ФОРМЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ (ЗСП)
Е.А.Ворошнина
МАОУ СОШ № 79, г. Пермь, Пермский край
В данной статье предлагаются формы работы со словами разделы ЗСП в курсе изучения русского языка по УМК под редакцией М.М. Разумовской, которые способствуют привитию интереса к русскому языку, лучшему запоминанию словарных слов.
Так сложилось, что за двадцать с лишним лет работы учителем русского языка мне часто приходилось сталкиваться с такой проблемой, как знание учащимися словарных слов. Объясняем, учим, запоминаем, но как словарный диктант, так страх, неуверенность, плохие отметки, стресс.Что делать? Как помочь ученикув освоении знаний по русскойорфографии, а также в приобретении осознанных умений и в формировании прочных навыков правописания? Как в должной мере овладеть письменной речью? Как дать учащемуся - нашему партнеру по языкотворчеству - возможность испытать чувство успеха в работе на уроках русского языка и во внеучебное время?Каким образом можно попытаться сделать русский язык одним из любимых школьниками учебных предметов? Как помочь ученикузаинтересоваться и войти в многогранный мир Его Величества Языка и науки о нем? На эти и другие вопросы я и попыталась ответить в своей работе.
Таким образом,цель работы -обобщение опыта по работе со словарными словами (ЗСП) в системе изучения языка по УМК под редакцией М.М. Разумовской (6 класс).
Одно из основных направлений преподавания русского языка - организация работы по овладению прочными и осознанными знаниями. Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма.Изучая с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике.
Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Запоминание их требует обязательной зрительной опоры и целенаправленной тренировки. В словарно-лексической работе используются особые приемы: тематическое объединение слов в особые лексические группы, составление с данными словами словосочетаний, предложений, включение их в самостоятельные работы, составление с ними гнезд однокоренных слов, ведение индивидуальных словариков, обращение к этимологии слов, работа с орфографическими и толковыми словарями, использование словарных диктантов. Эти и другие виды упражнений способствует прочному усвоению словаря-минимума, необходимого для грамотного человека.
Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечиваетсясистематической словарной работой.Одно из важнейших требований к словарной работе - развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками.
Словарная работа занимает большое место в работе каждого учителя русского языка и литературы. Работа над словом сложна и многообразна. Необходимо воспитывать у детей внимание к малознакомому и незнакомому слову. С этой целью практикуются задания, в которых от учащихся требуется указывать новые или малознакомые слова, встречающиеся в тексте или упражнении, и объяснять их значение.
На обогащение словарного запаса учащихся современная школьная программа по русскому языку не отводит специальных часов. Работа над отобранными словами должна вестись попутно с изучением языка и правописания, с развитием связной речи учащихся. Задача учителя заключается в том, чтобы включение элементов словарной работы в урок не снижало эффективности изучения программного материала и по возможности способствовало его усвоению. Особым образом словарная работа организуется в учебно-методическом комплексе под редакцией М.М. Разумовской.
Уже на первых уроках русского языка в 5 классе по этому учебнику дети знакомятся с разделом ЗСП. Название рубрики ориентирует на основной метод работы: Раскрытие значения (3) слова, его морфемного строения (С) и как итог - осмысление особенностей правописания (П) слова. Раздел включает не одно два слова, а разное их количество. Слова из раздела ЗСП, предназначенные для обязательного усвоения их правописания, содержат не только непроверяемые написания, но и проверяемые, по какой-либо причине трудные для учащихся.Для достижения желаемого результата работа с отобранными словами должна носить не эпизодический, а систематический характер.
Рассмотрим некоторые формы работы, которые можно использовать на уроке, чтобы ввести слова ЗСП в активный словарь детей1.
ЗСП -1 ТЕМА УРОКА: «УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНЫХ БУКВ» (§4).[4,17]
Работаем с предложением:Репертуар Пермского театра оперы и балета имени Петра Ильича Чайковского постоянно пополняется. Объясните написание слов с прописной буквы. А какие театры города Перми, кроме указанного, вы еще знаете? Каково значение словатеатр?
И в каждом театре, действительно, изменяется и пополняется репертуар. А что обозначает словорепертуар? И, конечно, чтобы все представления, спектакли проходили отлично, от артистов требуется огромное трудолюбие, терпение, необходимо много репетировать (большое количество репетиций). Какое значение имеет слово репетировать (репетиция)?
ТЕМА УРОКА: «ОРФОГРАММЫ КОРНЯ» (§6).
Работа с текстом (текст у каждого учащегося)
Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и в ней для нас родное; матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать защищает и бережет от всяких врагов. Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина. (К.Ушинский).
- Какова основная мысль текста? (Одна у человека Родина). Найдите однокоренные слова, встречающиеся в этом тексте. (Отечество - отцы, Родина - родились, родное). Как можно назвать слова Родина и Отечество? (Синонимы). Какой еще синоним можно привести? (Отчизна). Выясняем значение слов Отечество, Отчизна. Однокоренным словом к выше указанным является слово отчество. Что оно значит?Отчество - наименование по личному имени отца. Сообщить свое имя, отчество и фамилию. В тексте найдите слова с орфограммами в корне.
ЗСП-2 ТЕМА УРОКА: ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ« ОРФОГРАММЫ СЛОВ».[4,28]
Работа с предложением, записанным на доске: «Большое удовольствие - чтение интересных книг». Почему стоит тире? Какое значение имеет слово удовольствие? В этом предложении спрятано еще одно слово из рубрики ЗСП. Попробуйте догадаться.
Н Т Е И Е Р С
** *** *** * ** *** ****
*** ** ** ***
____________________
1Более подробно о работе с каждым словом раздела ЗСП можно ознакомиться у автора данной статьи.
Как вы догадались? Найдите однокоренные слова к этому слову и запишите их. А теперь отгадайте загадку: Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я . . . (фарфор).
Объясняем значение слова фарфор. Слово фарфор и еще одно слово из рубрики ЗСП спрятано в этой записи: - Попробуйте найти оба слова?
* * * * *
Ф А ЯРНФСОР
* * * * * *
- Как вы нашли слово? Что такоефаянс? Составьте словосочетание со словами фарфор, фаянс и запишите их.
При выполнении такого рода заданий у детей развивается устойчивость, распределение и объем внимания, кратковременная произвольная память, мышление, сообразительность, наблюдательность, развивает четкую, обоснованную речь.
ТЕМА УРОКА: «ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ СЛОВ (§7).[4,28]
- Еще одно слово, с которым мы познакомились, вы назовете, если правильно выполните мои задания по определению букв искомого слова.
Задание:1.Первая буква искомого слова является гласной второго слога в слове фарфор (О).2. Вторая буква - согласная в приставке слова обдумывать (Б). 3. Третья - буква, обозначающая звонкий согласный в слове репертуар (Р).4. Четвертая буква - окончание в слове тревога (А). 5. Пятая - последняя в корне слова общий (Щ).б. Шестая и девятая (последняя) буква является непроверяемой безударной гласной в слове театр (Е).7. Седьмая буква - буква, обозначающая мягкий согласный в слове шампунь (Н).8. Предпоследняя буква та, с какой начинается слово интерес (И).
- Какое это слово? (обращение) Что такоеобращение? Как на письме выделяется обращение? Придумайте и запишите предложение с обращением.
В этом приеме органически сочетаются самые разнообразные виды деятельности: нетрадиционный фонетический разбор, частичный разбор по составу, работа по орфографии, в процессе которых совершенствуется орфографический навык, осуществляется аналитико-синтетическая работа, развиваются объем и сосредоточенность внимания, оперативная память.
- Прочитайте внимательно предложение, попробуйте начертить его схему. Ребята, народная мудрость гласит: «Правда в огне не горит, в воде не тонет».Объясните смысл этой пословицы. Что представляет собой это предложение?
ЗСП-З ТЕМА УРОКА: «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ТЕКСТЕ» (§ 11).[4,45]
Запись на доске: * * * * * * * *
Б Р А У Г М Р Я Н Ы Й
* * * * * * *
Сколько здесь слов зашифровано? К какой части речи будут относиться искомые слова? Как вы нашли слова? Каково значение слов?
Как можно назвать эти два слова по значению. Подберите однокоренные слова.
Упражнение № 80. Какие цветовые образы осени возникают в вашем воображении? Найдите слова, с помощью которых передается цвет.
ТЕМА УРОКА: «ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» (§ 10).
- Определите слово по его лексическому значению: «Почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств» (уважение). Сосчитайте, сколько в нем слогов, гласных, согласных букв? Почему не совпадает количество гласных и согласных букв? Образуйте однокоренной глагол, прилагательное. Определите слово по его лексическому значению: «Ответ к задаче, заключение, вывод из чего-нибудь» (решение). Совпадает ли количество гласных и согласных звуков, букв. Образуйте однокоренные слова, составьте и запишите с ними словосочетания. Произнесите слово шевелиться (написано на карточке). Напишите его транскрипцию. Какое орфоэпическое правило здесь применяется?
ЗСП-4 ТЕМА УРОКА: «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»
(§ 12).[4,57]
На доске: Долина Даль
- Однокоренные ли это слова? Каково значение этих слов?
- Доставляющий удовольствие, привлекательный(приятный).Соответствующий правилам поведения (приличный).Обманно выдаваемый за истинное или искреннее (притворный). Происшествие, неожиданный случай в жизни (приключение).Официальное или торжественное обещание(присяга). Выделите в словах корни. Какие способы определения лексического значения слова использованы? (толкование).
На одном из последних уроков проводится словарный диктант «Образуй однокоренное слово». Я говорю слово, а задача детей образовать однокоренное слово и записать его.
Престиж, приятно, приключение, привет, привилегия, приличие, применять, присягать, притворный, приятель.Обозначьте в словах корни. С одним из данных слов составьте и запишите предложение.
ЗСП-10 ТЕМА УРОКА: «ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ» (§ 36).[4,185]
Отгадайте загадку:Не летает, не жужжит, жук по улице бежит. И горят в глазах жука два блестящих огонька(автомобиль). Что такое авто?Авто (греч.) - это значит «сам». Автопортрет - это портрет, на котором художник изобразил самого себя. Биография - это описание чьей-нибудь жизни. А если человек описывает собственную жизнь, такое описание называетсяавтобиография.
Послушайте текст: «Один мальчик похвалился: «А я прочитал автобиографию Владимира Маяковского, которую написал Лев Кассиль!» Мы и порадовались, и огорчились. Порадовались, что он прочитал такую хорошую книжку. А почему огорчились?»
Ещё раз читаю загадку, дети должны найти причастие. Работаем над причастием «блестящие». У каждого учащегося на парте кроссворд «Квакающие слова». Как образовано слово «квакающие»? Что вы можете рассказать об этом слове? Отгадайте кроссворд и в выделенных клетках по вертикали вы найдете слово из ЗСП-10. Подсказка:в каждом слове кроссворда есть буквосочетание «ква».
|
|
1К
|
В
|
А
|
С
|
|
|
|
|
|
2 Т
|
Ы
|
К
|
В
|
А
|
|
|
|
з К
|
Л
|
Ю
|
К
|
В
|
А
|
|
|
|
|
4.Б
|
У
|
К
|
В
|
А
|
|
|
|
|
|
5 К
|
В
|
А
|
Д
|
Р
|
А
|
Т
|
|
|
6.К
|
В
|
А
|
Р
|
Т
|
И
|
Р
|
А
|
|
|
|
7 К
|
В
|
А
|
К
|
У
|
Ш
|
К
|
А
|
|
|
|
|
|
8.М
|
О
|
С
|
К
|
В
|
А
|
По горизонтали:1. Напиток. 2. Овощ. З.Ягода. 4.3нак азбуки. 5. Геометрическая фигура. 6. Жилище. 7. Лягушка. 8. Столица России.
Какое слово получилось в выделенных клетках? (аквариум). Найдите ещё слова с корнем -аква-. Одни и те же корни иногда входят в слова, настолько далекие друг от друга по смыслу, что на первый взгляд даже трудно принять их за «родственников». Например: аквариум, акварель, акваланг. Эти слова сообщают о различных предметах: аквариум -стеклянный домик для рыбок; акварель– краска; акваланг- прибор для плавания под водой. Однако все эти слова объединены корнем -аква-. Что же он обозначает?Аква -по латыни «вода».Аквариум- то, во что наливают воду.Акварель -краски, которые разводят водой, в отличие от масляных красок, которые разводят маслом. Все слова с этим корнем - так или иначе «водяные слова».
Акватория- поверхность водного пространства, водный участок. Аквамарин -драгоценный камень зеленовато-голубого цвета.
- Определите слово по его лексическому значению:Воздушные средства передвижения, воздушный флот (авиация); воздушная почта (авиапочта); выставка новейших образцов самолетов (авиасалон); отрасль производства, связанная с самолетами (авиапромышленность); войска, высаженные на вражескую территорию с самолета или вертолета (авиадесант). Запишите эти слова. Составьте предложение с одним из слов, предложение должно быть осложнено причастным оборотом. Сделайте синтаксический разбор записанного предложения.
ЗСП-12 ТЕМА УРОКА: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ». (§46).[4,236]
Класс делится за 3 группы. У каждой группы кроссворд (см. приложение).
-Назовите тему каждого кроссворда. Первый кроссворд о природных явлениях. Какая наука изучает природные явления? (география) Второй кроссворд - о растениях, (биология). Третий кроссворд - о животных, (зоология). Запишите эти слова в три столбика.
География Биология Зоология
гео - земля био - жизнь зоо - животные
- Запишите в столбик слова с данными частями:
геология биография зоолог
геометрия зоологический
- Запишите предложение: Серьезно изучая географию, биологию, зоологию, будешь хорошо знать окружающий тебя мир. Найдите деепричастие и деепричастный оборот.
ТЕМА УРОКА «ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО О ПРИЧАСТИИ И ДЕЕПРИЧАСТИИ».
Работа с текстом:
Так часто осенью ненастной
Вдруг исчезает солнца луч,
И, скрывши блеск лазури ясной,
Несутся стаи темных туч,
Несутся с бурей и дождями
Над обнаженными полями
И за собою в небесах
От мира долго солнце прячут,
Как будто все грустят и плачут
О теплом лете и цветах. (Н.Греков).
- Найдите причастие и деепричастный оборот.Найдите в стихотворении сравнение. Что помогает сравнить предметы? (Союз как будто).
ЗСП -13 ТЕМА УРОКА: «УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ» (§53) [4,282]
- Кому нужна зоркость? (Моряку, охотнику, снайперу, пограничнику, разведчику, ястребу). Для того, чтобы зорко видеть, люди изобрели много «инструментов»: очки, бинокли, подзорные трубы, микроскопы, телескопы. Микроскоп -увеличительный прибор для рассматривания предметов, неразличимых простым глазом. Телескоп-астрономический прибор для изучения небесных тел. Перископ- оптический прибор для наблюдений из укрытий (из блиндажа, с подводной лодки). Калейдоскоп -оптический прибор - трубка с зеркальными и цветными стеклышками, при поворачивании складывающимися в разнообразные узоры. Рентгеноскопия -просвечивание рентгеновскими лучами непрозрачных предметов и рассматривание их теневого изображения. В каждом из перечисленных слов встречается часть -скоп-.Это из греческого языка, обозначает смотреть, рассматривать. Составьте с данными словами словосочетания.
Из греческого языка к нам пришла часть-тека-обозначающая ящик, вместилище. Вспомните слова с этой частью, что обозначают данные слова? (библиотека, игротека, картотека, фильмотека). Домашнее задание:узнать в библиотеке, сколько в нашей школе составляет библиотечный фонд.
Словарная работа на уроках русского языка проводится в течение всего учебного года. Что касается слов рубрики ЗСП, то, помимо описанных методических приемов, я предлагаю дополнительные задания для работы со словами, не употребленными в упражнениях учебника за рамками ЗСП. Эти слова включаю в предложения для синтаксического разбора, в орфографические пятиминутки в начале урока, использую и такие формы работы, как «Кто грамотнее?», «Сгруппируй слова по видам орфограмм», «Составь слово» и другие.
При работе со словами ЗСП использую разные виды словарных диктантов: лексический, орфоэпический, творческий, провожу этимологический анализ слов, осуществляю связь с устным народным творчеством, учу находить изобразительно-выразительные средства языка. Подобная работа позволяет ученикам: вырабатывать орфографическую зоркость; расширить активный лексический запас; сформировать прочный навык написания словарных слов, навык точного словоупотребления; тренировать все виды памяти (слуховую, зрительную, рече- двигательную, моторную); планировать положительный результат; переживать ситуацию успеха в столь сложном виде деятельности; развивать чувство языка.
Учителю:организовать планомерную групповую и самостоятельную подготовительную работу над словарными словами;помочь ученику поверить в себя и не испытывать стресса перед диктантом;сделать словарный диктант одним из предпочитаемых самими ребятами видов работы по русскому языку;реально улучшить качество как самого процесса обучения русскому языку, так и его результатов.
Описанные приемы помогают разнообразить уроки русского языка, дают детям реальную опору в обучении, возможность учиться радостно и успешно.
Дети любят русский язык.А если ребенок любит предмет, если он почувствовал, что у него получается, то появится естественное желание расширить и углубить свои знания.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Даль В.И. «Толковый словарь русского языка. Современное написание. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001
2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка».- М.: Азбуковник, 1999
3. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразов. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. –М.:Дрофа,2008
4. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. «Краткий этимологический словарь русского языка».- М.: Просвещение,1975
АВТОР: Ворошнина Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы, Почётный работник общего образования Российской Федерации.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 79» г. Пермь, Пермский край
Кроссворд (IIIгруппа)
|
1. Б
|
Е
|
Л
|
К
|
А
|
|
|
2. С
|
В
|
И
|
Н
|
Ь
|
Я
|
|
3. Г
|
У
|
С
|
Ь
|
|
|
4. С
|
О
|
Б
|
А
|
К
|
А
|
|
По горизонтали:
1. Не мышь, не птица
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет.
2. Розовая спинка,
На спине щетинка.
Хвост крючком,
Нос пяточком.
3. В воде купался,
А сух остался.
4. С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком.
В выделенных клетках по вертикали:
Рыжая хозяйка
По лесу пошла,
Стежки – дорожки
Хвостом подмела.
Кроссворд (IIгруппа)
1.Р
|
О
|
М
|
А
|
Ш
|
К
|
А
|
|
|
|
|
|
|
2.Ф
|
И
|
А
|
Л
|
К
|
А
|
|
|
|
|
|
|
|
3.М
|
А
|
Р
|
Г
|
А
|
Р
|
И
|
Т
|
К
|
А
|
4.Г
|
В
|
О
|
З
|
Д
|
И
|
К
|
А
|
|
|
|
|
5.Н
|
Е
|
З
|
А
|
Б
|
У
|
Д
|
К
|
А
|
|
|
|
|
6.В
|
А
|
С
|
И
|
Л
|
Е
|
К
|
|
|
|
|
По горизонтали:
1. Гуляет в поле мальчик Яшка.
Что у него в руке?...
2. Кто рядом бродит? Алка.
Милее ей…
3. А что нам скажет Ритка?
- Всех лучше
4. С ней не согласна Вика:
- Красива лишь…!
5. Тут в спор вступила Людка:
- Мне люба…!
6. Закричал вдруг Игорек:
- Что сорву я?...
В выделенных клетках по вертикали:
Друзьям загадала Роза:
Что нравится мне?...
Кроссворд (Iгруппа)
|
|
|
|
1.З
|
В
|
Е
|
З
|
Д
|
А
|
2.С
|
О
|
Л
|
Н
|
Ц
|
Е
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.Т
|
У
|
Ч
|
А
|
|
|
|
|
|
4.Р
|
Е
|
К
|
А
|
|
|
|
|
|
|
5.Г
|
Р
|
О
|
М
|
|
|
По горизонтали:
1. У наших у ворот
Рассыпался горох,
Ни лопатой не сгрести,
Ни метлой не смести.
2. Без него плачемся,
А как появится,
От него прячемся.
3. Ног нет, а идет,
Глаз нет, а плачет.
4. Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.
5. Громко стучит,
Звонко кричит,
А что говорит, никому не понять
И мудрец не узнать
В выделенных клетках по вертикали:
Гуляет в поле, но не конь,
Летает на воле, да не птица.
|