Официальный сайт 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тема: «Нравственные понятия «забота», «чувство долга», «ответственность» в литературных произведениях русских писателей и православной культуре».

Submitted by Ирина Викторовна Коваленко on Fri, 17/06/2011 - 15:07
Данные об авторе
Автор(ы): 
Коваленко Ирина
Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 

 

Цель:  Познакомить детей с рассказом Бориса Емельянова «Как я покупал собаку». Учить анализировать поступки героев с целью выявления мотивов поступков. Способствовать развитию памяти,  внимания, мышления, умения работать с текстом. Создать условия для восприятия нравственных понятий (забота, чувство долга, ответственность). Формирование личностных качеств у детей и приобщение их к православной культуре. Воспитывать чувство доброты, милосердия, любви к животным.

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Краткое описание: 
Вокруг каждого человека есть те, о ком он должен заботиться, и кому он может помочь. Испытывая чувство долга и ответственности перед другими, человек сам с удовольствием стремиться помогать и хочет заботиться о других. Если бы все люди с радостью заботились друг о друге, то жизнь стала бы намного лучше и красивее. Каждый человек должен быть заботливым и ответственным, хорошо и честно исполнять свой человеческий долг перед другими.

 

 

Тема: «Нравственные понятия «забота», «чувство долга», «ответственность» в литературных произведениях русских писателей и православной культуре».

Цель:  Познакомить детей с рассказом Бориса Емельянова «Как я покупал собаку». Учить анализировать поступки героев с целью выявления мотивов поступков. Способствовать развитию памяти,  внимания, мышления, умения работать с текстом. Создать условия для восприятия нравственных понятий (забота, чувство долга, ответственность). Формирование личностных качеств у детей и приобщение их к православной культуре. Воспитывать чувство доброты, милосердия, любви к животным.

Ход урока

I Организация класса

IIПостановка учебной задачи

Ребята, я недавно прочитала стихотворение и задумалась над тем, умеют ли животные думать. Давайте вместе с вами поразмышляем над этим вопросом. Послушайте это стихотворение.

Я думаю о том:

Умеют думать звери?

Вот, шевельнув хвостом,

Котенок входит в двери

Он думает о том,

Что будет с ним потом?

 

Есть мысли у телят?

Я увидел, как телята

Хвостами шевелят

И вдаль глядят куда-то…

 

Бывают у собак

Нерадостные мысли,

Задумается пес –

И уши вниз повисли.

- Согласны ли вы с героем стихотворения, что собаки, кошки умеют думать?

- Что их может в жизни огорчать? (на доске иллюстрация собаки)

- Какой вывод можно сделать?

“ Ты всегда в ответе за всех, кого приручил ” (на доске)

Пусть эта фраза будет нашим девизом.

Послушайте одну историю, которая произошла с вашей  ровесницей.

1) Чтение сказки «Надоевшие подарки»

Надоевшие подарки

Лена очень любила розы, а еще ей нравились забавные и пушистые хомяч­ки. Но срезанные цветы быстро вянут, асмотреть на хомячков в зоомагазине не очень интересно. И тогда Лена стала уп­рашивать маму, чтобы она подарила ей на день рождения кустик розы, а папу просила купить ей хомячка.

Как-то утром проснулась Лена и ви­дит, что на окне стоит горшок с малень­ким розовым кустиком и с тремя роза­ми, а на полу под окном стоит открытая коробка с красивым рыжим хомячком. Только теперь она вспомнила, что сегод­ня у нее день рождения, и бросилась це­ловать маму и папу. Потом Лена подбе­жала к своим подаркам и стала ими по очереди любоваться. Целый месяц Лена радостно заботилась о розе и ухаживала за хомячком. Цветы розы распустились еще больше и наполнили детскую ком­нату приятным ароматом, а хомячок уже настолько привык к своей маленькой за­ботливой хозяйке, что как только его вы­нимали из коробки, всюду бегал следом за Леной, не отставая от нее ни на шаг...

Шли дни. Кустик розы и хомячок ста­ли Лене все больше и больше надоедать. Розовый кустик нужно было каждый день поливать и поворачивать к солнцу, а за хомячком нужно было каждый день уби­рать и чистить коробку, чтобы в комнате не было неприятного запаха. И вот од­нажды Лена вынесла розовый кустик и коробку с хомячком на балкон. Горшок с кустиком она поставила на перила, а ко­робку с хомячком - на табуретку.

- Пусть теперь кустик дождь полива­ет, - решила она. - А за хомячком я могу теперь и вовсе не убирать, на балконе все время свежий воздух и ветерок, а зна­чит, и запаха никакого не почувствуешь.

Целую неделю жили кустик с хомяч­ком на балконе. Сначала Лена каждый день выходила к ним на балкон. Но вско­ре она позабыла о своих подарках, и кус­тик с хомячком остались совсем одни.

Целые три дня Лена ни разу не вспом­нила о своих живых подарках. Теперь ей уже сильно хотелось собаку, и она упра­шивала родителей купить ей маленького щенка. Только на четвертый день она вспомнила о своих подарках и вышла на балкон. Но ни розового кустика, ни хо­мячка она там не увидела. Коробка сто­яла на табуретке пустой, а горшка с ро­зовым кустиком и вовсе не было.

- Наверное, это мама или папа их взя­ли и перенесли в другое место, - поду­мала Лена и побежала узнать у мамы, где ее подарки. Она не знала, что прошлой ночью сильный порыв ветра свалил с пе­рил горшок с розовым кустиком и он раз­бился об асфальт. А хомячка два дня тому назад, когда Лена была в школе, утащи­ла большая черная ворона. Когда оказа­лось, что ни мама, ни папа ничего не зна­ют о ее подарках, Лена поняла, что про­изошла какая-то беда, и почувствовала себя виноватой. После этого случая ро­дители решили больше не дарить ей жи­вых подарков.

2) Беседа после чтения

- Какой была Лена?

- Можно ли сказать, что Лена была незаботливой и безответственной девочкой?

- Если Лена захотела живые подарки, то должна ли она была заботиться о них?

- Должно ли быть у детей чувство долга и ответственности перед зависимыми от них животными?

- Правильно сделали родители, что решили больше не дарить Лене живых подарков? Почему?

- Что должна была проявлять Лена к своим живым подаркам?

- Что такое забота? 

Итак, я предлагаю вам поразмышлять над такими словами: забота, заботиться, чувство долга, ответственность.

3) Работа в группах

Ребята, у каждой группы записано слово. Ваша задача обсудить его значение, а затем высказать нам свое мнение. Может кто-нибудь приведет пример, когда была проявлена забота и ответственность.

1 группа ЗАБОТА (это когда человек стремится сделать другому лучше, старается, чтобы у другого было все хорошо)

2 группа ЗАБОТИТЬСЯ (это значит, внимательно и бережно относиться к другому, ухаживать за ним, помогать и делать так, чтобы ему было хорошо)

3 группа ЧУВСТВО ДОЛГА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (это когда человек изнутри чувствует и понимает, сто он должен сделать нужное и полезное для других; ответственный человек самостоятельно, без напоминаний старается выполнить свои обязанности) Привести пример

Вывод: Забота – это когда человек стремиться сделать другому лучше, старается, чтобы у другого было все хорошо.

Чувство долга, ответственность – это когда человек изнутри чувствует и понимает, что он должен сделать нужное и полезное для других; ответственный человек самостоятельно, без напоминаний старается выполнить свои обязанности.

Словарь С. И. Ожегова дает такое определение этим понятиям.

Забота – мысль или деятельность направленная к благополучию кого чего-нибудь. Забота – внимание, попечение, уход.

Заботиться – проявлять заботу. 

Чувство долга, ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.

III  Физминутка

На уроках чтения мы познакомились со многими авторами. Сейчас я буду вам называть их, а вы будете выполнять определенные действия. Если я назову поэта вы хлопаете в ладоши. Если писателя – приседаете. Итак, посмотрим какие вы внимательные.

Афанасий Фет, Константин Паустовский, Николай Носов, Самуил Маршак, Сергей Есенин, Виктор Драгунский, Александр Блок, Иван Никитин, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Александр Куприн, Федор Тютчев, Лев Толстой, Иван Бунин, Антон Чехов, Спиридон Дрожжин.

Молодцы, все были внимательными.

- Ребята, назовите мне писателей, которые написали произведения о природе и животных.

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Бориса Емельянова «Как я покупал собаку»

IVИзучение нового материала

1) Чтение рассказа учителем и детьми

2) Работа над текстом

- Понравился ли вам рассказ?

- Что вы испытали при чтении текста? (сначала было интересно, а затем стало грустно и тревожно от того, что переживала собака. И хороший конец. Томка вернулся к своему хозяину)

- В какой момент вы особенно переживали?

- От чьего имени ведется рассказ?

- С каких слов начинает свой рассказ автор?

- Какие собаки у него жили? Найдите и прочитайте.

- Почему он решил завести взрослую собаку? (автор проявил ответственность в том, что он понимал, что он стар и если он умрет кто позаботится о его собаке)

- Найдите в тексте и прочитайте описание собаки, которую он выбрал.

- Как вел себя Томка в новом доме?

- Какие у него сложились отношения с новым хозяином?

- Почему не удалось приручить Томку? Найдите и прочитайте этот отрывок.

- Что собака проявила? (преданность своему прежнему хозяину)

- Как поступил автор?

- В каких словах рассказа выражена его главная мысль?

- Какой вывод мы можем сделать? (мы должны заботиться о тех, кого приручили, проявлять ответственность по отношению к братьям нашим меньшим)

VИтог урока

- Чему нас учат прочитанные произведения?

- Приведите примеры дружбы святых и животных? (на доске иллюстрации Серафима и медведя, Герасима и льва, Сергия Радонежского и медведя)

- Почему дикие животные не трогали святых людей?

- Только ли нужно заботиться о животных?

(Нужно вовремя оглянуться и увидеть кому нужна наша помощь. Вокруг нас очень много людей, которым мы можем оказать помощь. Это больные, престарелые люди, инвалиды. Откликнуться на их просьбу, оказать им помощь, поддержку, внимание)

И еще я хотела бы обратить внимание на то, что у вас есть друзья, одноклассники, которым тоже бывает нужна ваша помощь. Помните основное правило жизни данное людям: «Возлюби ближнего своего»

Вокруг каждого человека есть те, о ком он должен заботиться, и кому он может помочь. Испытывая чувство долга и ответственности перед другими, человек сам с удовольствием стремиться помогать и хочет заботиться о других. Если бы все люди с радостью заботились друг о друге, то жизнь стала бы намного лучше и красивее. Каждый человек должен быть заботливым и ответственным, хорошо и честно исполнять свой человеческий долг перед другими.

Кто любит собак

Или прочих животных,

Серьезных котят

И щенков беззаботных,

Кто может любить и козла и осла –

Тот людям вовеки

Не делает зла.                                                                        Р. Сеф

Встаньте, крепче возьмитесь за руки, никогда не теряйте друзей и пусть братья наши меньшие, которые живут рядом с нами получают заботу, ласку и тепло вашей души.

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн