащиеся работают в группах. Представители групп перечисляют имена Юлии Друниной, Ольги Бергольц, Анны Ахматовой. Читают стихотворения Ю.Друниной «Я только раз видала рукопашный», «Зинка», Ольги Бергольц «Ленинград», Анны Ахматовой «Мужество». Комментируют прочитанное. Объясняют тему и идею стихотворений.

     - В годы войны создавались произведениях разных жанров. Но каких форм было больше?

     - Создавались поэмы. Такие, как «Василий Тёркин», баллады, песни, зарисовки. Но, всё-таки, больше всего создавалось стихотворений.

     Учитель подходит к книжной выставке. Перечисляет авторов представленных  сборников. Это поэты Константин Симонов, Александр Твардовский, Юлия Друнина, Анна Ахматова, Павел Коган. Останавливается на стихотворении Евгения Винокурова «Москвичи». Выразительно читает его.

     На каждой парте лежит это стихотворение. Один из учащихся еще раз выразительно читает его:

 

                        В полях за Вислой сонной

                        Лежат в земле сырой

                        Серёжка с Малой Бронной

                        И Витька с Моховой.

                        И где-то в людном мире,

                        Который год подряд,

                        Одни в пустой квартире

                        Их матери не спят.

                        Свет лампы воспалённой

                        Пылает над Москвой.

                        В окне над Малой Бронной

                        В окне на Моховой.

                        Друзьям не встать. В округе

                        Без них идёт кино.

                        Девчонки, их подруги,

                        Все замужем давно.

                        Пылает свод бездонный.

                        И ночь шумит листвой

                        Над тихой Малой Бронной,

                        Над тихой Моховой.

 

Включаем магнитофон. Под фонограмму песни  её поём все вместе. Затем говорим о художественных особенностях стихотворения.

В тетради  записываем  ответы на вопросы:

- Сколько строчек в стихотворении? (20)

- Особенности композиции? (кольцевая композиция)

- Каким чувством окрашено стихотворение? (чувством горечи: трагедия матерей, потерявших на войне сыновей).

- Какими художественными средствами автор передаёт это чувство утраты?

  По очереди на доске учащиеся пишут:

- эпитеты «Вислой сонной», «людный мир»,

- метафоры «свет лампы пылает», «пылает свод бездонный»,

- сравнение (1 и 2 строфы)

- аллитерация (повтор одинаковых согласных звуков «з», «с», «ж», «м»).

- ассонанс (повтор одинаковых гласных звуков «о», «а», «и»).

- лексический повтор «над тихой Малой Бронной», «над тихой Моховой».

     5.   Итог урока:

- Во время урока мы познакомились с лириков разных поэтов.

- А каково значение этих стихов о войне в наше мирное время?

- «Примериваем» жизнь героев войны на себя, задаёмся вопросом: «Как бы я поступил в подобном случае?»

- Стихи о войне – это школа мужества.

- Великая Отечественная война была испытанием силы духа людей, их совести. Это хотели подчеркнуть поэты.

- А значит, эта поэзия несёт в себе нравственное начало. И мы лучше осознаём нашу историю через искусство и литературу.

  Урок заканчивается пением песни «День Победы».

  Оценки за ответы учащимся выставлялись по ходу урока.

Домашнее задание:

      Найти художественные особенности в стихотворении Евгения Винокурова «Я эти песни написал не сразу», написать мини-сочинение на тему «Моё любимое стихотворение о войне».


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
Сообщество учителей Гатчинского муниципального района

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн