Методические рекомендации для уроков эстрадного вокала по подготовке голосового и артикуляционного аппарата.
С развитием вокального искусства сформировалось 3 вида вокального стиля:академический,народный,эстрадный.
Эстрадный вокал сформировался путём слияния (синтеза) академического и народного. От академического ему досталось пение на зевке, дыхание диафрагмой. От народного пение открытым звуком, но не плоским, пение на улыбке. (Щёки приподняты, видны верхние зубы).
ДЫХАНИЕ. Это основа любой вокальной техники. От дыхания зависит тембровая наполненность, подвижность голоса, интонация и др.
Перед тем как начать петь необходимо сделать несколько подготовительных разогревающих упражнений.
1.Положить руки на диафрагму, сделать глубокий вздох через нос так, чтобы почувствовать движение мышц диафрагмы, её небольшое выпячивание. Вдох на 4счёта (следить чтобы не поднимались плечи и грудь, не было зажима корпуса) Выдох - ровный, свободный .Сделать это 4-8р.
2.Тренировка мышц диафрагмы.
А) Вдох глубокий через нос. Выдох на звук ссс... Регулировать ровность выдоха, работу мышц диафрагмы.
Б) Вдох глубокий, выдох с усилием, короткими толчками на звук «с».
З.Вдох глубокий. Выдох - с усилием на определённый ритмический рисунок. Например: (3 триоли и последний выдох до конца. Управлять мышцами диафрагмы.
4.Упражнение для смачивания и размягчения голосовых связок. 1. «шпага» Уколы языком поочерёдно в щёки.
а.«пожёвывание» языка.
б.цокание языком.
Упражнение для разработки корня языка:
а. кх,кх...
б.кар.
4.Упражнения для ощущения мягкого нёба и маленького язычка.
а.Скулить как больной щенок.
б.Мяукать как маленький котёнок.
5.Упражнения для формирования зевка. Вдох через нос, зубы разомкнуты, почувствовать объём. Выдох на Ахх.. .(похоже на восторг.) Упражнения для развития артикуляционного аппарата.
A.пятачёк-улыбка. (чередовать).
Б. Вращение «пятачком « по часовой стрелке.
B.Надувание щёк до предела.
Г. «удивлённый бегемот» (Вдох на звук А...,при этом открыть рот до максимума)
Проговорить несколько скороговорок на дыхании и утрируя произношение каждого звука например:
«Бык тупогуб тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.»
«Сшит колпак да не по колпаковски, вылит колокол да не по колоколовски, надо колпк переколпаковать перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать перевыколоколовать.»
После того как подготовлен голосовой и артикуляционный аппараты-можно переходить непосредственно к пению.
1.Первое упражнение спеть с закрытым ртом на звук Мм.. Почувствовать объем в полости рта, зубы разомкнуты. Петь на одном звуке, следить за ровностью звука и выдоха.
2.Упражнение на слог Хэй. При пении следить, чтобы было поднято мягкое нёбо и были видны верхние зубы (пение на улыбке).
3.Пение на слоги Хи.ээээй. Поступенное интонирование в пределах тонической квинты по минорному звукоряду,начиная с квинтового звука.Первый звук потянуть. Следить при пении за правильным звукоизвлечением(Верхние зубы открыты,нёбо высокое)
4.Пение на опоре на слоги ру и ро. Вырабатывать крепкий «опёртый» звук, работу диафрагмы. Звук ррр..Утрируется.
5.Чередование пения опёртым звуком и субтоном. Первый слог «мя» опёртый.второй» у»на октаву выше и субтоном.
6.Упражнение на расслабление челюсти на слоги до, ре, ми. Чередуя их в поступенном порядке.
7.Пропевание небольшого упражнения взятого из специального джазового сольфеджио на слоги ди и хэй. Следить за характерным эстрадным звукообразованием и дыханием.
Разучивание небольшого джазового фрагмента, используя характерную джазовую гармонию a"capella. При пении для поддержки джазового ритма щёлкать пальцами на 2 ритмическую долю.
Все упражнения взяты из моего практического опыта и приносят не плохие результаты при систематическом использовании.
|