Одной из приоритетных задач современного педагогического образования на всех его этапах является активизация разработки новых технологий подготовки учителя, направленной на обеспечение готовности педагога к работе в изменяющихся условиях на основе многообразия образовательных программ, учебников и образовательных учреждений. Поэтому не удивительно, что в последнее время актуализировался вопрос подготовки педагога к инновационной деятельности, т.к. развитие творческого потенциала личности учителя — основное условие обеспечения готовности педагога к работе в изменяющихся условиях, и как следствие повышения качества учебно-воспитательной работы современной школы.
Развития инновационного потенциала личности учителя сегодня требует реализация новой образовательной инициативы «Наша новая школа», современная модель образования и стандарты второго поколения.
Проблема развития инновационного потенциала учителя в последнее десятилетие широко рассматривается в работах М.В. Кларина, В.Я. Ляудис, Л.С. Подымовой, С.Д. Полякова, Н.Р. Юсуфбековой где раскрывается сущность нововведений в области образования. Научному обоснованию системы управления инновационными процессами, определению критериев оценки деятельности учителей – новаторов посвящены исследования В.П. Кваши, Н.В. Коноплиной, В.М. Лазарева, М.М. Поташника, А. Тубельского, Т.И. Шамовой, О.Г. Хомерики. Механизмы педагогического творчества, являющегося основой инновационной деятельности учителя, проанализированы в трудах В.И. Загвязинского, С.Б. Елканова, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кухарева, В.Я. Ляудис, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Л.М. Фридмана. Необходимость создания ситуации успеха в педагогической деятельности, индивидуального сопровождения личностно-профессионального развития учителя, устремляющих его к самосовершенству, подчеркивает в своих исследованиях А.П. Тряпицина.
Под инновационным потенциалом педагога мы понимаем совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, выражающую готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность, средств и методов. В инновационный потенциал педагога также включается желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании. Для успешной работы в области инновационной педагогики учитель должен обладать следующими характеристиками:
- творческой способностью генерировать и продуцировать новые представления и идеи, проектировать и моделировать их в практических формах, в конкретной деятельности;
- культурно-эстетической развитостью и образованностью, что предполагает интеллектуальную и эмоциональную развитость и высокий уровень культурной грамотности педагога;
- открытостью личности к новому, что базируется на толерантности личности и гибкости мышления.
Также необходимо отметить, что реализация на практике инновационного потенциала отдельного педагога оказывается особенно результативной при наличии педагогического коллектива единомышленников, способных к реализации в сфере образования инновационных идей, проектов и технологий [4].
Поэтому необходимым условием осуществления инновационной деятельности является целенаправленная работа всего педагогического коллектива, обеспечивающая готовность субъекта (в нашем случае педагога) к осуществлению инновационной деятельности. Актуальность этого подтверждают в своей работе Г. И. Герасимов, Л. В. Илюхина [2], которые справедливо отмечают, что «…инновация – это целенаправленная реализация того потенциала, который заключен в творчестве личности. Специфика инновации как деятельности порождает определенный тип личности».
В ходе анализа теоретических подходов к проблеме развития инновационного потенциала педагога нами выделен ряд условий, необходимых для успешного осуществления данного процесса, а именно:
– развитие инновационного потенциала педагога, ориентированного на инновационную деятельность, и его сопровождение должны осуществляться на основе компетентностного подхода;
– процесс развития инновационного потенциала педагога, занимающегося инновационной деятельностью, должен быть непрерывен, так как становление инновационной практики – это постоянно изменяющийся процесс;
– процесс развития инновационного потенциала педагога, ориентированного на инновационную деятельность, происходит за счет его участия в инновационной деятельности и специально организованных рефлексивно-аналитических, проектировочных и образовательных мероприятиях (событиях);
– образование педагога, занимающегося инновационной деятельностью, должно быть организовано как непрерывный процесс достижения поставленных образовательных задач и оформления новых;
– так как любая деятельность человека включает решение задач, именно поэтому целесообразно организовывать сопровождение развития инновационного потенциала специалиста на основе решения им задач, присущих данному виду деятельности;
– для осуществления развития инновационного потенциала педагога необходимо формировать представления об образе отдаленного будущего, об инновационной деятельности ближайшего периода, а также организовывать совместное проектирование предстоящей деятельности и освоение каждым педагогом знаний, умений, способов, необходимых ему для ее реализации.
Сущность процесса развития инновационного потенциала педагога состоит в разрешении индивидуальных образовательных дефицитов, возникающих в процессе осуществления инновационной деятельности. Данный процесс предполагает обогащение знаний и умений педагога, формирование профессиональной компетентности, необходимой для успешного выполнения инновационной деятельности посредством вовлечения их в инновационныйпоиск,опытно-экспериментальную работу, в непрерывное творческое переосмысление действительности, что приводит к совершенствованию мастерства и профессионализма.
В развивающейся инновационной школе исследовательская деятельность учителя является необходимой составной частью педагогической деятельности и реализуется в форме образовательного проекта.
Учитель, включаясь в разработку образовательного проекта (ОП), ставит перед собой исследовательские задачи по организации новой практики обучения и воспитания.
Отсюда следует, что процесс конструирования авторской педагогической системы – это процесс творческий.
Рассмотрим технологию конструирования инновационной педагогической системы учителя, которая, на нашвзгляд, состоит из трех взаимосвязанных стадий: проектировочной, экспериментальной и рефлексивно-оценивающей. Данная технология былаапробирована в процессе курсов повышения квалификации учителей и в межсессионный период.
1. Проектировочная стадия начинается с разработки общего замысла новой педагогической системы, направленной на прогнозирование конечного результата в сфере формирования личности учащегося в условиях конкретного образовательного учреждения. С этой целью учитель осуществляет ряд последовательных шагов.
Первый из них направлен на определение проблемы исследования и включает в себя выявление актуальности и значимости разрабатываемого образовательного проекта. Для этого осуществляется анализ, диагностика и оценка текущего состояния педагогической системы, выявление в ней имеющихся недостатков и противоречий, анализ изученности.
Вторым шагом является формирование гипотезы о результатах и путях их достижения.
Третий шаг направлен на вычленение цели будущей педагогической системы. При этом нельзя ограничиваться лишь введением учащихся в различные отрасли знаний – необходимо повышать самосознание школьников, их способность к концептуальному мышлению, целостному видению мира. Главным методическим ориентиром при создании инновационной системы обучения должна стать направленность на свободное развитие ребенком собственной личности.
Четвертый шаг связан с подробным изложением концептуальной моделипедагогической системы и технологииее практической реализации, обеспечивающей повышение эффективностиобразовательного процесса.
Стадия проектирования инновационной педагогической системы завершается определением задач по развитию личности учащихся. Для этого необходимо выявить существующий уровень личности в целом, а не только отдельных ее компонентов (например, знаний, умений и навыков). Поэтому в качестве самостоятельной задачи исследования в план включается диагностирование учащихся по выявлению исходного уровня их личностного развития.
2.Стадия экспериментальной реализации модели инновационной педагогической системы включает в себяразработку и апробацию содержательных и процессуальных компонентов системы, обеспечивающих реализацию целей и задач ОП: авторских учебных программ, планов уроков, дидактических материалов,технологий обучения и т.д.
Результатом данного этапа может явиться констатация перехода образовательной системы в новое качество.
3. Рефлексивно-оценивающей этап реализациимодели инновационной педагогической системы предполагает самооценку полученного проекта и качественных результатов его экспериментальной апробации, экспертизу проекта в соответствии с заданными критериями.
На этом этапе принимается решение об использовании проекта в опыте работы конкретного учреждения.
Таким образом, проектирование и анализ педагогической системы учителем создают благоприятные условия для проявления творческого инновационного потенциала, как педагогов, так и учащихся, что способствует повышению качества образования в интересах инновационного развития экономики страны.
Литература:
1.Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления / Агентство образования адм. Краснояр. края, Краснояр. краев. ИПК и ПРО. - Красноярск: Поликом, 2007. - 190 с.
2.Герасимов Г. И., Илюхина Л. В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. Ростов н/Д: НМД «Логос», 1999. 136 с.
3.Новиков А.М, Новиков Д.А. Образовательный проект. М. Эгвес, 2004.-116с.
4.Словарь http://scholar.urc.ac.ru/courses/Telecom/vocab/potent.html
|