Официальный сайт fresher 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Мои публикации

Публикации, иллюстрирующие инновационный опыт Завьяловой А.А.:

Завьялова А.А.. Способы решения проблемных задач на уроках истории. «Инновационный опыт в преподавании истории и обществоведческих дисциплин»: Материалы VI областной научно – практической конференции /Под ред. Е.Г.Калинкиной. – Н.Новгород. 2007г., стр.47– 51.

 

 

Завьялова А.А.. Графическая наглядность и проблемный метод на уроках истории. «Инновационный опыт в преподавании истории и обществоведческих дисциплин»: Материалы VII областной научно – практической конференции /Под ред. Е.Г.Калинкиной. – Н.Новгород. 2008г., стр.46 – 47.

 

Завьялова А.А.. Приемы подготовки учащихся к ЕГЭ по  истории и обществознаниюИнновационный опыт преподавания истории и обществознания в контексте подготовки к ЕГЭ: Материалы областного научно – практического семинара. 18 февраля 2009года/ Под ред. В.К.Романовского, Е.Г.Калинкиной. –Н.Новгород, 2009, стр.38-39.

 

А.А.Завьялова /г.Шахунья Нижегородской обл. /. Возможности внеклассной краеведческой работы для реализации задач патриотического воспитания. Материалы всероссийской  научно – практической конференции «Моя малая родина». Выпуск 5 /Под общей редакцией кандидата исторических наук В.Е.Малязева. Степановка – Пенза, 2008г.

 

Материалы, представленные на первый всероссийский конкурс «Организация учебно – воспитательного процесса, научно – исследовательской, методической и экспериментальной работы в образовательных учреждениях» в номинации: "Модели, технологии, методики, приемы и формы успешного обучения. Содержание и формы учебно – воспитательной деятельности учителя", за которые учитель получил диплом второй степени.

 

Способы решения проблемных задач на уроках истории

                            

 

                             В настоящее время в школах открываются специализированные профильные классы, пересматривается содержание школьного исторического образования. Это приводит к существенным изменениям в методике преподавания истории, затрагивает весь учебный процесс: цели, методы, формы, средства, содержание обучения и требует от учителя нетрадиционных форм преподавания. Проблема «чему учить», «как учить», проблема содержания и формы остается центральной проблемой обучения. Меня всегда волновали вопросы, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс? Как достичь качественных знаний по истории в достаточно сжатый отрезок времени и удержать мысль ученика в заданном проблемой русле? Как с помощью истории развить личность ученика, его творческое мышление, умение критически анализировать прошлое и настоящее, оценивать и делать аргументированные выводы?

                   Главную задачу  в соответствии со стратегией модернизации  обучения я вижу не в том, чтобы дать ученикам максимальный объем информации и передать ученикам «весь опыт,  накопленный  человечеством» за отведенное время, а в том, чтобы научить их самостоятельно добывать историческую информацию, работая с различными источниками знаний.

              В связи с этим, представляется актуальным обратиться к проблемному методу обучения, который, во  – первых,  нацеливает на анализ, оценку различных видов информационных сообщений и аргументацию собственной точки зрения; во – вторых, позволяет осуществить критический подход к оценке исторических явлений; в – третьих, обостряет все психические процессы – восприятие, память, мышление и устанавливает положительную обратную связь между учителем и учениками, воспитывает творческую личность, умеющую видеть и разрешать проблему. Проблемный метод учит способам познания, что является одной из важных задач преподавания истории.

               Проблемное обучение – не новое явление в педагогике. Проблемный метод представлен в трудах М.Махмутова, Ю. Бабанского, В.Оконя, А.Матюшкина, М.Скаткина, С.Рубинштейна. Использованию проблемного метода на уроках истории посвящены работы И.Лернера, а в настоящее время труды А. Степанищева, Е.Вяземского, О.Стреловой.

             Сущность проблемного метода заключается в том, чтобы учащиеся осмысленно усваивали учебный материал, постоянно работали, «открывали» новое, делали самостоятельные усилия для приобретения и отработки знаний, логически рассуждали через создание учителем таких условий учебной деятельности, которые бы вызывали потребность в усваиваемых знаниях.

Использование проблемного метода позволяет четче структурировать виды учебной деятельности: мотивационную (потребности, мотивы, цель ( исполнительную (учебные действия по принятию задачи, преобразованию ее условий, моделированию, отработке); рефлексивно – оценочную (самоконтроль, самооценка, сравнение результата с поставленной целью).

               Проблемная ситуация исходное понятие в теории проблемного обучения. В психологии проблемная ситуация рассматривается как начальный момент процесса мышления. С.Л.Рубинштейн выделяет в проблемной ситуации три основных признака:

-неизвестное;

-противоречие;

-потребность (1).

Механизм познания при этом сводится к поиску неизвестного – к постоянному включению объекта во все новые системы связей, через которые раскрываются невыявленные свойства. Этот механизм познания С.Л.Рубинштейн назвал «основным нервом мышления».

                            А.М.Матюшкин определяет проблемную ситуацию как «специфический вид взаимодействия субъекта и объекта» (2).Усвоение и открытие нового совпадает с изменением психического состояния субъекта, которое составляет микроэтап в его развитии.

             А.Т.Степанищев проблемной ситуацией называет №создание обстановки, в которой у учащихся возникает интеллектуально – психологическое состояние (затруднение), преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов, направленных на выявление личной оценки противоречий, заложенных в проблемном вопросе» (3).

Проблемный вопрос, проблемная задача – средства создания проблемной ситуации.

«Проблемная задача – это дидактическое средство в виде текста или схемы, содержащее в себе реальное или кажущееся (учебное) противоречие, вызывающее затруднения при выработке на него ответа, требующее не воспоминания готовых знаний, а размышления, рассуждения, содержащее (в отличие от проблемного вопроса) дополнительную вводную информацию и при необходимости – ориентиры поиска ее решения (3).

1.С.Л.Рубинштейн. Проблемы общей психологии. М., Педагогика, 1976г.

2.А.М.Матюшкин. Теоретические вопросы проблемного обучения.//Советская педагогика, 1971г., №7, стр.38-47.

3. А.Т.Степанищев. Методика преподавания и изучения истории. М., Владос, 2002г.

Таким образом, содержанием проблемной задачи является проблема, в основе которой противоречие между известным и искомым.

               Школьники, решая задачу с помощью промежуточных умственных операций и суждений, учатся самостоятельно проходить путь решения, убеждать, доказывать, аргументировать. Для развития у них навыков самостоятельного решения проблемных задач А.Степанищев, Е. Вяземский, О. Стрелова предлагают проведение лабораторных занятий по учебнику и источникам. Учитель в данном случае выступает не в роли информатора, а в роли координатора, консультанта самостоятельной работы учащихся. Коллективное обсуждение результатов может проходить в результате творческих отчетов, выступлений представителей от групп, обобщающих бесед.

              О. Стрелова предлагает такие способы решения исторических проблем, как составление кластеров, фишбоунов, денотатных графов (1). Целенаправленный анализ информации, заданный структурой денотатного графа и принципом составления фишбоуна, кластера помогает учащимся формировать целостный, всесторонний, объективный, аргументированный  взгляд на проблему или ключевой факт, помогает также конкретизировать общевводное положение. Такие приемы работы с информацией могут быть удачно использованы в профильных классах для организации коллективного изучения исторической проблемы. Каждая из групп получает для чтения свой текст и на его основе заполняет общий фишбоун, общий денотатный граф, общий кластер. Кластер помогает осознать структуру изучаемой темы, выделить главные направления исследования, отделить второстепенную информацию от главной и сосредоточиться на существенном, использовать частные примеры в качестве иллюстраций,  доказательств. Использование кластеров, фишбоунов, денотатных графов как видов обучения на уроках истории играет особую роль. Они затрагивают как сферу чувств ученика, так и мышление, выполняют ряд функций:

-конкретизируют исторические факты;

-помогают осуществить анализ и синтез исторического явления, выявить его сущность;

-способствуют формированию основных исторических понятий и закономерностей, обеспечивают глубокое усвоение учебного материала.

Такая форма оптимизации обучения  на уроках  истории состоит не только в том, что в этом процессе действуют моторная память в связи со зрительной; мышление,

1.Стрелова. Учебник истории: старт в новый век. М.Просвещение, 2006г.

 

 воображение, творчество, но и в то, что подобная форма отражает дифференцированный подход к учащимся, учет их индивидуальных особенностей.

              Денотатный граф, кластер и фишбоун – способы решения исторических задач, которые я использую в своей работе.

             Составление кластера уместно для актуализации выяснения имеющихся знаний, например.

-Какие ассоциации вызывает у вас имя Петр I и его эпоха?

-Что вы знаете о правителе, его политике?

-Какие ассоциации вызывают у вас великие реформы второй половины 19 века?

              Прием помогает построить учебную ситуацию, смысловое поле. Затем школьники изучают материал учебника, источников т дополняют тему познания все новыми смысловыми единицами, отмечая их в кластере другим цветом. Так растет объем познания на глазах, происходит динамичное приращение знаний, по поводу которых ученик может спокойно рефлексировать: «Сегодня мне удалось…», «Самым интересным для меня было…». Так развивается аналитический, действенный подход к изучаемому материалу.

             Составление кластера предлагаю и в качестве домашнего задания. А на уроке ученики озвучивают отдельные фрагменты кластера или весь кластер, отвечают на вопросы одноклассников, одноклассника – эксперта и в результате каждый может продемонстрировать  не только знание темы, но и умение ясно и доходчиво объяснять материал, формулировать выводы, вести диалог, обсуждать спорные вопросы, оценивать качество материала.

             Составление кластера помогает изучить новую тему. Например, по теме «Тенденции развития Древнерусского государства» составление кластера помогает выделить разновекторные тенденции развития, установить между ними.

              Денотатный граф это способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

                            Денотатный граф сложный прием представления информации, средством   овладения им является логическая схема, которую я применяю в работе с учениками.

На вводном уроке по теме: «Общественное движение во второй половине 19 века» (п. 76, 77, 79, 80 в учебнике А.Сахарова «История России») я предложила составить денотатные графы по ключевым понятиям: «Идеология народничества», «Либеральное движение», «Рабочее движение», «Марксистское движение». Работу распределили по парным группам. Анализ информации учебника, источников, содержащихся в нем, был задан структурой денотатного графа:

1.Каковы причины движения?

2.Что характерно для этих движений?

3. Какими средствами достигались цели  в разных течениях общественного движения?

4. Каковы последствия этих движений?

           Ребята с удовольствием выполняли работу. Моя роль заключалась в оказании помощи и необходимой консультации. В процессе обмена информацией на денотатном графе появлялись новые смысловые выражения, новые слова – «веточки». В результате такой работы ребятам не составило труда сравнить разные идеологические течения, причины их возникновения, средства осуществления целей, последствия, сделать выводы по эволюции народничества в 60-е, 70 – е, 90- е г.г., выводы по общественному движению в целом. Выводы отличались правильностью суждений, умозаключений. Денотатный способ обработки информации помог ребятам успешно справиться с тестовым заданием по теме. При изучении темы  «Общественное движение в начале 20 века» построение денотатного графа было направлено уже на систематизацию нового материала и его интеграцию в систему сложившихся представлений об общественном движении конца 19 века.

              Обращение к построению денотатных графов стало облегчением в работе: во – первых, активизировало работу учеников с информацией, во – вторых, сократило время на изучение новых тем, в – третьих, позволило видеть исторические проблемы  в целом, сравнивать. Дополнять, систематизировать, интегрировать информацию. А самое главное, что эта работа понравилась моим ученикам. Вот их впечатления: «Это эффективная работа по переработке текста и запоминанию главного», - Маша Л., «Денотатный граф позволяет выделить самые важные моменты, их взаимосвязь, причины, следствия», -Таня Б., «В нашем классе такая работа нравится всем, так как это эффективно и интересно», -Валя Х., «Денотатный граф позволяет усвоить большой объем информации, хотя построить его намного сложнее, чем написать конспект», -Андрей Д,, «Такая работа пригодится нам в будущей учебе. Денотатный граф универсален в использовании к любым темам и предметам», -Саша К..

                И действительно, построение денотатных графов, составление кластеров стали использовать не только на уроках истории, но и обществознания, при проведении элективных курсов «Массовая культура», «Отечественная культура».

Построение денотатных графов, кластеров как способов решения исторических проблем я рекомендую использовать в работе своим коллегам.

Высшей степенью развития умений решать проблемы я считаю написание исследовательских работ моими учениками

         Использование современных приемов работы с текстом открывает широкие перспективы развития познавательных способностей учащихся и обновления форм изучения истории.

          В условиях растущего объема информации и модернизации школы проблемное обучение можно считать одним их эффективных средств не только умственного развития учащихся, но и овладения школьниками способами мыслительной деятельности.

          Проблемное обучение нацеливает на анализ различных видов информационных сообщений, оценку фактов, аргументацию собственной точки зрения; позволяет осуществлять критический подход к оценке исторических явлений, учит ясно выражать свое мнение.

Проблемное обучение обостряет все психические процессы, развивает творческие способности, учит усваивать новые знания, добытые самостоятельно в ходе поиска и решения проблемы.

Проблемное обучение воспитывает творческую личность, устанавливает положительную обратную связь между учителем и учениками.

Использование проблемных методов  и приемов обеспечивает усвоение исторических знаний при учете операционного и мотивационного аспектов учения, позволяет учить на высоком уровне сложности.

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
Клуб Историки В Интернете (КИВИ)

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн