Официальный сайт oriflame100 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Великие географические открытия

Данные об авторе
Автор(ы): 
Куркова Светлана Михайловна
Место работы, должность: 

ГОУ СОШ № 16, Санкт-Петербург, учитель начальных классов

Регион: 
Город Санкт-Петербург
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 

Обобщить знания учащихся о Земле, как планете. Обобщить знания учащихся по великим географическим открытиям.

Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Учеников в классе: 
30
Используемые учебники и учебные пособия: 

Рянжин С.В. Экологический букварь, Печатный Двор, 1994 г.

Используемое оборудование: 

Музыкальная заставка, (к передаче «Клуб путешественников»)

Краткое описание: 
<p> Обобщающий урок можно проводить в форме традиционного урока, в форме игры-путешествия, в форме представления сообщений о других путешественниках, не включенных в тему (Витус Беринг, Тур Хейердал, Васко да Гама, Николай Пржевальский, Семен Дежнев и др.).</p>

ХОД УРОКА

Организационное начало урока

Музыкальная заставка, (к передаче «Клуб путешественников»)

Работа над темой урока

– Наши прошлые уроки были посвящены тому, какая она, наша Земля, что и где на ней находится, какие диковинные птицы и звери живут вдали от нашего дома, о приключениях самых любознательных, самых непоседливых взрослых, благодаря которым люди узнали много интересного. Путешественники забирались в такие места, куда до них никто не смел заглянуть. Они шаг за шагом обошли, объехали и узнали всю Землю.

Христофор Колумб

Васко да Гама

Фернан Магеллан

– Кто это?
– Сегодня на встрече географов, историков, путешественников мы должны выяснить, что объединяет всех этих путешественников.

Рассказ капитана. «Около двух часов пополуночи показалась земля, от которой мы находились на расстоянии приблизительно восьми морских миль. Мы убрали все паруса и поплыли под одним большим, без боковых. Потом встали на якорь и ждали прихода дня. Была пятница, когда мы подошли к острову, на языке индейцев он назывался Гуанахани. Там мы увидели совершенно голых туземцев. В сопровождении Мартина Алонсо Пинсона и его брата Висента Янеса, капитана «Ниньи», я пересел на борт вооруженной шлюпки и высадился на берег. Там я развернул королевский флаг».

Рассказ историка.Так Христофор Колумб описывает в своем дневнике 12 октября 1492 года свою первую встречу с Америкой, а точнее с одним из Багамских островов и его жителями. Колумб был незаурядной личностью. Он родился в Генуе в 1451 году. Как и его отец, он выучился ткацкому ремеслу, а в 14 лет впервые попал в море. Его отличала неукротимая тяга к знаниям, и он много и жадно читал, особенно книги о дальних странах.
– А теперь мы вместе с нашим географом проследим путь Христофора Колумба. У вас на столах есть глобусы, кораблики или фишки.

Рассказ географа 1. В 1492 году Колумба назначили адмиралом, снарядили три очень небольших судна с командой из 90 человек. Таков был флот, ставший самым знаменитым. Он состоял из флагманского корабля «Санта-Мария» и кораблей «Пинта» и «Нинья». Колумб загрузил их товарами и продовольствием и взял курс на запад. После остановки на Канарских островах корабли вышли в Атлантический океан. Уже через несколько дней команду обуял страх перед неизвестностью. Колумб с нетерпением ожидал возгласа «Впереди земля!», ведь по его расчетам Азия уже была где-то поблизости. Вскоре они достигли маленького острова. Колумб дал ему имя Сан-Сальвадор. Затем им была открыта Куба. На Южноамериканский материк Колумб впервые ступил лишь во время третьей экспедиции, а во время 4-й экспедиции он нашел Центральную Америку и Панамский перешеек. Колумб вернулся назад и два года спустя в 1506 году умер в полной уверенности, что достиг Азии, даже не подозревая, что на самом деле он открыл огромный неведомый материк — Новый Свет, (рассказчик ставит фишку на карту)

Рассказ географа 2. А тем временем португальский путешественник Васко да Гама открыл морской путь в настоящую Индию. Он обогнул Африку, а потом от острова Мадагаскар напрямик доплыл до Индии. И привез оттуда пряности: мускатные орехи, имбирь, перец, корицу. Как только люди познали всю прелесть и остроту этих ароматных, сладких, горьких, жгучих, освежающих трав – еда без них стала казаться пресной и безвкусной. И все ринулись на поиски пряностей, (рассказчик ставит на карту фишку-корабль)

Рассказ географа 3. 20 сентября 1519 года пять кораблей под командованием Фернанда Магеллана, подняв паруса, вышли в открытое море. Магеллан мечтал достичь острова Пряностей новым путем. Долгий-долгий переход совершали корабли через Атлантический океан к берегам Южной Америки, а затем долго-долго плыли вдоль берегов в поисках пролива. Все дальше и дальше на юг продвигались корабли, все холоднее и холоднее становилось, близилась зима. В одной из достаточно просторных бухт Магеллан поставил корабли на зимовку. (Патагония) С наступлением весны корабли пустились на юг искать проход. И вот, наконец, 21 октября 1520 года проход был найден. Люди назовут его проливом Магеллана. Корабли вышли из пролива в открытый океан. Почти 4 месяца они плыли по бесконечной воде, без ужасных бурь и даже без сильных штормов. Нескончаемый, самый огромный океан на Земле по милости Магеллана назван Тихим.

Рассказ географа 4. И вот, наконец, пройдя громадное расстояние по Тихому океану, флотилия натолкнулась на острова. От острова к острову плыли оставшиеся в живых мореплаватели, пока не приплыли к гигантскому острову Борнео (ныне остров Калимантан). Здесь было решено, что корабли поплывут разными путями: один поплывет к Африке и, обогнув мыс Доброй Надежды, прибудет в Испанию с востока, а другой вернется через Тихий океан и Магелланов пролив в Атлантический океан с запада. Первый корабль с 18 оставшимися в живых мореходами достиг родных берегов. Круг, кольцо вокруг Земли сомкнулось. Со второго корабля только 5 человек выжили и вернулись на родину.

– Посмотрите на карту и скажите, что общего в путешествиях этих капиталов?
– Наши путешествия близятся к концу. Теперь вы знаете, с каким великим трудом люди открывали Землю. Но не думайте, что больше нечего открывать и незачем путешествовать. Каждый год отправляются в далекие края самые разные экспедиции: ведь загадок на нашей планете больше, чем отгадок!
– Сейчас я расскажу вам о настоящем сказочном путешествии, которое совершил наш современник. Норвежский ученый Тур Хейердал много раз отправлялся в далекие странствия по следам путешествий древних людей. В одно из своих плаваний Тур Хейердал отправился на папирусной лодке, точно такой же, какую строили древние египтяне. Он и его товарищи от берегов Африки отправились на «бумажном кораблике», (ведь папирус – это тростник, из которого египтяне делали бумагу) через Атлантический океан к берегам Америки.
– У нас в классе есть растение-родственник папируса.
– Какое это растение? (циперус)
– Для чего же Тур Хейердал отправился в такое странное путешествие? (обсуждение)
– Тур Хейердал отправился в такое странное путешествие, чтобы доказать, как могуч, как велик человек, что даже на утлом суденышке он бесстрашно пускался в неведомые дали и достигал далеких берегов. В таких экспедициях проводятся научные наблюдения о растениях, животных, медицинские наблюдения, о влиянии чрезвычайных ситуаций на организм человека.

Рассказ капитана. Во время путешествия на судне «Ра» через Атлантический океан Тур Хейердал вел дневник. Там были такие строки: «Загрязнение ужасающее. Гладкое море было сплошь покрыто коричневыми и черными комками асфальта, окруженными чем-то вроде мыльной пены, а местами поверхность воды отливала всеми цветами радуги, как от бензина. Редкий день мы не обнаруживали с нашей «Ра» либо пластиковый сосуд, либо бутылку, дощечку, пробки и прочий мусор…».
– Загрязнение океана нефтью – это бедствие. Поэтому этой теме посвящена глава «Экологического букваря».

Работа с экологическим букварем [1]

Чтение главы «Осторожно! Нефть в океане» (самостоятельно)
– Какую опасность приносит попадание нефти в моря и океаны?
– Какой слой воды страдает больше всех?
– Почему?
– Кому грозит разлив нефти?
– Как бороться с этим бедствием?
– Сегодня на уроке мы с вами поговорили о трех великих путешественниках, об экологических проблемах океана,
– О каких путешественниках мы сегодня ничего не сказали?

Вопросы для повторения

– Что такое экватор?
– Покажи на карте и глобусе.
– Покажи на карте материки.
– Назови и покажи на карте самый большой остров.
– Назови и покажи остров, на котором поселился Миклухо-Маклай.
– Что за каменный пояс лежит между двумя частями света?
– Назови географический объект, который назван в честь путешественника.

Итог урока

Приложение к теме

По окончании темы на усмотрение учителя можно провести проверочную работу в виде цифрового диктанта.

Марко Поло

Васко да Гама

Афанасий Никитин

Христофор Колумб

Фернан Магеллан

1

2

3

4

5

– Итальянский путешественник, долго живший в Китае и первым из европейцев давший его описание. (1)
– Первый русский путешественник в Персию и Индию. (3)
– Знаменитый мореплаватель, экспедиция под его командованием совершила первое кругосветное путешествие. (5)
– Путешественник, открывший новый материк. (4)
– Записи дневника этого путешественника вышли под названием «Хождение за три моря». (3)
– Один из кораблей этого путешественника назывался «Санта-Мария». (4)
– Именем этого путешественника назван пролив между Южной Америкой и Огненной землей. (5)


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн