- Организационный момент.
- Фронтальный опрос.
Вопр. Перечислите основные процессы при диссоциации веществ с ионной связью.
Вопр. Перечислите основные процессы при диссоциации веществ с ковалентной полярной связью.
Вопр. Дайте определение кислотам в свете ТЭД.
Вопр. Дайте определение основаниям в свете ТЭД
Вопр. Дайте определение солям в свете ТЭД.
Рассмотреть несколько тестовых заданий.
1.Лампочка прибора для определения электропроводности загорится, если электроды поместить в:
- Раствор серной кислоты
- Раствор сахара
- Спирт
2.Как называется отрицательный полюс источника тока:
А)Анион; Б) Катион; В) Катод; Г) Анод
|
3. К какому полюсу источника тока двигаются отрицательно заряженные ионы:
А)Анион; Б) Катион; В) Катод; Г) Анод
4.Установите соответствие:
A) Анионы
Б) Катионы
|
1. NO3-
2. Zn2+
3. H2
|
|
- Ионные реакции (новая тема).
На каждую парту раздается маршрутный лист с правилами составления ионных уравнений, по которым работаем весь урок (см. приложение):
Демонстрация раствора сульфида натрия. Ученик у доски составляет уравнение диссоциации: Na2SO4 = 2Na+ + SO42-
Демонстрация раствора хлорида бария. Ученик у доски составляет уравнение диссоциации: BaCl2 = Ba2+ + 2Cl-
Демонстрация реакции получения сульфата бария учитель составляет уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом виде:
Молекулярное уравнение:
Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + BaSO4
Полное ионное уравнение:
2Na++ SO42- + Ba2+ + 2Cl- = 2Na+ + BaSO4↓+ 2Cl-
Сокращенное ионное уравнение: SO42- + Ba2+ = BaSO4↓
Таким образом, мы видим, что в реакции участвовали ионы бария и сульфат-ионы.
Определение:
Реакции между ионами называются ионными реакциями.
|
Основные правила составления ионных уравнений:
- Формулы веществ малодиссоциирующих (нерастворимых и газообразных веществ, слабых электролитов) записывают в молекулярном виде.
- Вещество, выпавшее, в осадок выделяется, стрелкой вниз ↓, выделение газа отмечают стрелкой вверх ↑.
- Сумма зарядов в левой части ионного уравнения равна сумме зарядов в правой части ионного уравнения.
|
Вопр. Перечислите условия протекания реакций обмена до конца.
(образование осадка, образование малодиссоциирующего вещества(вода), выделение газа)
Демонстрация реакции нейтрализации. На доске ученик составляет уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде:
NaOH + HCl = NaCl + H2O
Na++ OH- + H+ + Cl- = Na+ + Cl- + H2O
OH-+ H+ = H2O
Наблюдаем обесцвечивания малиновой окраски раствора гидроксида натрия + фенолфталеин. Изменение окраски индикатора это признак протекания химической реакции взаимодействию ионов H+ и OH-,в результате которого образуется малодиссоциирующее вещество - вода.
Определение:
Реакцию взаимодействия сильной кислоты и щелочи называют реакцией нейтрализации.
|
Демонстрация реакции обмена с образованием нерастворимого основания.
Сульфат меди + гидроксид натрия = гидроксид меди + сульфат натрия
Наблюдаем выпадение голубого осадка Cu(OH)2
Реакцию получения нерастворимого основания составьте самостоятельно.
Добавим в полученный осадок соляную кислоту.
Наблюдаем растворение осадка.
На доске ученик составляет уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде:
Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O
Cu(OH)2 + 2H+ + 2Cl- = Cu2+ + 2Cl- + H2O
Демонстрация реакции с выделением газа. На доске ученик составляет уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде:
Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2↑
2Na++ CO32- + 2H+ + 2Cl- = 2Na+ + 2Cl- + H2O + CO2↑
CO32- + 2H+ = H2O + CO2↑
Выводы: 1. Реакции в водных растворах электролитов являются реакциями между ионами, и поэтому их изображают в виде ионных уравнений.
2. Реакции ионного обмена в растворах электролитов практически необратимо протекают только в том случае, если в результате образуется осадок, газ или малодиссоциирующее вещество (вода).
- Закрепление.
Для отработки навыков составления уравнений в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде - мини самостоятельная работа, представленная в маршрутном листе (до конца урока 10 мин.).
- Задание на дом:§ 37 упр. 1,2
- Итоги урока. (Оценки по результатам самостоятельной работы, с учётом активной работы на уроке)
|