интегрированный урок по обществознанию и английскому языку "Правонарушения и юридическая ответственность"
Интегрированный урок по обществознанию:
ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
10 класс
Львова Н.А. –учитель истории
Ортынская Л.Ю – учитель английского языка
2010-2011 учебный год
Задачи урока:
1) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
раскрыть понятие и признаки правонарушения, его состав и виды правонарушений
расширить и углубить представления учащихся о юридической ответственности за совершение правонарушений
2) РАЗВИВАЮЩАЯ
Работать в микрогруппах по решению единой проблемной задачи
Развивать у учащихся навыки решения практических задач, практической работы с законами, нормативными документами.
Развивать мотивацию к анализу чужих поступков и самоанализу
Развивать гуманистическое мировоззрение.
Способствовать формированию умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, конструировать вопросы, делать выводы.
3) ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
Продолжать формировать у учащихся основы правовой культуры; учить их готовности к принятию на себя ответственности за совершаемые действия.
Продолжать содействовать воспитанию гражданственности, уважения к закону, социальным и правовым нормам.
Воспитывать активную жизненную позицию и гуманизм
Учащиеся должны знать, что такое:
правонарушение,
состав правонарушения,
виды правонарушений,
юридическая ответственность и её виды,
цели юридической ответственности,
профилактика правонарушений
Учащиеся должны уметь:
применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач.
Тип урока - комбинированный с элементами практической деятельности учащихся.
Оборудование: схемы; карточки с заданиями, презентация
На доске:
тема
план
проблемный вопрос
задача про 15-летнего подростка
Проблемный вопрос: «Можно ли искоренить правонарушения?»
Тема нашего урока записана на доске. На уроке мы продолжим знакомиться с правом как особой системой мер, и речь у нас пойдёт о правонарушениях и ответственности. Сегодня у нас несколько необычный урок. Его буду вести я и Лилия Юрьевны.
Учитель английского языка приветствует.
My dear students and our guests, we are happy to greet you here. We have discussed some issues of today’s lesson while talking about youth problems and social life in our English classes. Next year we’ll discuss crime and punishment in detail and I hope this lesson will be very helpful for us.
Причины правонарушений
Еженедельно я покупаю и читаю газету для Гатчины и Гатчинского района «Гатчина – ИНФО». Одна из рубрик газеты называется «Криминал».
Учитель зачитывает :
«15- летний подросток украл видеоплеер у соседей по квартире, перелез по балкону в то время, когда те были в отпуске».
Учитель английского языка: из каких ещё источников мы узнаём о правонарушениях? Как вы себя чувствуете при этом? Мне тоже страшно. Почему же люди совершают правонарушения?
Just a moment, Natalya Alekseevna, let me ask our students some questions! Do you get information about the criminal situation in our area, region, and country only from the newspaper “Gatchina Info”? (после ответа учащихся) How do you feel when you read or hear criminal news and statistics? (после ответа учащихся) As for me, I also feel depressed and worried. I can’t understand what makes young people break the law. Why do they commit crimes? What are the reasons for offending?
Вопрос: Да. Почему же совершаются преступления? В чём причины преступности?
Организация работы:Каждая группа берёт файл номер 1 (Приложение 1). Читает материал по одной из точек зрения на появление преступности, обсуждает эту точку зрения между собой, соглашаются с ней или нет, приводит аргументы 4 группа определяет, какие причины являются объективными, какие субъективными. Время работы в группах 1 минута. Время выступления 1 минута.
После работы 3-х групп открываемслайд 3 «Причины преступности»
Ответ 4 группы : Отметьте, какие из нижеперечисленных причин преступлений являются объективными, а какие – субъективными:
- нищета семьи; О
- низкий уровень образования человека; С
- недостаточное государственное финансирование образования; О
- озлобленность человека; С
- сокращение издания научных и научно-популярных книг; О
- желание стать суперменом; С
- стремление модно и красиво одеваться. С
Учительанглийскогоязыка:Слайд4.
You’ve just stated that psychological, socio-economical and upbringing problems lead to breaking the law. However, do you believe that a young offender can’t stop breaking laws? English people say, «Once a criminal – always a criminal”. Do you agree with the saying?
2. Правонарушение:
Понятие
Состав правонарушения
Виды правонарушений
а) Понятие «правонарушение»
Познакомимся с понятием правонарушение подробнее
.
Слайд 5 «Правонарушение» определение
Организация работы:Вопросы:
- Выделите признаки правонарушения?
Открываем слайд
Слайд 6 «Признаки правонарушения»
- Охарактеризуйте признаки правонарушения с помощью учебника стр. 297.
б) Состав правонарушения
Вопрос: Как узнать, какое деяние совершено: правонарушение или аморальный поступок? Например: нарушение кодекса врачебной этики, кодекса офицерской чести?
(Ответ: надо узнать, есть ли в этом деянии состав правонарушения). Открываем слайд.
Слайд 7. Работаем со схемой «состав правонарушения»
Организация работы:Каждая группа берёт файл номер 2 (Приложение2). Разбирает один из признаков состава правонарушения. На примере задачи характеризует этот признак состава правонарушения: Задача: «15- летний подросток украл видеоплеер у соседей по квартире, перелез по балкону в то время, когда те были в отпуске».
в) Виды правонарушений.
Вопрос: Какое же правонарушение совершил 15- летний подросток? ( риторический)
Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, какие бывают виды правонарушений? Организация работы:Каждая группа берёт файл номер 3 (Приложение3).Прочитав текст, составьте схему: Виды правонарушений. Схема составляется на доске. Приведите пример правонарушения (из жизни, из СМИ) на заданную тему.
Открываем слайд. Слайд 8
Вопрос: Какое правонарушение совершил 15- летний подросток?
Ответ: преступление – это кража, посягательство на чужое имущество
1. Кража, то есть тайное хищение чужого имущества - ст.158 УК РФ
Слайд 9
Учитель английского языка
Look at the blackboard and match the English words to the Russian ones. Are there any offences that are not dangerous for the society?
TASK 2.
READ AND MATCH:
mugging
Убийство
scamming
Уличныйграбёж
disorderly conduct
Мошенничество
pickpocketing
Магазинная кража
murder
Распространение наркотиков
absence
Карманная кража
stowaway
Мелкое хулиганство
drugtrafficking
Прогул
shoplifting
Проездбезбилета(«зайцем»)
Организация работы: Пока ученики заполняют таблицу, разбираем вопросы:
- Существуют ли правонарушения не опасные для общества?
Ответ: Нет. Они отличаются лишь степенью опасности. Преступление отличают от проступка три признака:
1. Совершенное должно быть очень опасным для общества и государства.
2. Деяние должно нарушать нормы уголовного права.
3. Человек должен быть виновен в содеянном
Вопрос: - Древние говорили: «Каково твоё деяние, таково и воздаяние». Как вы думаете, что они хотели этим сказать?
3. Юридическая ответственность
а) Понятие
Слайд 10. Юридическая ответственность –это…
Учитель: Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность. Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния.
Организация работы:Каждая группа берёт файл номер 4 (Приложение4). Познакомившись с видом юридической ответственности, выберите из предложенных правонарушений те, за которые последует ваш вид юридической ответственности. Свой ответ аргументируйте. Открыть слайд
Слайд 12. виды юридической ответственности
Виды правонарушений:
Группа подростков избила одноклассника У
Двое несовершеннолетних друзей распивали пиво в парке на скамейке А
15-летний Н. впервые попробовал наркотики А
14-летний П. гулял на улице после 22:00 А
В школе на перемене украли дорогой мобильный телефон у одноклассника У
Саша 13 лет и Денис 16 лет во время игры в футбол (в выходной день) разбили стекла в окнах ЖЭКа. Г-П
Одноклассник порвал учебник Г-П
Подростки на улице демонстративно выкрикивали лозунги, унижающие достоинства других народов, проживающих на территории РФ У
Ученик прогулял уроки в школе Д
Английский
Организация работы:каждая группа предлагает ответ на вопрос: как общество должно относится к этим деяниям?......( открытьслайд13
There are some pictures showing the most common offences prevalent among young people. It goes without saying that offenders must be punished, but in which way? How severe must the punishment be? There are some tips for you.
TASK 3.
Give warning
Take to court
Fine
Put into prison
Involve into community work
Educate
Учитель: а какую юридическую ответственность понесёт 15- летний подросток укравший видеоплеер у соседей по квартире в то время, когда те были в отпуске?
Открыть слайд 16
Ответ: Статья 158п.3.Уголовного кодекса РФ.
Кража, совершенная с незаконным проникновением в жилище... , - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового".
Это преступление относится к категории тяжких. Согласно ч. 2 ст. 20 УК ответственность за кражу наступает с возраста 14 лет (на момент совершения кражи).
Открыть слайд 17
Организационный момент: работа со статистическими данными по Гатчинскому району.
- Посмотрим статистические данные Гатчинского района.
- Какой вид ответственности преобладает?
- какие наказания понесли несовершеннолетние за совершение преступлений?
- какие наказания понесли несовершеннолетние за совершение административных правонарушений?
Учитель: подробнее о наказаниях в РФ и, в частности, о наказаниях несовершеннолетних мы поговорим на последующих уроках. Наказаниянесовершеннолетнихсурово. Врядестранприменяетсяальтернативноенаказание.
Слайд 14
TASK 4.
In South Wales there is an organization where young offenders are treated in a different way.
LISTEN TO THE EXTRACT FROM A RADIO PROGRAMME ABOUT ALTERNATIVE METHODS OF TREATING YOUNG CRIMINALS AND DISCUSS PROS AND CONS THE NEW APPROACH.
Учитель: приведите аргументы на английском - «за» и «против такого наказания
за
против такого наказания
Рецидив из подростков совершают только 2
Тратятся большие деньги налогоплатильщиков
Ребёнок не озлобляется
Многие дети, не совершавшие правонарушения, не могут себе позволить такой отдых
( я) Учитель: Можно ли и нужно такое наказание ввести в России?
Слайд 15
4. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних
Вопрос: опережающее задание
А что вы предлагаете сделать, чтобы остановить рост правонарушений в РФ среди несовершеннолетних?
Размещено вс, 30/03/2014 - 22:45 пользователем Ирина Леонидовна Титкова.
Наталья Алексеевна – высококвалифицированный педагог. При посещении её уроков всегда отмечается увлечённость преподаваемым предметом, желание донести до ребят всё то, что знает учитель. Наталья Алексеевна – творческий учитель, использующий разнообразные педагогические технологии. Меня особенно заинтересовала организация интегрированных уроков. На интегрированном уроке обществознание – английский язык по теме «Правонарушение и юридическая ответственность», который был показан в рамках семинара учителей истории и обществознания ГМР "Роль уроков истории и обществознания в социализации личности", Наталья Алексеевна показала, как связать разные, на первый взгляд, учебные предметы. Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Например, повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока, установление межпредметных связей и применение их при решении разнообразных задач. Урок проходил в хорошем темпе, учащиеся непринуждённо переходили с русского языка на английский. В ходе урока использовались различные методы обучения: анализ документов, диалог, решение правовых задач. Наталья Алексеевна умело использует на своих уроках ИКТ. И этот урок не стал исключением, он был организован с помощью интерактивной доски. Методические находки Натальи Алексеевны помогут мне в работе. С уважением, Ирина Леонидовна Титкова
На: интегрированный урок по обществознанию и английскому языку "
Наталья Алексеевна – высококвалифицированный педагог. При посещении её уроков всегда отмечается увлечённость преподаваемым предметом, желание донести до ребят всё то, что знает учитель. Наталья Алексеевна – творческий учитель, использующий разнообразные педагогические технологии. Меня особенно заинтересовала организация интегрированных уроков. На интегрированном уроке обществознание – английский язык по теме «Правонарушение и юридическая ответственность», который был показан в рамках семинара учителей истории и обществознания ГМР "Роль уроков истории и обществознания в социализации личности", Наталья Алексеевна показала, как связать разные, на первый взгляд, учебные предметы. Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Например, повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока, установление межпредметных связей и применение их при решении разнообразных задач. Урок проходил в хорошем темпе, учащиеся непринуждённо переходили с русского языка на английский. В ходе урока использовались различные методы обучения: анализ документов, диалог, решение правовых задач. Наталья Алексеевна умело использует на своих уроках ИКТ. И этот урок не стал исключением, он был организован с помощью интерактивной доски. Методические находки Натальи Алексеевны помогут мне в работе. С уважением, Ирина Леонидовна Титкова
Ирина Титкова