Нравственная проблематика в произведениях Валентина Распутина
Submitted by Лариса Викторовна Соболева on Fri, 17/06/2011 - 18:49
Наша страна великая и могучая. За свою долгую историю она пережила множество событий – триумфальные победы, горькие поражения, войны, несущие за собой смерть… Россия родила и воспитала много прекрасных, талантливых поэтов, писателей, художников, творчество которых и сегодня восхищает весь мир. Время не стоит на месте, и на смену старым поколениям приходят новые, приносящие с собой свои идеалы, ценности, нормы поведения в обществе. Порой то, что когда-то считалось приемлемым, вызывает кучу протестов и споров в современном мире. Но насколько разительными не были бы перемены и различия во взглядах между поколениями, многие проблемы и ценности остаются неизменными во все времена. К таким проблемам, безусловно, можно отнести проблему нравственности.
Каждый человек по-своему воспринимает понятие нравственности. Даже ученые не могут дать ему точной формулировки, поэтому, открыв словарь, можно найти не одно определение этому слову:
Нравственность – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.
Нравственность – совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.
Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.
Сложно определить, какое из данных определений является истинным. Наверное, каждый человек сам решает это для себя.
Конечно, проблема нравственности не могла оставить равнодушными деятелей искусства, особенно поэтов и писателей. Одним из таких писателей является Валентин Григорьевич Распутин, наш современник, прекрасный писатель, который в своих произведениях очень часто касается именно проблемы нравственности в нашем обществе.
Очень ярко выражена нравственная проблематика в повести Распутина «Прощание с Матёрой». Писатель обращает внимание на такие проблемы, как потеря людьми связей с прошлыми поколениями, все большее обособление их от природы, родной земли, проблемам того, как со временем нравственные ценности отходят для людей на второй план.
Действие повести происходит в небольшой деревне Матёра на берегу реки Ангара. Распутин не случайно выбирает именно тайгу с ее неброской красотой. Автор сам вырос в Иркутской области, в небольшом поселке Усть-Уда, и поэтому герои его произведений часто живут в Сибири. Распутин часто признавался, что красота тайги, Ангары, оказала влияние на все его творчество. Очень часто автор показывает читателям единение человека и природы, старается показать через состояние погоды, окружающую природу, внутреннее состояние своих героев. Это особенно четко просматривается в ранних произведениях Распутина. Огромное значение он придает именно природе, своим односельчанам, на примере которых автор впервые мог наблюдать взаимоотношения между людьми, в своем автобиографическом очерке «Вниз и вверх по течению». В этом очерке просматривается некая параллель между судьбой родной деревни главного героя – Виктора, который едет погостить к родителям, живущим на загадочном острове Матера. Обе деревни были затоплены для того, чтобы стало возможным строительство новых ГЭС. Конечно, строительство новых гидроэлектростанций, необходимых для населения, потребляющего все больше электричества – это хорошее и благородное дело, однако Распутин заставляет нас задуматься, так ли это было необходимо и о том, какими, порой варварскими, методами это осуществлялось. Стоит вспомнить о том, что в 70-е годы в нашей стране началась настоящая борьба с людьми, которые занимались разрушительной мелиорацией, захотели повернуть вспять все реки Сибири. Эта разрушительная деятельность не могла не сказаться на общем состоянии природы, которое стало резко ухудшаться. Многим людям очень скоро стало очевидно, что нельзя продолжать «переделывать» природу под себя, нарушать ее хрупкий баланс, пока не случилась настоящая экологическая катастрофа. Но только самые смелые люди, писатели, которые не побоялись выступить против государственной политики, открыто выступали против этого беспредела. К таким относился и сам Распутин, в своей повести «Прощание с Матерой» показавший нам все ужасы тех лет, которые пришлось испытать людям, чьи села, деревни должны были уйти под воду.
Главная героиня повести – Дарья Васильевна Пинигина или просто бабка Дарья, как ее называли все односельчане. Она была очень старой, такой, что даже не помнила, сколько ей лет. Бабка Дарья как бы олицетворяет собой все старое поколение, которое жило на острове, которому уже много лет. Когда жители деревни узнали о предстоящем затоплении, большинство из них, в основном все молодые, уехали оттуда, поэтому, когда автор знакомит нас с Матёрой, мы видим ее уже полупустую, населенную в основном одними стариками, которые до последнего не захотели расставаться с родными местами. Все обитатели острова – бабка Сима с внуком Колей, Настасья, старик Богодул, все они прислушиваются к мнению бабки Дарьи, как самой мудрой и опытной из них. Распутин показывает нам портрет Дарьи, которая, не смотря на свои годы, была «высокая и поджарая», и сама управлялась со своим небольшим хозяйством. Все ее хозяйство было прочным и основательным, как и ее изба, которая была построена на века. Портрет бабки Дарьи созвучен и ее характеру. Она прожила на Матёре всю свою жизнь, никогда не выезжая за ее пределы и, может быть, поэтому сумела сохранить в душе высокие нравственные идеалы. Она помнит слова своего отца, помнит всех своих предков, почитает их, понимая, что человек, у которого нет памяти и уважения к своим предкам, не может иметь и жизни. Одной из ключевых сцен в произведении, раскрывающих нравственную проблематику, является сцена на кладбище. Когда старик Богодул со словами «Мер-ртвых гр-рабют!», прибегает в деревню, именно старуха Дарья и ее подруги первые бегут на кладбище, все еще не понимая, что случилось. Увидев, что посторонние люди стаскивают в кучу уже спиленные тумбочки, кресты, оградки, чтобы затем их сжечь, старухи набрасываются на мужиков, называя их чертями и нечистой силой. В этой сцене на кладбище, возможно Распутин хочет показать нам, какие ужасные, безнравственные вещи могут совершать люди, пускай даже только исполняющие свою работу. Что может быть священней для человека, чем церковь и кладбище? Людей, которых не останавливают даже кресты с именами покойных, которые когда-то жили на этой земле, даже то, что их родственники, возможно, еще остаются в деревне, сложно назвать живыми, тем более, нравственными. И Вера Носарева, которая нашла на земле мамину фотокарточку и кричала на мужиков, сказала одни из главных слов в произведении: «Покуда я здесь живу, подо мной земля, и не нахальте над ней. Можно было эту очистку под конец сделать, чтоб нам не видать…» Действительно, что стоило провести эту очистку после того, как все жители покинут деревню? Неужели выполнить план важнее, чем позаботиться о том, чтобы люди не переживали то моральное потрясение, какое пережила Вера, не видели разоренных могил своих близких? Если бы люди, приехавшие на Матёру, были нравственными, наверняка поняли это. Однако из слов одного из них о том, что «мы, значит, делаем, что надо, а они набросились…», можно понять, что они далеки от каких-либо понятий о нравственности и морали. Они не могут понять, что кладбище – это именно одно из тех мест, которое роднит их с Матёрой, удерживает на острове. В этой сцене все матёринцы выступают как высоконравственные люди, ведь они не только считают кладбище священным местом, Нои, отчасти, чувствуют и свою вину за то, что не успели спасти его от разорения. Жители Матёры понимают, как важно отстаивать права своего рода, людей, благодаря которым они смогли появиться на свет. Наши предки часто становятся для нас примером, и то, как мы к ним относимся, во многом будет определять, как будущие поколения будут относиться к нам. Особенно по этому поводу переживала Дарья, которая более всех ценит свои корни и, рассказывая о случившемся сыну, она говорит как об огромной беде, которая с ней приключилась.
Не менее интересным и важным в повести является спор бабки Дарьи с внуком Андреем. Сам Андрей является сторонником научного прогресса, пытается постичь все новое и интересное в науке. Он пытается доказать Дарье необходимость построения новой ГЭС, и не считает то, что из-за этого придется затопить Матёру, чем-то ужасным, подходя к этому, как к необходимой жертве для осуществления научной революции. Он говорит отцу и бабке Дарье о том, что «памяти у вас много накопилось», не понимая, что нравственному человеку нельзя жить без памяти. Безусловно, научный прогресс необходим человечеству, но не стоит забывать, что главное в человеке – его душа, внутренний мир, который не должен страдать из-за науки или отодвигаться ею на второй план. Андрей как бы представляет собой новое поколение, которое не нуждается в памяти своих предков. В споре с Дарьей он говорит ей, что она, прожившая здесь всю жизнь, ничего не видела, на что та отвечает ему, что «я мало видала, да много жила». Бабка Дарья не старалась угнаться за временем, а просто жила, как бы вглядываясь в каждый день, внимательно наблюдая за всем, что происходит вокруг нее. Наверное, именно поэтому за свою долгую жизнь она смогла накопить очень много нравственных ценностей. Ведь если сравнить бабку Дарью и ее внука с точки зрения нравственности, то можно увидеть, насколько ее мысли, пускай немного наивные, ее моральные качества, превышают современные суждения и идеалы Андрея. Дарья жалеет своего внука, который не видит по-настоящему ценных вещей.
Еще одним важным моментов в повести является тот момент, когда Дарья решает обрядить избу, которую должны будут сжечь вместе с остальными, чтобы очистить место под затопление. Автор не просто так вводит в повесть эту главу, ведь обычно люди обряжают покойников перед похоронами. Но для Дарьи изба как живое существо, ведь она прожила в ней всю жизнь, а этого в ней жили ее предки. Она белит в избе стены, моет полы, окна, оплакивает избу всю ночь. Этим Распутин еще раз показывает нам, насколько сильна была связь Дарьи со своими корнями, как тяжело она переживала то, что ей придется покинуть родную землю.
В конце повести Матёру окутывает туман, который как будто старается укрыть остров от посторонних глаз, не хочет, чтобы кто-то нашел бабку Дарью, Богодула, бабку Симу с внуком, Настасью и Катерину, которые не захотели покидать остров и решили умереть вместе с ним. Они не захотели покидать землю предков, жить где-то в другом месте. Распутин не показывает нам момент затопления острова, не рассказывает о том, смогут ли найти остров в густом тумане и спасти их? Тот факт, что вместе со стариками на острове остается и пятилетний внук Симы Колька, как бы говорит нам о том, что у страны, в которой совершается столько страшных, безнравственных поступков, просто не может быть будущего. Зачем Кольке Жить в этой стране, что хорошего может она ему дать, чему научить? Пускай лучше он уйдет под воду вместе с Матерой и немногими жителями, которые остались вместе с островом до конца, ведь они действительно порядочные, нравственные люди, которые не захотели мириться с беспределом, творящимся в стране, и среди людей, которые закрывают на это глаза или просто не замечают его.
Безусловно, в повести «Прощание с Матёрой» затронуто множество нравственных проблем, которые присутствуют сегодня в нашем обществе. Распутин показывает нам бабку Дарью как образец нравственности. Она была привязана к острову, прожила там всю жизнь и не захотела покидать его. Ее высоконравственное поведение не может не восхищать. Пускай она была немного наивной и имела плохое представление о современном мире, это не помешало ей сохранить в душе те качества, которыми должен обладать нравственный человек. Автор не случайно назвал остров именно Матёрой. Это название как бы ассоциируется у нас со словом мать, матерым у нас называют человека, закаленного жизненными трудностями. Действительно, и сам остров, и его жители предстают перед нами как что-то пускай старое, проверенное временем, но в то же время доброе, теплое, материнское. Не смотря на то, что повесть может показаться пессимистичной, она скорее несет в себе философские мысли, которые хотел донести до нас Распутин.
Еще одним произведением, которое следует рассмотреть, чтобы лучше понять, какие нравственные проблемы поднимает Распутин, является повесть «Живи и помни». Занимаясь анализом этой повести, я опиралась на статью Валентина Курбатова. Я согласна с автором этой статьи, который считает, что основными проблемами морального и нравственного падения человека, который отрекается от человеческого общества.
Эта повесть рассказывает нам не только о судьбах главных героев – Настены и Андрея Гуськова, но и сопоставляет их судьбу с судьбой всего народа, который переживает тяжелые военные времена. Хотя, казалось бы, главным в повести является рассказ о жизни дезертира, предавшего Родину, о его моральном падении, все же, главной целью Распутина было показать нами силу, преданность и любовь русской женщина – Настены. Она предстает перед читателями как образец человека с высокими нравственными ценностями.
Действие повести происходит в деревне Атамановка, стоящей на берегу Ангары. Распутин не зря обращается именно к сюжету с дезертиром, ведь в детстве он и сам стал свидетелем того, как в его родной деревне Аталанка был пойман дезертир. Однако, когда автор писал эту повесть, его больше волновало то, как раскрыть характеры, внутренний мир персонажей, а не историю дезертира, сбежавшего с войны. Конечно, можно сказать, что Гуськов не планировал свой побег заранее, и это просто стечение обстоятельств, но в повести Распутин показывает нам много моментов, которые подтверждают обратное.
Проблема нравственности всегда будет одной из самых актуальных в обществе. Эта проблема существовала всегда, однако именно в наше время ей уделяется все меньше внимания. Многие люди для достижения своих целей очень часто пренебрегают нравственными нормами. Известно, что основной лозунг современного общества – «максимум счастья для максимального числа людей», однако не стоит забывать о том, что существуют какие-то общепринятые моральные и нравственные нормы, через которые человек не должен переступать, даже для достижения собственного счастья.