Официальный сайт goldsoftware 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Ионные уравнения реакций

Submitted by Римма Викторовна Сенатова on пн, 20/06/2011 - 19:28
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сенатова Р.В.
Место работы, должность: 
МОУ СОШ п.Новосельский, учитель химии и биологии
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 

Образовательная: 1) Научить школьников составлять ионные уравнения.

2) Продолжать учиться составлять уравнения химических реакций обмена.

3)Формировать системный подход и способность предсказывать результат обменных реакций на основе полученных знаний.

Развивающая: Развивать внимательность и аккуратность при составлении ионных уравнений.

Воспитательная: Продолжить формирование научного мировоззрения, системного подхода на примере составления уравнений реакций в молекулярном и ионном виде. 

 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
10
Используемые учебники и учебные пособия: 

 Габриелян О.С. Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ДРОФА. 2005.

 

 

Используемая методическая литература: 

1.  Горковенко М.Ю. Химия 8 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой; Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – М.: ВАКО, 2004.  

2. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ДРОФА 2006. 

Используемое оборудование: 

Компьютер, мультимедийное оборудование

Краткое описание: 
Тема урока: Ионные уравнения реакций Реакции между ионами называются ионными реакциями. Основные правила составления ионных уравнений: 1. Формулы веществ малодиссоциирующих (нерастворимых и газообразных веществ, слабых электролитов) записывают в молекулярном виде. 2. Вещество, выпавшее, в осадок выделяется, стрелкой вниз ↓, выделение газа отмечают стрелкой вверх ↑. 3. Сумма зарядов в левой части ионного уравнения равна сумме зарядов в правой части ионного уравнения. Уравнения реакций 1. Na2SO4 + BaCl2 = 2. NaOH + HCl = 3. CuSO4 + NaOH = 4. Cu(OH)2 + HCl = 5. Na2CO3 + HCl = Самостоятельная работа: Составить уравнения реакций и привести их в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде: Вариант 1 Вариант 2 1.Гидроксид лития + серная кислота = 2. Карбонат лития + серная кислота = 3. Нитрат серебра + хлорид цинка = 1.Гидроксид калия + серная кислота = 2.Карбонат калия + серная кислота = 3. Нитрат свинца + хлорид натрия = Выводы: 1. Реакции в водных растворах электролитов являются реакциями между ионами, и поэтому их изображают в виде ионных уравнений. 2. Реакции ионного обмена в растворах электролитов практически необратимо протекают только в том случае, если в результате образуется осадок, газ или малодиссоциирующее вещество (вода). Домашнее задание: § 37 упр. 1,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды2-5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд6

 

Слайд7

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Организационный момент.

 

  1. Фронтальный опрос.

 

Вопр. Перечислите основные процессы при диссоциации веществ с ионной связью.

 

Вопр. Перечислите основные процессы при диссоциации веществ с ковалентной полярной связью.

 

Вопр. Дайте определение кислотам в свете ТЭД.

 

Вопр. Дайте определение основаниям в свете ТЭД

 

Вопр. Дайте определение солям в свете ТЭД.

 

Рассмотреть несколько тестовых заданий.

1.Лампочка прибора для определения электропроводности загорится, если электроды поместить в:

  1. Раствор серной кислоты
  2. Раствор сахара
  3. Спирт

2.Как называется отрицательный полюс источника тока:

А)Анион;  Б) Катион;   В) Катод;  Г) Анод

3. К какому полюсу источника тока двигаются отрицательно заряженные ионы:

А)Анион;  Б) Катион;   В) Катод;  Г) Анод

 4.Установите соответствие:

 A) Анионы

Б) Катионы

 

1. NO3-

2. Zn2+

3. H2

 

 

 

  1. Ионные реакции (новая тема).

 

На каждую парту раздается маршрутный лист с правилами составления ионных уравнений, по которым работаем весь урок (см. приложение):

 

Демонстрация раствора сульфида натрия. Ученик у доски составляет уравнение диссоциации: Na2SO4 = 2Na+ + SO42-

 

Демонстрация раствора хлорида бария. Ученик у доски составляет уравнение диссоциации: BaCl2 = Ba2+ + 2Cl-

 

Демонстрация реакции получения сульфата бария учитель составляет уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом виде:

Молекулярное уравнение:

Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + BaSO4

 

Полное ионное уравнение:

2Na++ SO42-  + Ba2+ + 2Cl- = 2Na+ + BaSO4↓+ 2Cl-

 

Сокращенное ионное уравнение: SO42- + Ba2+ = BaSO4

Таким образом, мы видим, что в реакции участвовали ионы бария и сульфат-ионы.

 

Определение:

 

Реакции между ионами называются ионными реакциями.

 

Основные правила составления ионных уравнений:

 

  1. Формулы веществ малодиссоциирующих (нерастворимых и газообразных веществ, слабых электролитов) записывают в молекулярном виде.
  2. Вещество, выпавшее, в осадок выделяется, стрелкой вниз ↓, выделение газа отмечают стрелкой вверх ↑.
  3. Сумма зарядов в левой части ионного уравнения равна сумме зарядов в правой части ионного уравнения.
 

 

Вопр. Перечислите условия протекания реакций обмена до конца.

(образование осадка, образование малодиссоциирующего вещества(вода), выделение газа)

Демонстрация реакции нейтрализации. На доске ученик составляет уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде:

NaOH + HCl = NaCl + H2O

Na++ OH- + H+ + Cl- = Na+ + Cl- + H2O

OH-+ H+ = H2O

 

Наблюдаем обесцвечивания малиновой окраски раствора гидроксида натрия + фенолфталеин. Изменение окраски индикатора это признак протекания химической реакции взаимодействию ионов H+ и OH-,в результате которого образуется малодиссоциирующее вещество  - вода.

Определение:

 

Реакцию взаимодействия сильной кислоты и щелочи называют реакцией нейтрализации.

 

Демонстрация реакции обмена с образованием нерастворимого основания.

Сульфат меди + гидроксид натрия = гидроксид меди + сульфат натрия

Наблюдаем выпадение голубого осадка Cu(OH)2

Реакцию получения нерастворимого основания составьте самостоятельно.

Добавим в полученный осадок соляную кислоту.

Наблюдаем растворение осадка.

На доске ученик составляет уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде:

Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O

Cu(OH)2 + 2H+ + 2Cl- = Cu2+ + 2Cl- + H2O

Демонстрация реакции с выделением газа. На доске ученик составляет уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде:

Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2

2Na++ CO32- + 2H+ + 2Cl- = 2Na+ + 2Cl- + H2O + CO2

 

CO32- + 2H+ = H2O + CO2

Выводы: 1. Реакции в водных растворах электролитов являются реакциями между ионами, и поэтому их изображают в виде ионных уравнений.

2. Реакции ионного обмена в растворах электролитов практически необратимо протекают только в том случае,  если в результате образуется осадок, газ или малодиссоциирующее вещество (вода).

 

  1. Закрепление.

Для отработки навыков составления уравнений в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде - мини самостоятельная работа, представленная в маршрутном листе (до конца урока      10 мин.).

 

  1. Задание на дом:§ 37 упр. 1,2
  2. Итоги урока. (Оценки по результатам самостоятельной работы, с учётом активной работы на уроке)

  

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн