Официальный сайт all-remont 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Синдром раннего детского аутизма. Л. Покидова, педагог-психолог высшей категории. ОГУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", Белгородская область..

Выберите действие:

     Что знает обычный человек о загадочном синдроме «аутизм»? Большинство ничего не знает, а если кто-то  и слышал, то его представления весьма расплывчаты и окружены разными мифами. Неспе­циалисты часто считают, что такие люди особо одарены в какой-либо области, что многие гении были весьма странными, «аутичными» личностями. Погруженность в себя таких людей, их от­решенность от окружающего мира вызывают интерес. Но люди, которые постоянно общаются с аутичными детьми и подростками, а также специалисты, работающие с ни­ми, видят совсем другую безрадостную картину: социальную неприспособленность и неадек­ватность поведения. Увидеть реальное положение вещей позволяет знание психологической картины нарушения. Даже если аутичный ребенок действительно одарен в музыке или математике, это не поможет ему научиться жить самостоятельно, реализовывать себя. В случае глубокого аутизма он навсегда останется зависимым от других и не сможет жить  самостоятельно, а только в специально созданных для него условиях.

     Детский аутизм - распространенное нарушение психи­ческого развития ребенка. Установлено, что этот синдром встречается примерно в 3—6 случаях на 10000 детей, у мальчиков в 3 -  4 раза чаще, чем у дево­чек.

     Аутизм определяется как предельное одиночество ребенка, снижение его способности к ус­тановлению эмоционального контакта, коммуникации и, в конечном итоге, к социальному развитию.

     Для детей с аутизмом характерны трудности установ­ления визуального контакта, взаимодействия взглядом, ми­микой, жестом, интонацией. Ребенок испытывает  сложности в выра­жении своих эмоциональных состояний и пони­мании  состояний других людей. Детям с синдромом аутизма свойственна стереотипность в поведении, связанная с напря­женным стремлением сохранить привычные, неизменные условия жизни. Эти дети оказывают ярко выраженное  сопротивление малейшим изменениям в окружающей  обстановке, распорядке жизни, испытывают  страх перед ними. Они постоянно находятся в мире однообразных действий - двигательных и рече­вых (раскачивание, взмахивание рука­ми,  прыжки, многократное повторение одних и тех же движений, звуков, слов, фраз), имеют пристрастие к одним и тем же предметам и однообразными манипуляциями с ним. Дети захвачены стереотип­ными интересами, одной и той же игрой, одной темой в рисования, разговора.

     Аутизм - особая задержка и нарушение разви­тия речи, и прежде всего - ее коммуникативной функции. Это может проявляться как отсутствие целена­правленного использования речи для коммуникации, при котором сохраняется возможность случайного произне­сения отдельных слов и даже фраз. Даже при условии развития устойчи­вых речевых форм, они все равно не ис­пользуются для коммуникации. Ребенок может с удовольствием декламировать одни и те же стихотворения, но не обращаться за помощью к родителям, даже когда она не­обходима. Для детей с аутизмом характерны эхолалии (сиюминутные или за­держанные во времени повторения услышанных слов или фраз), трудности в правильном использо­вании личных местоимений. Даже если такой ребенок формально имеет хорошо развитую речь  с большим словарным запасом, он не умеет задавать вопросы самостоятельно и может не отвечать на обращенную к нему речь, избегает речевого взаимодей­ствия как такового, ребенок практически не использует также мимику и жесты. Кроме того, ему нередко свойственен необычный темп, ритм, интонация речи.

     У специалистов, занимающихся коррекцией синдрома аутизма, есть разные подходы к данной проблеме. Российские ученые предлагают направить усилия на коррекцию поведения аутичного ребенка, его обучение и социализацию,  прилагают все усилия для того, чтобы путем специального обучения и воспитания по возможности скорректировать нарушенное развитие ребенка. Основная цель такой коррекции — дать ребенку возможность выйти в большой мир людей. Вся работа с аутичным ребенком долж­на строиться на доброжелательном к нему отношении, с учетом его индивидуальности, с применением  мягких, щадящих методов обуче­ния и воспитания.

В идеале на помощь семье аутичного ребенка должна прийти целая команда профессионалов:

—       врач-педиатр;

—       врач-психиатр;

—      психолог;

—      коррекционный педагог;

—      социальный работник.

     Работа с таким ребенком должна вестись постоянно на протяжении многих лет. И  все это время разные специалисты, выполняя каждый свою часть работы, обязан  согласовывать  с остальными общее направление реабилитации аутичного ребенка.  Кто же занимается  с аутичными детьми и как это происходит? Чаще это педагоги и психологи, изначально специализировавшиеся на коррекции других видов нарушений. Специальных детских садов игрупп для детей с аутиз­мом пока не существует. Устроить такого ребенка в мас­совый детский сад или общеобразовательную школу трудно и опасно, и такие попытки могут закончиться крахом надежд родителей адаптировать и социализировать ребенка.

     Сейчас стало появляться много материала для работы с  аутичным ребенком.

Родители, педагоги, психологи, столкнувшиеся со случаями раннего детского аутизма, используя этот  материал, смогут проводить с детьми систематические индивидуальные занятия. Прежде всего, как и при работе с обычными детьми, надо "идти за ребенком", гибко подходить к построению и проведению каждого занятия, необходимо быть последовательным, действовать поэтапно, не форсируя событий, и никогда не забывать, что работа с аутичным ребенком – дело деликатное, требующее больших временных затрат. Чтобы добиться положительных результатов в работе с таким ребенком, взрослый должен проявить гибкость, принимать ребенка таким, какой он есть. Ни в коем случае не  надо заставлять его делать запланированное вами и непринятое им, лучше следовать за его интересами и стремлениями, научиться улавливать малейшие сигналы ребенка, свидетельствующие о дискомфорте, избегать переутомления ребенка. Такая коррекционная помощь организовывает поведение ребенка,  способствует началу процесса его со­циализации, готовит его к интеграции в дошкольное или школьное образовательное учреждение.  Очень помогают в процессе социальной адаптации занятия в специализированных школах, с низкой нагрузкой и специально обученными педагогами; занятия с детскими психологами;  медикаментозная коррекция детского аутизма. Большую роль в коррекции аутизма играют и различные развивающие игры и упражнения, конструктор лего, которые в игровой форме дают ребенку возможность овладевать навыками мелкой моторки, развивают память, внимание, расширяют его кругозор и самое главное круг его общения с педагогом, психологом, другими детьми.

     Аутизм - очень сложное нарушение развития, требующее особенного подхода, осуществление которого невозмож­но без специальной подготовки. Поэтому применение в обучении аутичного ребенка обычных методов неприемлемо.  Однако  успешное вхождение ребенка в детский коллектив возможно. К  каждому конкретному ребенку нужно найти свой индивидуальный подход. Успех будет зависеть от доброго и терпеливого от­ношения к аутичному ребенку родителей, психолога, воспитателя или учителя, в силах которых и которые обязаны создать атмосферу доброжела­тельности и заботы об «особом» ребенке в группе детей. Именно поэтому решение об устройстве ребенка в массовое детское учреждение или отказе от этого пути необходимо принимать с учетом степени заболевания  ребенка, тщательно взвешивая все за и против. При рациональном подходе, грамотной коррекции и своевременном начале работы с ребенком у него есть все  шансы окончить школу, адаптироваться, в будущем создать семью и жить полноценной жизнью. Хотя особенности заболевания всегда будут отражаться в чертах характера, поведении, но это будет уже не больной человек, а полноценный член общества.


»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн