Тема: «Нравственные понятия «забота», «чувство долга», «ответственность» в литературных произведениях русских писателей и православной культуре».
Submitted by Ирина Викторовна Коваленко on Fri, 17/06/2011 - 15:07
Тема: «Нравственные понятия «забота», «чувство долга», «ответственность» в литературных произведениях русских писателей и православной культуре».
Цель: Познакомить детей с рассказом Бориса Емельянова «Как я покупал собаку». Учить анализировать поступки героев с целью выявления мотивов поступков. Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, умения работать с текстом. Создать условия для восприятия нравственных понятий (забота, чувство долга, ответственность). Формирование личностных качеств у детей и приобщение их к православной культуре. Воспитывать чувство доброты, милосердия, любви к животным.
Ход урока
I Организация класса
IIПостановка учебной задачи
Ребята, я недавно прочитала стихотворение и задумалась над тем, умеют ли животные думать. Давайте вместе с вами поразмышляем над этим вопросом. Послушайте это стихотворение.
Я думаю о том:
Умеют думать звери?
Вот, шевельнув хвостом,
Котенок входит в двери
Он думает о том,
Что будет с ним потом?
Есть мысли у телят?
Я увидел, как телята
Хвостами шевелят
И вдаль глядят куда-то…
Бывают у собак
Нерадостные мысли,
Задумается пес –
И уши вниз повисли.
- Согласны ли вы с героем стихотворения, что собаки, кошки умеют думать?
- Что их может в жизни огорчать? (на доске иллюстрация собаки)
- Какой вывод можно сделать?
“ Ты всегда в ответе за всех, кого приручил ” (на доске)
Пусть эта фраза будет нашим девизом.
Послушайте одну историю, которая произошла с вашей ровесницей.
1) Чтение сказки «Надоевшие подарки»
Надоевшие подарки
Лена очень любила розы, а еще ей нравились забавные и пушистые хомячки. Но срезанные цветы быстро вянут, асмотреть на хомячков в зоомагазине не очень интересно. И тогда Лена стала упрашивать маму, чтобы она подарила ей на день рождения кустик розы, а папу просила купить ей хомячка.
Как-то утром проснулась Лена и видит, что на окне стоит горшок с маленьким розовым кустиком и с тремя розами, а на полу под окном стоит открытая коробка с красивым рыжим хомячком. Только теперь она вспомнила, что сегодня у нее день рождения, и бросилась целовать маму и папу. Потом Лена подбежала к своим подаркам и стала ими по очереди любоваться. Целый месяц Лена радостно заботилась о розе и ухаживала за хомячком. Цветы розы распустились еще больше и наполнили детскую комнату приятным ароматом, а хомячок уже настолько привык к своей маленькой заботливой хозяйке, что как только его вынимали из коробки, всюду бегал следом за Леной, не отставая от нее ни на шаг...
Шли дни. Кустик розы и хомячок стали Лене все больше и больше надоедать. Розовый кустик нужно было каждый день поливать и поворачивать к солнцу, а за хомячком нужно было каждый день убирать и чистить коробку, чтобы в комнате не было неприятного запаха. И вот однажды Лена вынесла розовый кустик и коробку с хомячком на балкон. Горшок с кустиком она поставила на перила, а коробку с хомячком - на табуретку.
- Пусть теперь кустик дождь поливает, - решила она. - А за хомячком я могу теперь и вовсе не убирать, на балконе все время свежий воздух и ветерок, а значит, и запаха никакого не почувствуешь.
Целую неделю жили кустик с хомячком на балконе. Сначала Лена каждый день выходила к ним на балкон. Но вскоре она позабыла о своих подарках, и кустик с хомячком остались совсем одни.
Целые три дня Лена ни разу не вспомнила о своих живых подарках. Теперь ей уже сильно хотелось собаку, и она упрашивала родителей купить ей маленького щенка. Только на четвертый день она вспомнила о своих подарках и вышла на балкон. Но ни розового кустика, ни хомячка она там не увидела. Коробка стояла на табуретке пустой, а горшка с розовым кустиком и вовсе не было.
- Наверное, это мама или папа их взяли и перенесли в другое место, - подумала Лена и побежала узнать у мамы, где ее подарки. Она не знала, что прошлой ночью сильный порыв ветра свалил с перил горшок с розовым кустиком и он разбился об асфальт. А хомячка два дня тому назад, когда Лена была в школе, утащила большая черная ворона. Когда оказалось, что ни мама, ни папа ничего не знают о ее подарках, Лена поняла, что произошла какая-то беда, и почувствовала себя виноватой. После этого случая родители решили больше не дарить ей живых подарков.
2) Беседа после чтения
- Какой была Лена?
- Можно ли сказать, что Лена была незаботливой и безответственной девочкой?
- Если Лена захотела живые подарки, то должна ли она была заботиться о них?
- Должно ли быть у детей чувство долга и ответственности перед зависимыми от них животными?
- Правильно сделали родители, что решили больше не дарить Лене живых подарков? Почему?
- Что должна была проявлять Лена к своим живым подаркам?
- Что такое забота?
Итак, я предлагаю вам поразмышлять над такими словами: забота, заботиться, чувство долга, ответственность.
3) Работа в группах
Ребята, у каждой группы записано слово. Ваша задача обсудить его значение, а затем высказать нам свое мнение. Может кто-нибудь приведет пример, когда была проявлена забота и ответственность.
1 группа ЗАБОТА (это когда человек стремится сделать другому лучше, старается, чтобы у другого было все хорошо)
2 группа ЗАБОТИТЬСЯ (это значит, внимательно и бережно относиться к другому, ухаживать за ним, помогать и делать так, чтобы ему было хорошо)
3 группа ЧУВСТВО ДОЛГА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (это когда человек изнутри чувствует и понимает, сто он должен сделать нужное и полезное для других; ответственный человек самостоятельно, без напоминаний старается выполнить свои обязанности) Привести пример
Вывод: Забота – это когда человек стремиться сделать другому лучше, старается, чтобы у другого было все хорошо.
Чувство долга, ответственность – это когда человек изнутри чувствует и понимает, что он должен сделать нужное и полезное для других; ответственный человек самостоятельно, без напоминаний старается выполнить свои обязанности.
Словарь С. И. Ожегова дает такое определение этим понятиям.
Забота – мысль или деятельность направленная к благополучию кого чего-нибудь. Забота – внимание, попечение, уход.
Заботиться – проявлять заботу.
Чувство долга, ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.
III Физминутка
На уроках чтения мы познакомились со многими авторами. Сейчас я буду вам называть их, а вы будете выполнять определенные действия. Если я назову поэта вы хлопаете в ладоши. Если писателя – приседаете. Итак, посмотрим какие вы внимательные.
Афанасий Фет, Константин Паустовский, Николай Носов, Самуил Маршак, Сергей Есенин, Виктор Драгунский, Александр Блок, Иван Никитин, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Александр Куприн, Федор Тютчев, Лев Толстой, Иван Бунин, Антон Чехов, Спиридон Дрожжин.
Молодцы, все были внимательными.
- Ребята, назовите мне писателей, которые написали произведения о природе и животных.
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Бориса Емельянова «Как я покупал собаку»
IVИзучение нового материала
1) Чтение рассказа учителем и детьми
2) Работа над текстом
- Понравился ли вам рассказ?
- Что вы испытали при чтении текста? (сначала было интересно, а затем стало грустно и тревожно от того, что переживала собака. И хороший конец. Томка вернулся к своему хозяину)
- В какой момент вы особенно переживали?
- От чьего имени ведется рассказ?
- С каких слов начинает свой рассказ автор?
- Какие собаки у него жили? Найдите и прочитайте.
- Почему он решил завести взрослую собаку? (автор проявил ответственность в том, что он понимал, что он стар и если он умрет кто позаботится о его собаке)
- Найдите в тексте и прочитайте описание собаки, которую он выбрал.
- Как вел себя Томка в новом доме?
- Какие у него сложились отношения с новым хозяином?
- Почему не удалось приручить Томку? Найдите и прочитайте этот отрывок.
- Что собака проявила? (преданность своему прежнему хозяину)
- Как поступил автор?
- В каких словах рассказа выражена его главная мысль?
- Какой вывод мы можем сделать? (мы должны заботиться о тех, кого приручили, проявлять ответственность по отношению к братьям нашим меньшим)
VИтог урока
- Чему нас учат прочитанные произведения?
- Приведите примеры дружбы святых и животных? (на доске иллюстрации Серафима и медведя, Герасима и льва, Сергия Радонежского и медведя)
- Почему дикие животные не трогали святых людей?
- Только ли нужно заботиться о животных?
(Нужно вовремя оглянуться и увидеть кому нужна наша помощь. Вокруг нас очень много людей, которым мы можем оказать помощь. Это больные, престарелые люди, инвалиды. Откликнуться на их просьбу, оказать им помощь, поддержку, внимание)
И еще я хотела бы обратить внимание на то, что у вас есть друзья, одноклассники, которым тоже бывает нужна ваша помощь. Помните основное правило жизни данное людям: «Возлюби ближнего своего»
Вокруг каждого человека есть те, о ком он должен заботиться, и кому он может помочь. Испытывая чувство долга и ответственности перед другими, человек сам с удовольствием стремиться помогать и хочет заботиться о других. Если бы все люди с радостью заботились друг о друге, то жизнь стала бы намного лучше и красивее. Каждый человек должен быть заботливым и ответственным, хорошо и честно исполнять свой человеческий долг перед другими.
Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьезных котят
И щенков беззаботных,
Кто может любить и козла и осла –
Тот людям вовеки
Не делает зла. Р. Сеф
Встаньте, крепче возьмитесь за руки, никогда не теряйте друзей и пусть братья наши меньшие, которые живут рядом с нами получают заботу, ласку и тепло вашей души.