Правописание безударных гласных в корне слова. Урок - суд.
Размещено: Татьяна Николаевна Катречко - чт, 09/06/2011 - 15:43
Русский язык
4 класс. УМК «Школа России»
Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова.
Цели урока: 1.Формировать умения правописания слов с безударной гласной в корне; закрепить способы проверки безударной гласной.
2.Развивать логическое мышление, внимание, связную речь учащихся.
3.Воспитовать аккуратность, культуру поведения на уроке, чувство прекрасного, любовь к родному языку, любовь к природе.
Ожидаемые результаты: учащиеся должны уметь проверять безударную гласную в корне слова.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки, молоток, шапочки для суда.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент. СЛАЙД № 1.
Сегодня, ребята, у нас необычный урок - урок-суд. А какую орфограмму мы будем судить и за что, вы узнаете из минутки чистописания.
2.Минутка чистописания.
Посмотрите на доску.
Какие орфограммы спрятались в этих соединениях?
В минутке чистописания запишите число, классная работа и эти соединения себе в тетради правильно и красиво. Обратите внимание, какие соединения между буквами и элементами.
3.Сообщение темы и цели урока.
Над какой орфограммой мы будем работать? СЛАЙД № 2
Мы будем дальше учиться проверять безударную гласную в корне слова и подбирать проверочные слова.
4.Закрепление изученного материала с элементами игры.
Прошу всех встать! Суд идёт! ( входят «Прокурор» и «Адвокат»)
Прошу садится! Объявляю состав суда.
Судья – учитель
Прокурор – ученик П
Адвокат – ученик А
Подсудимые - гласные буквы А, О, И, Е, Я. СЛАЙД № 3.
Свидетели – учащиеся нашего класса и наши гости.
Судебное заседание начинается. Гласные буквы обвиняются в том, что пишутся не так как слышаться.
П - Сколько можно говорить о безударных гласных!? Я считаю, хватит мучить детей! Пусть как слышат, так и пишут.
А - А я считаю, что проверять безударные гласные надо! Иначе все мы будем безграмотными.
У - Прошу встать свидетелей. На книге законов русского языка (учебнике) поклянитесь говорить правду и только правду.
С - Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!
У - Свидетелей… прошу получить карточки с заданиями для индивидуальной работы.
5.Словарно- орфографическая работа.
А - Хочу сделать заявление. Больше всего страдают птицы, их названия постоянно пишут неправильно.
У - Сейчас разберёмся. Назовите этих птиц. СЛАЙД № 4.
У - Молодцы! Правильно! А в какую группу можно объединить всех этих птиц? (зимующие)
А - Но пишут слова совсем по другому.
У - Свидетели, скажите по слогам, как правильно писать названия этих птиц.
- Прошу всех свидетелей записать названия этих птиц себе в тетради по памяти и поставить ударение. СЛАЙД № 5. (природа)
- А свидетель … заполнит документы у доски. (работа с словарными словами по карточкам).
П - Это ещё ничего не значит. Некоторые из этих слов можно было проверить.
У - В каких словах гласную можно проверить? Как? Почему?
В народе говорят: «Снегирь летит - на крыльях снег несёт».
СЛАЙД № 6. (снегирь, синица)
Запишем предложение себе в тетради и на доске, и объясним встретившиеся в нём орфограммы.
СНЕГИРЬ ЛЕТИТ – СНЕГ НА КРЫЛЬЯХ НЕСЁТ.
Объясните смысл этой народной приметы.
У - Адвокат, вы готовы объявить результаты работы свидетелей по карточкам. (объявляются оценки).
А - Это ещё одно доказательство того, что дети знают и умеют проверять безударные гласные. Об этом говорят документы.
У - Следующее задание суда. Может оно поможет нашему следствию. Запишите под диктовку слова, каждую группу с новой строки. В каждой группе подчеркните проверочное слово.
БОЛЬ, БОЛИТ, БОЛЕЕТ.
СВЕТЛО, СВЕТ, СВЕТЛЕЕТ.
ДОБРОТА, ДОБРЕТЬ, ДОБРЫЙ.
ЗИМА, ЗИМНИЙ, ЗИМОВКА.
СЛАЙД № 7. (проверка для задания).
У - Что можно сказать о словах в каждой строке?
- Выделите корень в словах.
- Какие слова называются проверочными?
- Назовите проверочное слово для каждой группы.
ФИЗМИНУТКА.
П - Не верю! Предлагаю выполнить следующее усложнённое задание и провести следственный эксперимент.
У - А сейчас свидетели отправитесь за новыми доказательствами для суда, беседуя по картине. СЛАЙД № 10. «Кормушка».
У - Наступила зима. Это очень трудное время для зимующих у нас птиц. Птицам нужна наша помощь.
Что это там на дереве висит?
Для кого эта кормушка?
Кто бы мог её повесить? А для чего?
Какие птицы прилетают на кормушку?
А вы делали дома кормушки? С кем?
Мы после урока повесим наши кормушки в школьном дворе и будем помогать птицам в трудное для них время.
А сейчас запищим под диктовку предложение и выполним его синтаксический разбор.
ДЕТИ ПОСТРОИЛИКОРМУШКИ ДЛЯ ПТИЦ.
А - Следственный эксперимент доказал, что ребята умеют проверять безударные гласные. А я предлагаю поиграть в игру «Не ошибись». Я называю слова, а вы показываете карточку с нужной безударной гласной.
Село, гнездо, сосна –
Одна из гласных не ясна.
Зима, вода, беда –
Пиши их правильно всегда.
У - У прокурора есть вопросы?
П - Нет.
У -У адвоката есть возражения?
А - Нет.
У - Для вынесения окончательного приговора прошу всех встать. Суд пришёл к единому мнению: безударные гласные оправдать и постоянно их проверять. СЛАЙД № 11.
У - Прошу всех сесть. Скажем вместе правило.
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно СЛАЙД № 12.
Ставь под ударение.
Ударение над гласным
Может сделать букву ясной.
У - Итак, ребята, выполняя задания, мы ещё раз убедились в том, что в корнях родственных слов и под ударением, и без ударения пишется одна и та же гласная буква.
8. Домашнее задание.
У - А сейчас расположите все буквы в порядке убывания их высоты и узнаете домашнее задание.
Е Е Б Н У Д Т СЛАЙД № 13.
У - Вы, ребята, сегодня хорошо поработали, поэтому письменного задания не будет.