Я постараюсь ответить на вопрос, кем является заместитель руководителя образовательного учреждения по воспитательной работе в современной школе, каковы его функциональные обязанности и постараюсь раскрыть его роль в развитии ОУ.
Все педагогические работники образовательных учреждений выполняют воспитательные функции. Заместитель директора школы по воспитательной работе- непосредственный и основной организатор воспитательного процесса в школе. Не секрет, что на плечах заместителя директора по воспитательной работе лежит большой груз ответственности, связанный с созданием педагогически обоснованной и социально-значимой системы внеурочной, внеклассной работы. Он контролирует и направляет спортивно-массовую, физкультурно-оздоровительную, культурно-массовую внеклассную работу. Осуществляет организацию и контроль кружковой работы. Курирует вопросы профориентации, общественно полезного труда. В его компетенцию входит и деятельность по привлечению родителей учащихся в решение вопросов воспитания детей, организация работы с «трудными» , социально незащищенными детьми. Он занимается подбором и расстановкой педагогических кадров, организует процесс совершенствования методического мастерства классных руководителей, педагогов дополнительного образования.
Спектр задач достаточно широкий, и в этом смысле должностные обязанности заместителя директора по воспитательной работе в школе, можно сравнить с функционалом участкового инспектора милиции, о которых в шутку говорят,- «Тысяча и одна обязанность».
В этой связи интересными представляются результаты микроисследования, проведенного преподавателями ФПК и ППРО МПГУ Е.П. Шастиной и Т.Н. Цветковой. В группах, которые состояли в основном из зам. дир. по ВР, слушателей попросили ответить на вопрос:
- Какова Ваша роль, значение и место в жизни школы, кто Вы в школе?
Самые оригинальные ответы с которыми я пожалуй соглашусь в полной мере.
« Я в школе принимаю огонь на себя», я человек с самым большим кругом обязанностей».
«Я в школе- вечный дежурный при входе в школу, вечно решающий конфликты «ученик-учитель»; учитель- родители». Организатор концертов, развлечений. Постоянно выезжающий на совещания и семинары (за любое лицо в школе). Решатель хозяйственных вопросов. Связующее звено между школой и правоохранительными органами.»
«Я в школе заместитель директора для директора. Учитель творчества. Руководитель театрального кружка. Руководитель музея. Режиссер концертов и праздников. Уборщица актового зала. Человек, который всегда в школе.»
«Я в школе – организатор внеклассных мероприятий, других интересных дел. «Мать Тереза»- для учеников».
«Я в школе- парламентер (учитель-директор), жилетка для слез», главный по граблям, швабрам и танцам».
«Я в школе выполняю функции организаторские, стимулирующие, массовика затейника, «крайнего».
Все эти образные рефлексивные высказывания и наши размышления объединяет одно мнение о том, что воспитательный процесс в школе и управление им – это деятельность чрезвычайно сложная и разнообразная, включающая множество социальных ролей и функциональных обязанностей.
Сегодня, в связи со сменой воспитательной парадигмы, заметно меняются содержание, формы и методы его работы. Начинают доминировать системный, программно-целевой, вариативный подходы к организации воспитательного процесса.
Исходя из этого можно представить следующую иерархию основных принципов деятельности зам. дир. ОУ по ВР :
- Гуманистическая направленность : в центре внимания организатора воспитания- личность каждого школьника в ее развитии, обеспечение прав и свобод ребенка.
- Принцип коллегиальности в организации воспитательного процесса: участие в нем самих воспитанников, их родителей, педагогов, работающих с ученическим коллективом.
- Принцип системности: обеспечение системы субъект-субъектного взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса в ОУ.
- Принцип целесообразности и природосообразности: выбор конкретных форм организации воспитательного процесса проводиться с учетом реальных целей воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их ценностных ориентаций, уровня развития общешкольного коллектива.
Специфика деятельности заместителя директора школы по ВР определяется типом ОУ, контингентом учащихся и педагогов, сложившейся в нем воспитательной системой, традициями. Она отражается в особенностях организации жизнедеятельности общешкольного коллектива, доминирования тех или иных форм и методов воспитания, осуществляемых на основе тесной интеграции урочной и внеурочной деятельности.
Приоритетом организации воспитательной деятельности зам. дир. по ВР является формирование нравственно-ценностных ориентаций учащихся, определяющих общую гуманистическую направленность личности, соответствующих насущным интересам детей и социальному заказу органам воспитания, отраженному в Законе РФ «Об образовании».
Зам. дир по ВР, учитывая особенности общешкольного коллектива, осуществляет необходимую управленческую деятельность для создания благоприятной микросреды и комфортного психологического климата в общешкольном коллективе, а также координирует усилия всех взрослых участников процесса воспитания. В силу этого его основными задачами является:
- Обеспечение условий каждой личности для вхождения в социальную жизнь на данном уровне культуры с учетом возрастных особенностей.
- Формирование общешкольного коллектива как воспитательной системы.
- Создание воспитывающей среды (развитие детского коллектива, взаимодействие с педагогическими и родительским коллективами, внешкольными общественными организациями и учреждениями, создание предметной среды).
- Организация всех видов деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения.
- Диагностика, регулирование и коррекция воспитательного процесса в школе, индивидуального пути развития каждого воспитанника.
Обобщая все вышеизложенное можно сказать, что заместитель директора школы по ВР сегодня- это учитель учителей по проблемам воспитания, посредник между наукой и практикой, умный стратег, талантливый организатор, методист, психолог, аналитик, духовный наставник, роль которого в развитии ОУ очень велика.
|