Что знает обычный человек о загадочном синдроме «аутизм»? Большинство ничего не знает, а если кто-то и слышал, то его представления весьма расплывчаты и окружены разными мифами. Неспециалисты часто считают, что такие люди особо одарены в какой-либо области, что многие гении были весьма странными, «аутичными» личностями. Погруженность в себя таких людей, их отрешенность от окружающего мира вызывают интерес. Но люди, которые постоянно общаются с аутичными детьми и подростками, а также специалисты, работающие с ними, видят совсем другую безрадостную картину: социальную неприспособленность и неадекватность поведения. Увидеть реальное положение вещей позволяет знание психологической картины нарушения. Даже если аутичный ребенок действительно одарен в музыке или математике, это не поможет ему научиться жить самостоятельно, реализовывать себя. В случае глубокого аутизма он навсегда останется зависимым от других и не сможет жить самостоятельно, а только в специально созданных для него условиях.
Детский аутизм - распространенное нарушение психического развития ребенка. Установлено, что этот синдром встречается примерно в 3—6 случаях на 10000 детей, у мальчиков в 3 - 4 раза чаще, чем у девочек.
Аутизм определяется как предельное одиночество ребенка, снижение его способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и, в конечном итоге, к социальному развитию.
Для детей с аутизмом характерны трудности установления визуального контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Ребенок испытывает сложности в выражении своих эмоциональных состояний и понимании состояний других людей. Детям с синдромом аутизма свойственна стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить привычные, неизменные условия жизни. Эти дети оказывают ярко выраженное сопротивление малейшим изменениям в окружающей обстановке, распорядке жизни, испытывают страх перед ними. Они постоянно находятся в мире однообразных действий - двигательных и речевых (раскачивание, взмахивание руками, прыжки, многократное повторение одних и тех же движений, звуков, слов, фраз), имеют пристрастие к одним и тем же предметам и однообразными манипуляциями с ним. Дети захвачены стереотипными интересами, одной и той же игрой, одной темой в рисования, разговора.
Аутизм - особая задержка и нарушение развития речи, и прежде всего - ее коммуникативной функции. Это может проявляться как отсутствие целенаправленного использования речи для коммуникации, при котором сохраняется возможность случайного произнесения отдельных слов и даже фраз. Даже при условии развития устойчивых речевых форм, они все равно не используются для коммуникации. Ребенок может с удовольствием декламировать одни и те же стихотворения, но не обращаться за помощью к родителям, даже когда она необходима. Для детей с аутизмом характерны эхолалии (сиюминутные или задержанные во времени повторения услышанных слов или фраз), трудности в правильном использовании личных местоимений. Даже если такой ребенок формально имеет хорошо развитую речь с большим словарным запасом, он не умеет задавать вопросы самостоятельно и может не отвечать на обращенную к нему речь, избегает речевого взаимодействия как такового, ребенок практически не использует также мимику и жесты. Кроме того, ему нередко свойственен необычный темп, ритм, интонация речи.
У специалистов, занимающихся коррекцией синдрома аутизма, есть разные подходы к данной проблеме. Российские ученые предлагают направить усилия на коррекцию поведения аутичного ребенка, его обучение и социализацию, прилагают все усилия для того, чтобы путем специального обучения и воспитания по возможности скорректировать нарушенное развитие ребенка. Основная цель такой коррекции — дать ребенку возможность выйти в большой мир людей. Вся работа с аутичным ребенком должна строиться на доброжелательном к нему отношении, с учетом его индивидуальности, с применением мягких, щадящих методов обучения и воспитания.
В идеале на помощь семье аутичного ребенка должна прийти целая команда профессионалов:
— врач-педиатр;
— врач-психиатр;
— психолог;
— коррекционный педагог;
— социальный работник.
Работа с таким ребенком должна вестись постоянно на протяжении многих лет. И все это время разные специалисты, выполняя каждый свою часть работы, обязан согласовывать с остальными общее направление реабилитации аутичного ребенка. Кто же занимается с аутичными детьми и как это происходит? Чаще это педагоги и психологи, изначально специализировавшиеся на коррекции других видов нарушений. Специальных детских садов игрупп для детей с аутизмом пока не существует. Устроить такого ребенка в массовый детский сад или общеобразовательную школу трудно и опасно, и такие попытки могут закончиться крахом надежд родителей адаптировать и социализировать ребенка.
Сейчас стало появляться много материала для работы с аутичным ребенком.
Родители, педагоги, психологи, столкнувшиеся со случаями раннего детского аутизма, используя этот материал, смогут проводить с детьми систематические индивидуальные занятия. Прежде всего, как и при работе с обычными детьми, надо "идти за ребенком", гибко подходить к построению и проведению каждого занятия, необходимо быть последовательным, действовать поэтапно, не форсируя событий, и никогда не забывать, что работа с аутичным ребенком – дело деликатное, требующее больших временных затрат. Чтобы добиться положительных результатов в работе с таким ребенком, взрослый должен проявить гибкость, принимать ребенка таким, какой он есть. Ни в коем случае не надо заставлять его делать запланированное вами и непринятое им, лучше следовать за его интересами и стремлениями, научиться улавливать малейшие сигналы ребенка, свидетельствующие о дискомфорте, избегать переутомления ребенка. Такая коррекционная помощь организовывает поведение ребенка, способствует началу процесса его социализации, готовит его к интеграции в дошкольное или школьное образовательное учреждение. Очень помогают в процессе социальной адаптации занятия в специализированных школах, с низкой нагрузкой и специально обученными педагогами; занятия с детскими психологами; медикаментозная коррекция детского аутизма. Большую роль в коррекции аутизма играют и различные развивающие игры и упражнения, конструктор лего, которые в игровой форме дают ребенку возможность овладевать навыками мелкой моторки, развивают память, внимание, расширяют его кругозор и самое главное круг его общения с педагогом, психологом, другими детьми.
Аутизм - очень сложное нарушение развития, требующее особенного подхода, осуществление которого невозможно без специальной подготовки. Поэтому применение в обучении аутичного ребенка обычных методов неприемлемо. Однако успешное вхождение ребенка в детский коллектив возможно. К каждому конкретному ребенку нужно найти свой индивидуальный подход. Успех будет зависеть от доброго и терпеливого отношения к аутичному ребенку родителей, психолога, воспитателя или учителя, в силах которых и которые обязаны создать атмосферу доброжелательности и заботы об «особом» ребенке в группе детей. Именно поэтому решение об устройстве ребенка в массовое детское учреждение или отказе от этого пути необходимо принимать с учетом степени заболевания ребенка, тщательно взвешивая все за и против. При рациональном подходе, грамотной коррекции и своевременном начале работы с ребенком у него есть все шансы окончить школу, адаптироваться, в будущем создать семью и жить полноценной жизнью. Хотя особенности заболевания всегда будут отражаться в чертах характера, поведении, но это будет уже не больной человек, а полноценный член общества.
|