1. Как показала практика, успешность обучения никак не зависит от возраста обучающихся педагогов. Мнение о том, что большего успеха достигают молодые коллеги, оборачивается мифом. Более того, многолетний опыт и способность к рефлексии своей деятельности в рамках предмета делает более успешными коллег старшего возраста. Они более плодотворно способны проектировать педагогические сценарии использования нового инструментария, находить в своей деятельности сферы, в которых использование веб-сервисов оказывается оправданным.
И тут самым сложным обычно оказывается проблема совсем не техническая, а педагогическая. Зачем мне это? Как работать вместе с детьми?
Вопросы вызывают серьезные затруднения, обнаруживая в этих «цепочках» новое качество и новые формы деятельности. Это сложный процесс, который как раз требует от учителя высокой методической и общепедагогической квалификации.
2. Последние 10–15 лет нашу систему образования просто лихорадит от множества «модернизаций», «инноваций», изменений, инициатив. Страницы СМИ пестрят тревожными комментариями родителей и анализом специалистов о внедряемых реформах в системе образования и пугающими новостями о реформах предстоящих. Любая немотивированная инициатива, насаждаемая «из-под палки» или бездумно привнесенная извне, не сможет существовать долго. До тех пор пока создаваемые и внедряемые технологии будут инородным телом в традиционной системе образования, они обречены. Но если возникают инструменты, с помощью которых появляется возможность преодолеть сущностные проблемы в образовании – они остаются. Нововведения приживаются лишь в случае, когда они позволяют решать то, что раньше невозможно было решить или решалось с огромными, неоправданными затратами (в т. ч. временными).
В наше время, благодаря развитию цифровых технологий, в учебной практике появляются новые инструменты и средства, с помощью которых педагоги могут решать более сложные задачи. Например, современный ребенок одинаково легко и быстро осваивает и новейшие модели мобильных телефонов, и интерфейсы веб-ресурсов, предназначенных для развлечения, общения и обмена информацией. Как правило, подростка не надо обучать вступать во взаимодействие с себе подобными сетевыми пользователями – дети сами делают это с удовольствием (например, в социальных сетях). Навыки этой деятельности приходят как бы сами собой, а обучение инструментарию проходит фоново. К сожалению, образовательного содержания такая деятельность практически не несет.
В то же время использование интернет-технологий с целью обучения и развития может быть более продуктивным и захватывающим, чем компьютерные игры или сетевое общение. Задача педагога – научить ученика использовать сетевые технологии с другими целями. Для этого учитель должен не только уверенно владеть сам этими технологиями, но и найти варианты адаптировать их для образовательных целей. Сделав это, он получит мощный инструмент для решения многих профессиональных задач.
3. Мы осваиваем новые информационные ресурсы, новые виды деятельности, ориентированные на решение главной задачи. Эта задача связана с формированием информационной культуры участников образовательного процесса. В процессе работы в контенте налаживаются и взаимосвязи с учителями-предметниками, что необходимо для работы над совместными проектами. Интеренет для учителей становится не только местом, куда можно отправить ребенка за знаниями. Мы превращаемся в центр информационной культуры, центр творчества, который так нужен современной школе.
4. И еще один важный момент. Овладевая новыми, интересными видами деятельности, мы повышаем собственную самооценку и заставляем профессиональное сообщество посмотреть на нас другими глазами – как на специалистов, которые готовы к решению важнейших задач современной школы. А это уже другой профессиональный уровень, другой уровень квалификации, другое место в профессиональном сообществе, и к этому нужно быть готовым. Быть сетевым педагогом
|
На: размышления о миссии сетевого педагога
Уважаемая, Галина Александровна!
Я абсолютно согласна с вами, что с возрастом становиться могое понятнее и проще, появляются силы и опыт для осознания результатов своего труда. Вы прекрасно говорите о роли и качествах современного педагога, а где дети? Как с ними работать? Какие они? Каково ваше отношение к современным обычным и "особым" ученикам?
На: размышления о миссии сетевого педагога
Уважаемая Галина Александровна, с первым вашим высказыванием полностью трудно согласиться. Что касается опыта старших педагогов - это бесспорно, но а на счет молодых - тут надо обязательно обратить внимание на то новое, что вносят данные педагоги в образовательный процесс. Наша задача на сегодняшний день состоит не в бивании знаний в голову, а в умении применить знания, найти нужную информацию и использовать ее по назначению. Скаазал сухо, но, надеюсь, суть понятна! С уважением!
На: размышления о миссии сетевого педагога
Галина Александровна! Спасибо за Ваши размышления, особенно хочется сказать: "Браво!" по поводу 4 пункта, что "овладевая новыми, интересными видами деятельности, мы повышаем собственную самооценку и заставляем профессиональное сообщество посмотреть на нас другими глазами".
На: размышления о миссии сетевого педагога
Галина Александровна, спасибо за Ваши размышления. Действительно, за сетевыми технологиями настоящее и будущее. Но мне кажется, что нет в Вашей работе отражения мысли, что дистанционное обучение детей-инвалидов - особая сфера. И непростая. С уважением Петрова Людмила Ивановна
На: размышления о миссии сетевого педагога
А можно уточнить почему "дистанционное обучение детей-инвалидов - особая сфера"?
Чтобы наши письма доходили до адресатов