Официальный сайт teledu 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



История создания и особенности жанра произведения М.М.Пришвина "Кладовая солнца"

Данные об авторе
Автор(ы): 
Денисова Ирина Валентиновна
Место работы, должность: 

МОУ Цнинская СОШ №2 посёлок Строитель Тамбовской области

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

- Знакомство с биографией писателя М.М.Пришвина; сказка и быль в "Кладовой солнца" - раскрыть особенности жанра; смысл названия произведения.

- Развитие читательских умений.

- Воспитание гуманистических черт личности.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник "Литература" авторы-составители А.В.Гулин, А.Н.Романова.

Используемое оборудование: 

Портрет М.Пришвина, выставка иллюстраций к сказке-были "Кладовая солнца", компьютер, проектор, музей на экране "Пейзажи русских художников"

Краткое описание: 
<p> Пришвин - замечательный писатель, тонкий знаток природы,воспевший всё её великолепие и единство с человеком.</p> <p> Сказка-быль - это рассказ, основанный на реальных событиях, но в данное повествование внесены элементы творчества.</p> <p> Сходство персонажей с героями народных сказок.</p>

Ход урока

1.Организационный момент

(целевая установка на урок)

2.Слово учителя.

М.М.Пришвин - замечательный русский писатель. Его первый опубликованный рассказ "Сашок" был для детей и появился в детском журнале "Родник" в 1906 году.Писатель находил бесспорную ценность в том, что было написано им для детей, но в то же время говорил, что обращается своими книгами не только к детям, но и к тому внутреннему ребёнку , который сохраняется в душе почти каждого взрослого человека.С 1905 года М. Пришвин становится писателем-путешественником, ездит и ходит по стране, выпускает книги, становится тонким знатоком и ценителем родной природы.Его первые книги-путешествия родились в начале 20 века. Первая книга - о Севере, еазывается она "В краю непуганых птиц". Путешествовал писатель в течение всей своей жизни, и каждое путешествие завершалось новой книгой.

Давайте и мы с вами немного  попутешествуем прекрасным уголкам природы нашей страны - посетим "Музей на экране", насладимся пейзажами знаменитого художника И.И.Шишкина. (На доске слайды репродукций картин шишкина "Дубовая роща", "Лесные дали", "Пейзаж с озером", "На севере диком..." и другие). Спрашиваю у детей, какое впечатление возникло у них после просмотра репродукций.

3.А сейчас мы прочитаем статью учеьника, которая познакомит нас с некоторыми фактами биографии выдающегося писателя.

Учащиеся читают статью в учебнике на стр. 82-84.

4.Беседа по вопросам к статье:

-Где и когда родился писатель?

-Чему научила его природа средней полосы России?

-Кого писатель считал самыми верными друзьями? ( собак)

-Какую охоту предпочитал М.Пришвин? (весь день охотиться - и не убить)

-Как бы вы определили основную мысль текста? ("Поиск и борьба, познание мира и обретение любви - такова связующая тема всех книг Пришвина")

5.Комментарии учителя по истории создания произведения "Кладовая солнца":

Наиболее известное произведение писателя - сказка-быль "Кладовая солнца", написанная в 1945 году. Она состоит из двенадцати главок-эпизодов. Время действия - послевоенные годы.В дневниковых записях автор назвал своё творение "Друг человека", где главным героем должна была стать собака Травка. Но потом было найдено поэтическое название "Кладовая солнца", и Пришвин ввёл в текст рассуждения о торфе и торфяных богатствах, скрытых в  болотах.

-Почему же произведение называется "Кладовая солнца"?

Во-первых, "Кладовой солнца" автор называет Блудово болото, в котором скопились огромные богатства торфа - прекрасного горючего материала, образовавшегося из остатков растений - детей солнца, сохранивших  его тепло даже после смерти.Отсюда второе, более широкое толкование слов "кладовая солнца" - вся природа с её деревьями,цветами, птицами, зверьём. И главное - с человеком.Поэтому третье и основное, может быть, значение названия - сердце человека с его способностью любить. И в этой способности великая правда, которую знал старик Антипыч. Доброта, сердечное тепло, неравнодушие ко всему - вот настоящее, истинное богатство!

- Как вы понимаете жанр произведения "сказка-быль"?

Сказка-быль - название жанра противоречивое, так как быль, то,что было на самом деле,исключает сказочное,фантастическое.А вот в "Кладовой солнца" всё можно назвать сказкой и одновременно былью.

Прочитаем первы строки произведения."В одном селе, возле Блудова болота..."

- На что похоже?

На сказку. Вспомните сказочный зачин.И здесь он присутствует - рассказ о жизни детей. Но тут же автор даёт вполне конкретное указание места, историческое время, реальные герои - дети, их соседи, Анти -пыч, занятия и заботы людей.

Традиционно сказочным является и сюжет:девочка собирала в лесу ягоды и заблудилась. Но это и вполне реальное событие.Наконец, в основе произведения лежит изображение борьбы добра и зла.Как и в сказке, добро побеждает:Митраша не только спасается, но и осиливает матёрого волка, Травка находит нового хозяина, Настя раскаивается в своей жадности. Благополучный конец - главный элемент сказки.Сказка и быль одновременно присутствуют в тексте произведения Пришвина.

-Это значит,что перед нами сказка-быль?

- Сформулируйте определение сказки-были.

Сказка-быль - это рассказ, основанный на реальных событиях, но в данное повествование внесены элементы творчества. ( Учащиеся записывают определение в тетрадь)

В своём произведении М.Пришвин заставляет растения чувствовать и действовать - деревья стонут, рычат, а животных наделяет способностью "мыслить" и "разговаривать" - лось, сороки, лисичка, волк рассуждают как люди, крики птиц ( вороны,кулик, глухарь, тетерева,сороки) переводятся на человеческий язык.

6.Комментированное чтение.

Прочитаем первую главу сказки-были.

-В чём сходство персонажей с героями  народных сказок?

( Сказочные клички животных:коза Дереза, золотой петух Петя; по-сказочному занятны и прозвища детей - Митрашу люди называют "Мужичком в мешочке", а Настя сравнивается с Золотой Курочкой на высоких ножках. Далее,как и в сказке, дети будут выбирать одну дорогу из двух.

- Что мы узнаём о судьбе детей в первой главе?

( Они сироты : их мать умерла, а отец погиб на войне)

- Вспомните русскую народную сказку, героями которой также являются брат с сестрицей, у которых умерли родители.

("Сестрица Алёнушка и братец Иванушка")

- А о каких РЕАЛЬНЫХ событиях мы узнаём из первой главы?

( Указывается конкретное место событий - село в районе города Переславль-Залесский, называется историческая дата - Великая Отечественная война, дети работают на колхозных полях, на скотном дворе...)

- А что можно сказать о названии произведения?

( Оно сказочное, волшебное)

7. Работа с иллюстрациями.

На доске слайды с иллюстрациями Ивана Бруни, Е. Рачёва.

- Прокомментируйте иллюстрации.

(Рисунки яркие, красочные. Мы видим загадочные  деревья и закат на Блудовом болоте.Художник изобразил, как тонет Митраша, как подходит к нему Травка, как Настя собирает ягоды.Мы видим, как дети сидят ночью у костра, а утром идут в деревню с корзиной на плече. Крупным планом даны портреты детей6 Настя на фоне хозяйственной утвари, Митраша на фоне бондарных инструментов. Много рисунков, изображающих птиц и животных: глухарей, бекаса, ворон, сорок... Как живая нарисована собака Травка со стариком Антипычем в старой избе)

- Помогли ли вам иллюстрации вспомнить сюжет произведения?

8.Выводы.

- Так что же, сказку или быль рассказывает писатель?

( Пришвин сам объясняет жанр своего произведения - сказка-быль. Это неделимое понятие. И сказочное, и реальное параллельно существуют в тексте М.Пришвина)

Домашнее задание

1.Перечитать 2-7 главы.

2.Найти особенности описания мира природы.

3. Проиллюстрировать понравившийся эпизод,не вошедший в выставку.

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн