В результате информатизации и компьютеризации образования наряду с традиционными в качестве важного технического средства обучения в практике преподавания начинают использоваться уникальные возможности компьютеров, мультимедиа-проекторов и т.д.
Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса любого предмета, в том числе и ОБЖ. Не подменяя собой учебник, или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Но и эти пособия далеки от идеала и не всегда имеется возможность их применения на уроке. К сожалению, не всегда есть возможность проводить занятия в компьютерном классе и проводить индивидуальный контроль знаний с использованием компьютеров. Поэтому, в основном, я использую на уроках компьютер в сочетании с проектором, используя на своих уроках мультимедиа технологии.
Мультимедиа - это представление объектов и процессов с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных сегодня формах.
Мультимедийные уроки помогают решить следующие задачи:
- повысить мотивацию к изучению предмета;
- усвоить необходимые знания по предмету;
- систематизировать усвоенные знания;
- формировать навыки самоконтроля.
При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики.
При этом этап мотивации в данном случае увеличивается и несет эмоциональную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика. Структурная компоновка мультимедийной презентации способствует развитию системного, аналитического мышления. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Данную технологию я использую:
• Для анонсирования темы (Тема урока представлена на слайдах, в которых кроме названия темы изложены изучаемые вопросы);
• Как сопровождение лекционного материала или объяснения. Здесь я использую мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации и др.
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан для каждого учащегося), тогда как, не тратя время на повторение, успеваешь рассказать больше.
Переход от кадра к кадру запрограммирован только по нажатию клавиш или по щелчку мышью, без использования автоматического перехода по истечении заданного времени, поскольку время, требуемое для восприятия учащимися того или иного кадра с учетом дополнительных объяснений, может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся;
• Как информационно-обучающее пособие.
В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса обучения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. Такие пособия удобно использовать в тех случаях, когда ученик по какой-то причине не успел выполнить задание во время урока или если он пропустил тему по причине болезни. В этом случае учащиеся могут прийти в кабинет после уроков и доработать материал. И, наоборот, учащиеся, которые успевают за урок выполнить все предложенные по теме задания, могут, не дожидаясь остальных, переходить к следующему разделу темы или выполнять творческое задание по изученной теме. Таким образом, благодаря индивидуальному режиму работы каждого учащегося, все достигают положительного результата. Для этой цели мной разработаны обучающие компьютерные программы по нескольким темам.
• Для средства создания проблемных ситуаций. При этом можно, например:
- отключить звук и попросить прокомментировать учеников наблюдаемое на экране. Затем можно либо просмотреть еще раз со звуком, либо не возвращаться к просмотру, если ребята успешно справились с заданием.
- остановить кадр и попросить ученика, сделать мысленный прогноз, попробовать описать дальнейшее развитие событий.
продемонстрировать какое-либо явление, процесс и попросить объяснить, высказать гипотезу, почему это происходит именно так. Таким образом, можно выйти либо на проблемную ситуацию, связав ее с темой урока, либо через иллюстрацию, анимацию закрепить изученное.
• Для контроля знаний.
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. У учащихся есть возможность при ответе по домашнему заданию демонстрировать созданные собственноручно презентации и другие материалы. Практикуются выступления школьников с использованием мультимедиа проектора, а также заслушивание итогов индивидуальной творческой работы учащихся, выполненной с помощью компьютерных технологий. Такие работы, например рефераты, выполненные не на бумажной, а на магнитной основе, стали более иллюстративными, визуально емкими.
Учащихся всегда привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. Особенно с использованием видеофрагментов. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой учащиеся стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У них появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется способность к самоконтролю.
Особенности данной технологии:
Аккуратное, яркое, чёткое и цветное изображением на экране повышает эффективность использования наглядности на уроке;
В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты;
Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока;
Во время демонстрации презентации, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено;
Повышение производительности урока;
Возможность установление межпредметных связей;
Возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ;
Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден уделять большое внимание на логику подачи учебного материала и структуру урока, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, снижают утомляемость и, таким образом положительно влияют на эффективность учебного процесса в целом.
При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:
Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.
Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ.
Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.
Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.
Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.
Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный размер и равномерно заполнять все экранное поле.
Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.
На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время, чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.
Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.
Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:
- избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;
- ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.;
- давать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;
учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.
На сегодняшний день мною разработано несколько мультимедийных уроков ОБЖ (КБЖ) для 6-11 классов. Многие все уроки ведутся с использованием ИКТ. Создается цифровая видеотека по программе курса ОБЖ.
Может кому-то кажется, что использование информационных коммуникационных технологий позволяет учителю расслабиться на уроке, ведь за него все делает компьютер с установленной программой. Однако разработка уроков и использованием информационных технологий требует большого количества личного времени. И эта работа почти невозможна в школе, поэтому оцифровку видео, сканирование, поиск в Интернете чаще всего ведется с использованием домашнего компьютера. Но все эти затраты оправдываются, когда видишь, какой результат дают плоды твоего труда на уроке.
|