Официальный сайт fresher 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проектирование педагогической системы учителя как условие развития его инновационного потенциала.

 

Одной из приоритетных задач современного педагогического образования на всех его этапах является активизация разработки новых технологий подготовки учителя, направленной на обеспечение готовности педагога к работе в изменяющихся условиях на основе многообразия образовательных программ, учебников и образовательных учреждений. Поэтому не удивительно, что в последнее время актуализировался вопрос подготовки педагога к инновационной деятельности, т.к. развитие творческого потенциала личности учителя — основное условие обеспечения готовности педагога к работе в изменяющихся условиях, и как следствие повышения качества учебно-воспитательной работы современной школы.

Развития  инновационного потенциала личности учителя  сегодня требует реализация новой образовательной инициативы «Наша новая школа», современная модель образования и  стандарты  второго поколения.

Проблема развития инновационного потенциала учителя в последнее десятилетие широко рассматривается в работах М.В. Кларина, В.Я. Ляудис, Л.С. Подымовой, С.Д. Полякова, Н.Р. Юсуфбековой  где раскрывается сущность нововведений в области образования.  Научному обоснованию системы управления инновационными процессами, определению критериев оценки деятельности учителей – новаторов посвящены исследования В.П. Кваши, Н.В. Коноплиной, В.М. Лазарева, М.М. Поташника, А. Тубельского, Т.И. Шамовой, О.Г. Хомерики. Механизмы педагогического творчества, являющегося основой инновационной деятельности учителя, проанализированы в трудах В.И. Загвязинского, С.Б. Елканова, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кухарева, В.Я. Ляудис, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Л.М. Фридмана.  Необходимость создания ситуации успеха в педагогической деятельности, индивидуального сопровождения личностно-профессионального развития учителя, устремляющих его к самосовершенству, подчеркивает в своих исследованиях А.П. Тряпицина.

Под инновационным потенциалом педагога мы понимаем совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, выражающую готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность, средств и методов. В инновационный потенциал педагога также включается желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании. Для успешной работы в области инновационной педагогики учитель должен обладать следующими характеристиками:

  • творческой способностью генерировать и продуцировать новые представления и идеи, проектировать и моделировать их в практических формах, в конкретной деятельности;
  • культурно-эстетической развитостью и образованностью, что предполагает интеллектуальную и эмоциональную развитость и высокий уровень культурной грамотности педагога;
  • открытостью личности к новому, что базируется на толерантности личности и гибкости мышления.

Также необходимо отметить, что реализация на практике инновационного потенциала отдельного педагога оказывается особенно результативной при наличии педагогического коллектива единомышленников, способных к реализации в сфере образования инновационных идей, проектов и технологий [4].

Поэтому необходимым условием осуществления инновационной деятельности является целенаправленная работа всего педагогического коллектива, обеспечивающая готовность субъекта (в нашем случае педагога) к осуществлению инновационной деятельности. Актуальность этого подтверждают в своей работе Г. И. Герасимов, Л. В. Илюхина [2], которые справедливо отмечают, что «…инновация – это целенаправленная реализация того потенциала, который заключен в творчестве личности. Специфика инновации как деятельности порождает определенный тип личности».

В ходе анализа теоретических подходов к проблеме развития инновационного потенциала педагога нами выделен ряд условий, необходимых для успешного осуществления данного процесса, а именно:

– развитие инновационного потенциала педагога, ориентированного на инновационную деятельность, и его сопровождение должны осуществляться на основе компетентностного подхода;

– процесс развития инновационного потенциала педагога, занимающегося инновационной деятельностью, должен быть непрерывен, так как становление инновационной практики – это постоянно изменяющийся процесс;

– процесс развития инновационного потенциала педагога, ориентированного на инновационную деятельность, происходит за счет его участия в инновационной деятельности и специально организованных рефлексивно-аналитических, проектировочных и образовательных мероприятиях (событиях);

– образование педагога, занимающегося инновационной деятельностью, должно быть организовано как непрерывный процесс достижения поставленных образовательных задач и оформления новых;

– так как любая деятельность человека включает решение задач, именно поэтому целесообразно организовывать сопровождение развития инновационного потенциала специалиста на основе решения им задач, присущих данному виду деятельности;

– для осуществления развития инновационного  потенциала педагога необходимо формировать представления об образе отдаленного будущего, об инновационной деятельности ближайшего периода, а также организовывать совместное проектирование предстоящей деятельности и освоение каждым педагогом знаний, умений, способов, необходимых ему для ее реализации.

Сущность процесса развития инновационного потенциала педагога состоит в разрешении индивидуальных образовательных дефицитов, возникающих в процессе осуществления инновационной деятельности. Данный процесс предполагает обогащение знаний и умений педагога, формирование профессиональной компетентности, необходимой для успешного выполнения инновационной деятельности посредством  вовлечения  их  в инновационныйпоиск,опытно-экспериментальную работу, в непрерывное творческое переосмысление действительности, что приводит к совершенствованию мастерства и профессионализма.

В развивающейся инновационной школе исследовательская деятельность учителя является необходимой составной частью педагогической деятельности и реализуется в форме образовательного проекта.

Учитель, включаясь в разработку образовательного проекта (ОП), ставит перед собой исследовательские задачи по организации новой практики обучения и воспитания.

Отсюда следует, что процесс конструирования авторской педагогической системы – это процесс творческий.

Рассмотрим технологию конструирования инновационной педагогической  системы учителя, которая, на нашвзгляд, состоит из трех взаимосвязанных стадий: проектировочной, экспериментальной и рефлексивно-оценивающей. Данная технология былаапробирована в процессе курсов повышения квалификации учителей  и в межсессионный период.

1. Проектировочная стадия начинается с разработки общего замысла новой педагогической системы, направленной на прогнозирование конечного результата в сфере формирования личности учащегося в условиях  конкретного образовательного учреждения.  С этой целью учитель осуществляет ряд последовательных шагов.

Первый из них направлен на определение проблемы исследования и включает в себя выявление актуальности и значимости разрабатываемого   образовательного проекта. Для этого осуществляется анализ, диагностика и оценка текущего состояния педагогической системы, выявление в ней имеющихся недостатков и противоречий, анализ изученности.

Вторым шагом является формирование гипотезы о результатах и путях их достижения.

Третий шаг направлен на вычленение цели будущей педагогической системы. При этом нельзя ограничиваться лишь введением учащихся в различные отрасли знаний – необходимо повышать самосознание школьников, их способность к концептуальному мышлению, целостному видению мира. Главным методическим ориентиром при создании инновационной системы обучения должна стать направленность на свободное развитие ребенком собственной личности.

Четвертый шаг связан с подробным изложением концептуальной моделипедагогической системы и технологииее практической реализации, обеспечивающей повышение эффективностиобразовательного процесса.

Стадия проектирования инновационной педагогической системы завершается определением задач по развитию личности учащихся. Для этого необходимо выявить существующий уровень личности в целом, а не только отдельных ее компонентов (например, знаний, умений и навыков). Поэтому в качестве самостоятельной задачи исследования в план включается диагностирование учащихся по выявлению исходного уровня их личностного развития.

2.Стадия экспериментальной реализации модели инновационной педагогической системы включает в себяразработку и апробацию содержательных и процессуальных компонентов системы, обеспечивающих реализацию целей и задач ОП: авторских учебных программ, планов уроков, дидактических материалов,технологий обучения и т.д.

            Результатом данного этапа может явиться констатация перехода образовательной системы в новое качество.

3. Рефлексивно-оценивающей  этап реализациимодели инновационной педагогической системы  предполагает самооценку полученного проекта и качественных результатов его экспериментальной апробации, экспертизу проекта в соответствии с заданными критериями.

На этом этапе принимается решение об использовании проекта в опыте работы конкретного учреждения.

Таким образом, проектирование и анализ  педагогической системы учителем создают благоприятные условия для проявления творческого инновационного потенциала, как педагогов, так и учащихся, что способствует повышению качества образования  в  интересах инновационного развития экономики страны.

 

Литература:

1.Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления / Агентство образования адм. Краснояр. края, Краснояр. краев. ИПК и ПРО. - Красноярск: Поликом, 2007. - 190 с.

2.Герасимов Г. И., Илюхина Л. В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. Ростов н/Д: НМД «Логос», 1999. 136 с.

3.Новиков А.М, Новиков Д.А. Образовательный проект. М. Эгвес, 2004.-116с.

4.Словарь http://scholar.urc.ac.ru/courses/Telecom/vocab/potent.html


»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн