Submitted by Иксан Зулкарович Шуманов on чт, 09/06/2011 - 15:18
Об индивидуальном подходе приходится слышать довольно часто. Учителя говорят: «К нему нужен индивидуальный подход». Родители вздыхают: «Моему ребенку требуется индивидуальный подход». Да и дети сейчас тоже говорят о нем. Но все эти слова понимают по-разному. В восприятии каждого свои каноны индивидуального подхода.
Часто можно от учителя услышать: «У меня в классе тридцать человек. Если я все внимание буду уделять только Иванову Вове, то что с остальными делать. Вове нужен «индивидуальный подход». Получается, что индивидуальный подход – это когда с ребенком занимаешься индивидуально. Приглашаешь его после занятий и работаешь с ним. А что же тогда делать на уроках? Как с индивидуальным подходом быть, когда перед тобою целый класс. Выходит, что индивидуальный подход не только в том, чтобы работать с учеником один на один, а скорее совсем в другом. Индивидуальный подход к ученику – это, прежде всего, то, как учитель воспринимает своих учеников. То есть подойти к ребенку индивидуально, это, значит, понять самого ребенка: что он из себя представляет, каковы его цели, что он может, чего не может совсем, чего боится, стесняется выполнять задание или, наоборот, постоянно хочет быть первым, любит ли заниматься или не любит. Таких вопросов множество. Ребенок подчас представляет собой клубок разрешенных и неразрешенных проблем, тесно сплетенных друг с другом, в которых сам не может разобраться, и понять его особенности, определить хотя бы некоторые ниточки этого клубочка и составляет суть индивидуального подхода к ребенку. (пример с Мадатовым А)
Ребенку важно на уроке не только понять представляемый учителем материал, но и показать себя, свое я. Вот он какой я, Вова Иванов, посмотрите: у меня новая спортивная форма или новый модный в школе жест. Реагировать на такое поведение своих учеников учитель может по-разному, но не признавать право ребенка выразить тем или иным способом себя, учитель не может. В этом уже будет считаться неуважение педагога к своим детям, которое непременно вскоре станет взаимным.
На моём уроке учится не только ученик, но и я. Ребёнок осваивает программу, а я – своих воспитанников. Каждый класс – это своя уникальная программа, наполненная живым интересным материалом со своими сложностями и нюансами. Но если учитель разглядит индивидуальные особенности своих учеников, то сможет вникнуть в их сложный мир и выстроить, исходя из этого, учебный процесс, и тогда с уверенностью можно сказать ему, что программа пройдена. (пример с 3Б классом)
Наверное, я употреблю не совсем удачное слово, но учитель должен чувствовать своих учеников. Именно чувствовать. Ведешь урок и чувствуешь, что класс на волне, работает, задает хорошие вопросы, глаза детей горят – еще интенсивнее задаешь тон работе. Проходит несколько минут – чувствуешь, устали дети, выключились - делаешь паузу.
Класс – это не единая однородная масса, это разные и по учебе, и по характеру дети. Одни лучше готовы именно сегодня работать с тобою, другие – хуже. Один, на уроке, думает об упражнении, а другой – о новой компьютерной игрушке или о больной маме. И если учитель применяет индивидуальный подход к данным детям, то он должен понимать это и, самое главное, ни в коем случае не обидеть ребенка. То, что ребенок не хочет заниматься, надо тоже понять. (пример)
Можно представить себе, что класс – это музыкальный инструмент, а каждый ребенок – это своя уникальная струна. И только от учителя зависит, как этот музыкальный инструмент у него заиграет. И заиграет ли вообще.
Основополагающее значение на уроке, напрямую влияющее на его результативность, имеет степень взаимодействия ученика и учителя. Зависит она, прежде всего, от педагога, насколько хорошо в нем развито «чувство ученика». Что же это такое? Это мера понимания учителя состояния находящихся у него на уроке детей. Уровень данного понимания складывается из знания особенностей каждого ребенка, его возможностей, уровня притязания, интересов, активности, утомляемости и прочих различных плюсов и минусов, из которых и состоит каждый нормальный ребенок, да и не только он. Как хороший пианист чувствует каждую клавишу рояля и каждую ноту исполняемого музыкального произведения, так и хороший учитель чувствует учеников, их мысли, чувства, настроения и использует это знание на повышение эффективности урока.
«Чувство ученика» помогает мне с наименьшей степенью вероятности ошибки определить, кого стоит спросить сейчас, а кого попозже, кто из учеников обманывает, а кто говорит правду, кого стоит похвалить, а кого – отругать. Оно помогает и в степени самого поощрения и наказания, в определении критерия постановки оценки, распределения вопросов и заданий по ходу урока, в домашних заданиях. Благодаря этому чувству я знаю, что можно ожидать от того или иного ученика, а с другой стороны намечаю для себя примерные границы роста определенного ребенка на некотором учебном отрезке и, соответственно, оцениваю свою работу: удалось ли мне, помочь ребенку достигнуть этих границ или нет. (пример с Бараковым А)
«Чувство ученика» - то важное качество, благодаря которому учитель становиться профессионалом. Это своего рода опыт, появляющийся от общения с ребенком. И накопление данного опыта возможно только если смотреть на ученика как на личность, как на равного тебе человека.
По-моему, индивидуально подойти к ребенку на уроке – значит создать для него психологически комфортные условия. И это вовсе не означает, что ему надо ставить только положительные оценки, спрашивать только тогда, когда он хочет, позволять ему на уроке играть в мобильный телефон или разговаривать с друзьями. Психологический комфорт – это снятие страха перед уроком, наполнение смыслом работы и развитие осознания учеником его собственной личностной значимости. Иными словами, зная индивидуальные особенности детей, я всячески поддерживаю и помогаю им самоутверждаться в своих же собственных глазах. А учебный материал становится базой для самореализации учеников. (пример про нормативы)
Результативность урока будет заключаться не только в прохождении и усвоении программы, но и в личностном росте учащихся, которым общение со мной помогло стать чуть спокойнее, чуть увереннее, чуть добрее. И без использования метода индивидуального подхода добиться этого, пожалуй, невозможно.