Официальный сайт ysaa 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Япония: территория, границы, население.

Фото пользователя Светлана Николаевна Антипова
Размещено: Светлана Николаевна Антипова - вт, 21/06/2011 - 17:11
Данные об авторе
Автор(ы): 
учитель географии Антипова С.Н,
Место работы, должность: 
МБОУ "ПСОШ"
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 

Сформировать представление у учащихся об особенностях географического положения, природы Японии и их влияние на образ жизни и хозяйственную деятельность людей.

 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемая методическая литература: 

Журнал « География в школе»№2/2001,№7/2000,№2 2007, №7 2007,ГЕО №4 1998г.,№8 2001г.,№9 2001г.,№4 1999г.Н.Н.Кондратюк « Дидактические материалы по географии» методическое пособие. Творческий центр « Сфера». Москва 2003.

Используемое оборудование: 

Проектор.

Используемые ЦОР: 

Проектор.

Краткое описание: 
Урок даёт представление о культуре дружественного нам народа.

Конспект урока

Тема урока: Япония: территория, границы, население.

Цель урока:

Сформировать представление у учащихся об особенностях географического положения, природы Японии и их влияние на образ жизни и хозяйственную деятельность людей.

 

Учебно-воспитательные цели:

  • усвоение знаний об основных чертах ЭГП, основных чертах строения и рельефа материка, природных и сырьевых ресурсов, размещении населения;
  • формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа.    

Учащиеся должны уметь:

1.      Выбирать карты нужного содержания в зависимости от  учебной задачи и устанавливать на основе их анализа главные черты  компонентов природы и крупных природных комплексов.

2.      Определять географическое положение страны и наносить на контурную карту характеризующие его элементы.

3.      Способом сопоставления соответствующих карт выявлять связи между рельефом, строением и размещением полезных ископаемых.

4.      На основе политической и комплексных карт составлять краткое описание страны.

5.      Показывать на карте указанные в программе географические объекты, крупные государства и их столицы.

6.      Составлять образное описание страны, пользуясь различными источниками информации.

   Оборудование:

  • политическая карта мира, карта Японии, атласы, контурные карты, таблицы, компьютер, мультимедийный проектор, журналы, рисунки. Терминологический словарь. Фрагмент программы специальный корреспондент « Гейши». 

 

           

   Ход урока.

                     1. Организационный момент.                                                             

                                                                                    Я жалею о том, что не видел лица всей земли,                

                                                                                    Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов,

                                                                                   Только парус мечты вел по свету мои корабли,

                                                                                   Только в стеклах витрин, я встречал альбатросов и

                                                                                                                                                 скатов.

                                                                                  Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг-Бен

                                                                                  Я не видел, как звезды сползают к фьордам все ниже,

                                                                                 Как кипит за кормой горький снег Атлантических

                                                                                                                                                           пен.

                                                                                 И в начале весны голубеют фиалки в Париже.

Р. Рождественского.

                  2. Изучение нового материала.

?    Ребята, назовите главную мысль стихотворения Р. Рождественского.

Автор сожалеет о том, что не удалось и теперь врят ли удастся увидеть весь мир во всем его ошаламляющем многообразии. Задача сегодняшнего урока познакомиться с одним из уголков нашей планеты - маленькой, но удивительной страной- Японией. Страна, в которой люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот, что многие живущие на планете могли бы им позавидовать.                                                                                                                                     

 

 

 

 

2.1 Географическое положение.

 

С чего же начать знакомство со страной?     /С нахождения географического положения./

Почему?  /Географическое положение оказывает влияние на климат, природу и хозяйственную деятельность, и жизнь человека/                                                          

                 1.Япония. Столица Токио.

Страна архипелаг состоящая из четырех крупных островов о. Кюсю, о. Сикоку, о. Хонсю,    о. Хоккайдо  и четырех тысяч мелких. Они расположены в Северо-Западной части Тихого  океана. Между 44 С.Ш. и23 с.ш.,123в.д. и 147 в.д. Площадь-372 тыс. к.м.

 

Во сколько раз меньше площади России?            

Площадь Росси-17 млн. км. В 46 раз.

 

В каких климатических поясах расположена страна?

Большая часть страны расположена в умеренном  климатическом  поясе, юг в субтропическом.

Благоприятны ли климатические условия для жизни людей?

Да, климат – умеренный и субтропический, благоприятен для жизни людей.

Какое место Япония занимает по протяженности береговой линии?

По протяженности береговой линии Япония занимает 6 место. Она составляет 30 тыс. км. Уступает таким странам как Канада, Индонезия, Гренландия, Россия, Филиппины. Как такое могло произойти, по площади Россия занимает 1место, Япония в 46 раз меньше, а по протяженности береговой линии находятся рядом?

Япония –  страна архипелаг, поэтому и береговая линия протяженная.

Как она расположена относительно других географических объектов?

На З.-Тихий океан и его теплое течение Куросио.   На В.-Японское море и материк Евразия. От Курильских островов Япония отделена проливом  Кунаширским. О.Хоккайдо от о. Сахалина отделен проливом Лаперуза.

Сделайте вывод об особенностях Г.П.

Япония- маленькая островная страна архипелаг.   Это осложняет освоение территории. Сухопутных границ не имеет. Климат мягкий, так как расположена в умеренном и субтропическом поясе. Что позволяет в южных районах собирать по два урожая в год. Изолированность территории привела к тому, что вплоть до 20 века она была, как бы спрятана от глаз европейцев. Ее удаленность от большинства стран затрудняло процессы интеграции, особенно до середины прошлого столетия.

                                                                                  

                                                                                   

С развитием, какого вида транспорта    её географическое положение улучшилось?                                                           

 С развитием морского и авиационного транспорта.

Изменяется ли географическое положение во времени?

Да на примере Японии мы видим, что Г.П.меняется во времени.

По карте строения земной коры определите происхождение архипелага.

Острова расположены в зоне разломов литосферных плит в зоне землетрясений.

                                                                                                                                                                                                                                                                                         2.2.Строение земной коры.

                                              

                  В небольшой стране насчитывается-150 вулканов, из них 40 действующих.

Назовите наивысшую точку.  – Фудзияма - потухший вулкан. Высотой 3776метров. Японский фотограф Юкио Охияма фотографирует ее на протяжении 25 лет.

«Моя Фудзи - сама грациозность, она открывает мне рай, который я видел когда-то во сне»

  • В Японии происходит 1,5 тысячи землетрясений в год, приблизительно по 4 толчка в день.

•         В школах постоянно проводятся учения по предотвращению жертв во время землетрясения.

•         Издавна строятся лёгкие дома, при разрушении которых не гибнут люди.

 

                                                             

 

Японский дом- это, прежде всего крыша, опирающаяся на каркас из деревянных стропил и опор.…Здесь нет ни окон, ни дверей в нашем понимании, ибо в каждой комнате три стены из четырёх можно в любой момент раздвинуть, можно вовсе снять. Когда такие легко выдвигающиеся из пазов раздвижные створки служат наружными стенами и одновременно- ставнями, они оклеиваются белой рисовой бумагой, похожей на папирусную и называются седзи. Те раздвижные створки, что делят собой внутренние помещения и одновременно служат дверьми, оклеиваются плотной раскрашенной бумагой и именуются фусума.

Внутри японского жилища глаз видит лишь решетчатые переплёты седзи, рисовая бумага которых мягко рассеивает пробивающийся с наружи свет. Под разутой ногой слегка пружинят татами - жёсткие, пальца в три толщиной, маты из простёганных соломенных циновок. Днём на них сидят, обедают, а на ночь на них стелют постель. В доме идеальная чистота. Традиционный японский дом называется минка.

 

Чем японский дом отличается от привычного европейского?

Лёгкость постройки, отсутствие мебели, окон и дверей.

С чем связана лёгкость построек?

С частыми землетрясениями.

Почему в домах японцев нет ничего лишнего?

В таком свободном доме они лучше чувствуют природу, они ближе к ней, чем в глухих стенах, им ничто не мешает сосредоточиться.

 

2.3.Комплексная характеристика использования земель.

                                                                                                                                                     

А теперь познакомимся с хозяйственной деятельностью людей по комплексной карте.

1.Практически все земли заняты лесами и обрабатываемыми землями, особенно на юге.

2.Выращивают сахарный тростник, пшеницу, рис, цитрусовые, занимаются рыболовством.

Посмотрите, а занимается ли животноводством?      Нет. Япония – единственная развитая страна, потребляющая мяса кур  1-2кг. в год на одного человека.

За счет чего восполняют жители нехватку белковой пищи. Много потребляют морепродуктов: рыбы, мидий, кальмаров, морскую капусту.

Назовите полезные вещества, содержащиеся в них.  /Йод, кальций, фосфор./                                                                                                       

Некоторые ученые связывают с этим трудолюбие, усидчивость нации.

3.Из полезных ископаемых есть каменный уголь, полиметаллические руды, медные руды, но их мало. П. И.- бедна.

Достаточно ли полезных ископаемых для развития экономики?  Нет этого мало.

 

 Как восполнить нехватку топлива, железа, цветных металлов?    Закупать сырье.

Рассмотрите таблицу структуры импорта Японии, какие виды товаров доминируют в ней?     Это полезные ископаемые нефть, цинк, бокситы, железо, каучук, древесина.

Давайте проанализируем  таблицу  «Страны мира по выплавке стали».

Какое место занимала Япония  в 1950 году? 6 место.

А  к 1990 году  произошли изменения? Да. Япония стала занимать 2 место в мире.

А почему показатель выплавки стали так важен для любой страны? Сталь является конструкционным материалом №1.

Какое место занимает Россия, по выплавке стали? 4место.

Давайте проанализируем таблицу «Страны лидеры по производству легковых автомобилей, какое место занимала Япония в1950 году? Занимала 10 место.

Какие страны входили в тройку лидеров?  США, Великобритания, Канада.

Сколько тысяч автомобилей производила Япония? 2 тысячи.

Изменилась ли тройка лидеров по производству автомобилей к 2006 году? Да, Япония стала лидером №1.А США стало занимать 4 место.

Сколько тысяч автомобилей стало составлять производство в Японии? 9757.

Во сколько раз увеличилось производство? В 4846 раз.

Почему в автомобиле строении Япония стала безусловным лидером? Экономичны, надежны, дешевы, современны. 

Перечислите статьи  экспорта этой страны? Да, это продукция наукоёмких отраслей: фотоаппаратура, автомобили, часы.

Почему товары сделанные в Японии пользуются спросом?  Они очень хорошо зарекомендовали себя, качественные, современные. 

                                                                                            

 

Япония, лидирует,  в промышленном производстве имея,

только  один вид ресурса человеческий.

 

2.4.Население и культура.

 

                     Мы познакомимся с особенностями населения и культурой Японии.

 

Какова численность населения?         127 млн. человек численность населения.

Какое место в мире занимает эта страна?    

Это 9 место после Китая, Индии, С.Ш.А., Индонезии, Бразилии, России, Пакистана.

Кто знает, какой строй в этой стране?           

Япония – конституционная монархия, империя. Это практически единственная империя в мире.

Как зовут действующего императора?     

 В настоящее время император страны - Акихито.

Япония-нация здоровых людей.

Назовите среднюю продолжительность жизни японцев.

 Средняя ожидаемая продолжительность жизни 80,7 лет.

 Какое место в мире Япония занимает по продолжительности жизни?

 Это самыйлучший показатель в мире, Япония занимает   первое место в мире.

 Какие страны входят в семерку лучших стран по этому показателю?

 На 2 месте – Австралия,3 – Швейцария, 4-Канада, 5- Исландия, 6 – Италия, 7 – Франция.

Ребята, а продолжительность жизни выше у женщин или у мужчин?

 У женщин ожидаемая продолжительность выше, чем у мужчин.

На сколько лет?

 Приблизительно на 7 лет.

Только в Японии женщины живут дольше?

Нет, судя по таблице во всех странах женщины имеют большую продолжительность жизни.

Посчитайте приблизительно, на сколько лет, женщины живут дольше.

 Как и в Японииприблизительно на 6-7 лет.

 Почему японцы живут долго?

     1.  Все продукты в магазине наисвежайшие. Много употребляется морепродуктов.

                       2.  Само отношение к жизни. Японцы как никакой другой народ в мире знают, как      

                   хрупка  жизнь. В памяти еще остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.

Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки. Послушайте как в японском трехстишье хокку, автор Кабаяси Исса отразил это.                                 

                                

                                 Чужих меж нами нет!

                                  Мы все друг другу братья

                                  Под вишнями в цвету.               

                                  Наша жизнь – росинка

                                  Пусть лишь капелька росы

                                  Наша жизнь и все же.

 

В этих необычных философских стихах глубокий смысл. О чем они? /Люди должны бережно относиться друг к другу – мы, живя в разных странах, являемся жителями одной планеты Земля./ Жизнь хоть и быстротечна, но это наша жизнь.

 3. Доброжелательность в  отношениях.

4. Привычка ходить. В стране был провозглашен лозунг: «10 тысяч шагов в день ради здоровья», он стал жизненным правилом каждого японца.

5. Гигиена. Каждый чихающий, сморкающийся носит на лице, прикрывая нос и рот, специальную маску из нескольких слоев марли. Носить эти гигиенические повязки учат в саду.

Соблюдаете ли Вы эти правила?

 /Ответы учащихся/

Религия

Япония, верующая нация. Религия, пришедшая в Японию из Индии – буддизм – синтоизм. Храмом в Японии является пагода. Это необычное для европейца сооружение многоярусное, с крышей, причудливо загнутой на углах. Ворота в храм называются – торий. При монастырях создаются ландшафтные сады, сад камней – хиранива.

     Япония  - страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с раннего детства. Японцы свято почитают старинные обряды, и традиции, к числу которых относятся самураи, почитание старших, чайная церемония, бонсай, гейши.

 У японцев приняты поклонения и улыбки. Подчиненный кланяется начальнику, сгибая корпус под углом 45, коллеги кланяются под углом 15, встречают клиентов и покупателей под углом 30.

 Что это значит?  

 Значит, уважение зависит от ранга, положения в обществе.

 Кнопку лифта должен нажимать моложе возрастом  и ниже рангом.

 Чайная церемония (тю-но-ю.)

 В чайном павильоне (в красном углу) вывешивались китайские буддийские свитки.

 На столы перед свитками ставили китайские вазы для цветов, подсвечники. Все участники церемонии садятся на пол. Один из них насыпает в чашку порошок – растертый в пудру зеленый чай, заливает кипятком и специальной бамбуковой метелочкой взбивает пену. В течение чайного турнира гостям предлагалось – 10, 50, 100 чашек чая. Необходимо было определить «хороший» и» плохие «сорта. Угадавшиму давали специальный приз. Верхом безвкусицы считалось пить чай из сервиза. Каждая чашка – история, и поэтому они должны быть разными.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

              

Бонсай.

Эти деревья-карлики  отражают всё многообразие природного мира в миниатюре. Японцы всегда ценили жизненное пространство так как – островная страна, где ценится каждый сантиметр.

Бонсай – целая вселенная на одном подносе. Деревья самых обычных пород - но хвойные деревья традиционно ценятся выше лиственных, а плодовые выше тех, которые только цветут.

Рост деревьев сильно различается. Высота самых маленьких бонсай – 5 сантиметров, самый распространенный размер – 40-60 см.

В арсенале мастера бонсай, чтобы придать стволу и кроне заранее продуманную форму есть специальные инструменты – гири, веревки, мягкая проволока, клинья, щипцы, секатор, ножницы…

В первую очередь мастер обрезает корни, ветви, почки – растение не должно тянуться ввысь. Главное – отсекать все лишнее. Стили бонсай разные.

 

                  Самураи.

 В 17 веке – десятую часть населения Японии составляли самураи. Самураи - это японские воины. Через 10 лет их нравы и обычаи стали образцом для всех.

Пожертвовать собой в случае необходимости было величайшим счастьем. Главное оружие – тяжёлый двуручный меч.

Меч - показывает о положении в обществе и символ власти. Облачение самурая, находящегося при дворе, строго регламентировалось и зависело от ранга.

Цуба, гарда меча – с середины XVI в. Превращается в настоящее произведение искусство.

4 образца изготовления из разных сплавов.

Самурай готов в любую минуту отдать жизнь, защищая Родину.

 

 

Кимоно

Кимоно – национальная японская одежда, прямой халат с широкими рукавами. Широкий пояс  - называют оби. Кимоно носят и сегодня от мала до велика, в праздничные дни. Оно передается по наследству, одно для всех: нет различия – мужское или женское. Все радостные события: рождение ребенка, свадьба, праздники, все скорбные события заставляют надеть кимоно – парадное или траурное. Кимоно – одежда, которая никогда не выбрасывается. Хранят в коробке завернутое в бумагу. Непременным атрибутом женского туалета являются: шпилька для украшения волос, веер, зонтик.

Наверное, многие из Вас слышали о гейшах. У многих европейцев сложилось неправильное представление о них. Сейчас мы просмотрим видео фрагмент программы специальный корреспондент, и Вы дадите правильный ответ на вопрос: «Кто же такие Гейши?»

Гейши – женщины хранительницы национальных традиций.

Закрепление.(1-2 мин.)

Домашнее задание. Ребята, за один урок нельзя раскрыть все многообразие страны, даже такой « маленькой» как Япония. Вы можете подготовить выступления о нецке, борцах сумо.

Учить страницы 256-259.

Спасибо за урок.

Учащиеся всем гостям подарят бумажных журавликов, которые для японцев символизируют мир и согласие, пусть они принесут вам удачу!

/ По ходу урока просмотр презентации/

 

Литература: Журнал « География в школе»№2/2001,№7/2000,№2 2007, №7 2007,ГЕО №4 1998г.,№8 2001г.,№9 2001г.,№4 1999г.Н.Н.Кондратюк « Дидактические материалы по географии» методическое пособие. Творческий центр « Сфера». Москва 2003.


»  Тэги к этому документу:

Фото пользователя Анна Юрьевна Земцова

На: Япония: территория, границы, население.


Уважаемая Светлана Николаевна, спасибо за размещенный ресурс. Посмотрите, пожалуйста, мою рецензию. Если у Вас возникли сомнения, спрашивайте. Я обязательно отвечу на все вопросы. Дальнейших успехов!

Комментарий был изменен с момента создания (Земцова Анна, ср, 20/07/2011 - 23:02).

С уважением Анна Юрьевна




Фото пользователя Светлана Николаевна Антипова

На: Япония: территория, границы, население.


Уважаемая Анна Юрьевна! Как посмотреть Вашу  рецензию на мой урок "Япония"? С уважением С.Н.Антипова.



Поиск

Loading

Оценка материала

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн