Официальный сайт zakonoproekt2010 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сценарий турнира знатоков православной культуры"Непознанный мир веры"

Фото пользователя Алексей Сергеевич Черников
Submitted by Алексей Сергеевич Черников on Wed, 22/06/2011 - 11:54
Данные об авторе
Автор(ы): 
Черников А. С., Олейник Г.И.
Место работы, должность: 

Педагоги доп. образования ТОГОУ СПО "Аграрно-промышленный техникум" г. Кирсанова Тамбовской области.

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Культурология
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
сценарий мероприятия
Краткое описание ресурса: 
<p> Перед вами сценарий турнира знатоков Православной культуры &laquo;Непознанный мир веры&raquo;, который явился итоговым мероприятием цикла &laquo;Православная беседа&raquo;.</p> <p> <u>Его цели:</u></p> <div> <em>образовательная:</em>закрепить знания учащихся по &laquo;Основам Православной культуры&raquo;.</div> <p> <em>воспитательная: </em>способствовать духовному становлению человека, через постижение Православной культуры &ndash; источника возрождения&nbsp; нашего Отечества. Помочь сделать личный выбор между добром и злом, между красотой и уродством.</p> <p> <em>развивающая: </em>совершенствовать работу учащихся с различными первоисточниками, справочной литературой. Развивать навыки художественного чтения.</p>

«Непознанный мир веры»

Турнир знатоков православной культуры

 

От Прощеного Воскресенья  до Пасхи – семь недель. Один раз в неделю в библиотеке лицея собирались читатели из числа учащихся и преподавателей,  чтобы принять участие в цикле мероприятий «Православные беседы».

Вот их темы:

1.     «Что ты знаешь о молитве?»

2.     «Икона в твоем доме»

3.     «Святители земли русской»

4.     «Святые места России»

5.     «Колокольные звоны России»

6.     «Духовная лира»

7.     «Пока горит свеча»

Для проведения цикла были использованы разные формы. Ко многим занятиям учащиеся получали опережающее домашнее задание. Например, к беседе «Икона в твоем доме» они, пользуясь книгами, рекомендованными библиотекарем, подготовили рассказы о Богородичных иконах. Занятие о святых местах России прошло в форме заочной экскурсии. О Святых Угодниках Божиих поведал иерей Космодамиановского храма г. Кирсанова  отец Виктор. А занятие «Что ты знаешь о молитве?» целиком подготовила библиотекарь Кувайскова Н.В. Наконкурсе чтецов «Духовная лира» прозвучали стихи, посвященные православным праздникам, земному пути Иисуса Христа, поискам Бога человеком. Здесь прозвучали стихи Золотого и Серебряного веков русской поэзии, современные и авторские стихи. «Пока горит свеча…» - под таким названием прошла встреча с кирсановским поэтом Юрием Скоробогатовым.

В проведении мероприятий помогала вокальная группа работников лицея. Для иллюстрации материалов были использованы репродукции и звуковые материалы с аудио- и CD- носителей.

Перед вами сценарий турнира знатоков Православной культуры «Непознанный мир веры», который явился итоговым мероприятием цикла «Православная беседа».

Его цели:

образовательная:закрепить знания учащихся по «Основам Православной культуры».

воспитательная: способствовать духовному становлению человека, через постижение Православной культуры – источника возрождения  нашего Отечества. Помочь сделать личный выбор между добром и злом, между красотой и уродством.

развивающая: совершенствовать работу учащихся с различными первоисточниками, справочной литературой. Развивать навыки художественного чтения.

 

 

 

 

 

 

 

ПОДГОТОВКА

Тематические плакаты и выставка книг из фонда библиотеки.

В ходе мероприятия понадобятся музыкальный центр, видео - проектор, следующие звуковые и видео - записи :

«Благословенная Оптина» (Монастырский хор)

«Воскресенья день» (Валаамский хор)

«Колокольные звоны России»

CD-диск «Шедевры Русского и мирового искусства» (Живопись. Архитектура)

Чайковский П.И. «Отче Наш»

  Необходимо подготовить карточки с вопросами и заданиями конкурса, табло.

Турнир сопровождается духовными песнопениями в исполнении вокальной группы преподавателей лицея.

Основные вопросы вывешиваются заранее в библиотеке.

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

 

Библиотекарь

Ведущий

Члены жюри

Чтецы (2)

12участников из числа лицеистов

Добрыня, князь Владимир, Свельд, 2 посла (уч-ся в костюмах Киевской Руси)

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий  (уч-ся в византийских костюмах)

Варфушка, старец, Кирилл, Мария ( уч-ся в народных  костюмах )

Вокальная группа преподавателей лицея.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиотекарь: Дорогие друзья, вот и пришло время нашего итогового занятия из цикла «Православная беседа». Семь раз встречались мы с вами в течение Великого поста. Пришла Светлая Седьмица  - и  сегодня у нас турнир, который поможет повторить все пройденное и выявить самых усердных, самых вдумчивых и терпеливых учеников.

Итак, мы начинаем турнир знатоков православной культуры.

В нем участвуют: (называет 12 участников турнира)

Позвольте представить жюри: (называет членов жюри)

Тихо звучит «Херувимская» в исполнении вокальной группы.

Чтец:

Научи меня молиться,

Добрый ангел, научи!

Уст твоих благоуханьем

Чувства черные смягчи!

Да во глубь души проникнут

Солнца вечного лучи

 

Да в груди моей забьются

Благодатных слез ключи!

Дай моей молитве крылья,

Дай полет мне в высоту;

Дай мне веры безусловной

Высоту и теплоту!

Неповинных, безответных

Дай младенцев простоту

 

И высокую, святую

Нищих духом чистоту!

Дай стряхнуть земные узы

С прахом страннических ног,

Дай во мне угаснуть шуму

Битв житейских и тревог!

Да откроется тобою

Мне молитвенный чертог,

Да в одну сольются думу

Смерть, бессмертие и Бог.

                        (Вяземский. «Дай моей молитве крылья»)

 

Ведущий:Молитва – дыхание души верующего, знамение его упования на Бога, надежда на помощь Пресвятой Богородицы и Святых угодников.

Молитве посвящаем мы первый конкурс.

Каждый из участников получит карточку с вопросом и, пока будет звучать музыка, обдумает ответ.

Ответы будем заслушивать по номерам карточек.

Музыкальная заставка. («Отче наш» П.И.Чайковского)

 

ВОПРСЫ IКОНКУРСА

«БЕСЕДА С БОГОМ»

 

1.                                 Как называется молитва, данная Господом апостолам и записанная в Святом писании? («Отче наш»)

2.                                 «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, молись Отцу своему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.» Откуда взяты эти слова?  («Евангелие от Матфея»)

3.                                 Как молитвы делятся по содержанию? (Бывают молитвы просительные, хвалебные и благодарственные и покаянные)

4.                                 Какая молитва начинается словами: «Верую…»?  («Символ веры»)

5.                                 Назовите имена святых отцов, написавших многие молитвы. (Св. Василий Великий, Св. Григорий Богослов, Св. Иоанн Златоуст, Св. Ефим Сирин и др.)

6.                                 Кем написана молитва, звучащая во дни Великого Поста. и в которой христианин испрашивает для себя полноту добродетели. (Св. Ефим Сирин)

7.                                 Кто из знаменитых русских полководцев составил Канон Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу? (А. Суворов)

8.                                 Как называется сборник Священных песен? («Псалтирь»)

9.                                 Как называется сборник молитв, необходимых христианину? («Молитвослов»)

10.                            Какая молитва называется «Трисвятое»? (Ангельская песнь Пресвятой троице: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.» В этой молитве слово «Святый»  повторяется три раза и сама молитва читается три раза в честь трех Лиц Святой Троицы)

11.                            Что такое тропарь? (Краткое песнопение, в котором выражается сущность праздника)

12.                            Прочтите самую краткую молитву – испрашивание у Господа благословения на предстоящее дело. («Господи, благослови!»)

 

Ведущий:За каждый правильный ответ участник получает «5» баллов.

Проецируется на экран с CD отрывок, посвященный иконе Божией Матери «Владимирская».

Окнами в духовный мир считают православные христиане иконы, ведь иконы несут изображение Бога, Божией Матери, ангелов и святых угодников. Через иконы благодать входит в наш мир

Ведущий: Наш второй конкурс называется «Чудотворные иконы России». Каждый участник получит икону Богородицы и расскажет о ней. Высшая оценка в этом конкурсе «5» баллов.

На подготовку дается 5 минут.

 

II  КОНКУРС  «ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНА РОССИИ»

 

1.     Икона Божией Матери «Знамение» - Новогородская.

2.     «Одигитрия» Смоленская

3.     «Казанская» икона Божией Матери

4.     «Тихвинская» икона Божией Матери

5.     «Почаевская» икона Божией Матери

6.     Иверская (Московская) икона Божией Матери

7.     Икона Божией Матери «Неопалимая купина»

8.     Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша» 

9.     Икона Божией Матери «Державная»

10.Икона Божией Матери «Нечаянная радость»

11.Икона Божией Матери «Всех скорбящих радость»

12.Икона Божией Матери «Феодоровская»

 

Звучит «Заступница Усердная» в исполнении вокальной группы.

Ведущий: Слово участникам….

(Участники рассказывают об иконах)

Ведущий: Я прошу жюри подвести итоги двух конкурсов.

(Слово жюри)

 

Звучит «Легенда» (сл.А. Плещеева, муз. П.Чайковского) в исполнении вокальной группы.

 

Ведущий: Следующий конкурс, посвященный русским Святым, помогут нам провести  участники театральной студии. Вам необходимо будет узнать о каком  Святом идет речь в каждой сцене, представленной ими. Ответы запишите на листках, которые я вам раздам.

 

IIIКОНКУРС  «СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

 

СЦЕНА 1

 

Добрыня: Мой княже! Ты, наверно, будешь рад:

                 Вернулись те, кто посетил Цареград!

                 Не отдохнуть от долгого пути,

                 Лишь пыль стряхнув, спешат к тебе прийти.

Свельд:   Зачем все это – непонятно мне…

                Да разве мало дани и земель

                Нам боги помогают раздобыть?!

                За что ты, князь, их хочешь разлюбить?

                Неужто не боишься Перуна?

                Богам изменишь – грош тебе цена!

 

( Выходит Добрыня. Входят послы)

 

Послы        Приветствуем тебя, наш славный князь.

Владимир: Я тоже рад вас видеть у себя!

                    Не терпится услышать ваш рассказ…

1-й посол:   И мы спешим порадовать тебя!

                    Но прежде, чем свою поведать радость,

                    Должны мы передать, что император

                    Нам поручил сказать, что он тебя

                    Приветствует, душою всей любя!          

2-й посол:  И патриарх благословить был рад

                   Весь твой народ и стольный Киев-град!

Владимир: А все ли было хорошо в дороге?

1-й посол:  Нам не было причины для тревоги:

                   Твое, Владимир, имя всякий знает!

                   Оно, как щит надежный, защищает

                   Во всех краях от моря и до моря,

                   И мы, твои послы, не знали горя!

Владимир: Коль всяк боится нас, то это славно,

                   Но вы давайте поскорей о главном!

2-й посол:  Князь! Нету слов, чтоб передать такое!

1-й посол: Мы с той поры не ведаем покоя,

                   Когда в Царьграде посетили храм!

2-й посол:  Как он велик, прекрасен! Сколько там

                   И золота и росписи вокруг,

                   Каких не видел свет! Когда же вдруг

                   Там служба началась, запели разом

                   Слова, которых не постигнет разум!

                   И ты уже сказать не в силах сам:

                   Стоишь, или летишь по небесам!

1-й посол:  Я точно был на небе в этот миг!

                   Великий князь! Кто сладости постиг,

                   Которой довелось нам прикоснуться,

                   Тот не захочет к горькому вернуться

                   Напитку, что даруют наши боги!

                   Мы многое продумали в дороге…

Свельд:      Заладили, как бабы! Вянут уши

                   От ваших слов. Противно даже слушать.

Владимир: А мне отрадно, близко и знакомо.

                    Как будто бы не покидая дома,   

                    С послами вместе в храме побывал…

 

СЦЕНА 2

Юноша: Тихо тлеет огонёк лампады,

Дремлет тишина в монастыре,

Только слышно как звенят цикады

В зарослях колючих на горе.

Девушка: Хорошо на век уединиться

Средь седых и величавых гор.

Размышлять о Боге и молиться

И смотреть в сияющий простор.

Кирилл:

 Святая София! Открой

Премудрость Божию нам!

Небесною красотой

Сияет твой дивный храм.

Пусть сквозь аркады окон

Ручьями льются ручьи.

Открой нам любви закон

И мудрости научи.

 

Мефодий:

Богоматерь! Пречистая Дева!

Ты учила Младенца Христа,

Вдохнови нас на доброе дело –

Звуки букв нам пошли на уста.

Просвети, Богоматерь, народы

У которых и книг ещё нет.

Дай им веру, любовь, свободу,

И ученья христианского свет!

Юноша: Помолившись Богу поутру

Наклонился над листом святой,

Буквы подносил к его перу

Лучезарный ангел золотой.

И ложилась букв славянских вязь,

И строка бежала за строкой,

Книгою великой становясь,

Посланной Всевышнего рукой.

Девушка: И казалось, блеск небесных звёзд

Эта книга бережно хранит,

И, казалось, сам Иисус Христос

По-славянски с нами говорит!

СЦЕНА 3

Варфушка: Нашел, нашел я коней: и гнеденького Живчика, и Воронца и Лебедушку! Вот всегда у меня так все получается, кроме грамоты!..  Почто, господи! Я ли не стараюсь, я ли не усердствую?.. (Замечает  незнакомого старца) Ой, кто это стоит под дубом? Откуда взялся этот старик с дивным лицом? О чем он молится? Может быть, попросить его молиться за меня? Пусть Господь даст мне силы постичь, понять грамоту!

Старец (окончив молитву): Аминь! Аминь! Аминь! (Подняв глаза, увидел Варфушку): Отрок, что тебе нужно? Говори!

Варфушка: Батюшка! Помоги мне! Помолись за меня, чтобы я грамоту понял, Псалтирь и Четьи-минеи одолел!..

Старец: Давай помолимся вместе, отрок… Встань подле меня, при клони конени…

(Варфушка опускается на колени рядом со Старцем и они начинают молиться.)

Варфушка: Помоги, Господи, одолеть грамоту!

Старец: Помоги, Всесильный! Помоги отроку!.. Ты любишь детей… Аминь!

(Окончив молитву, старец достает из складок ризы крошечный ларчик, открывает крышку и протягивает Варфушке.)

Варфушка: Я вижу тут маленький кусочек прсфоры…

(Старец берет кусочек и вкладывает в рот отроку.)

Старец: Съешь это, мальчик! Мала частица эта, но великую силу приемлешь ты с нею… Не грусти о грамоте. Знай, Господь Милосердный даст тебе книжное разумение более, чем всем твоим товарищам.

(обращаясь к зрителям): Отрок этот станет некогда обителью Пресвятой Троицы; многих приведет за собой к уразумению Божественных заповедей. Велик будет он перед Богом и людьми.

 

Ведущий: Прошу участников сдать ответы и послушать решение жюри. За каждый правильный ответ вы получите 3 балла.

Надеюсь, вы догадались, что первая сцена была посвящена Св. Равноапостольному князю Владимиру, во святом крещении Руси воссиявшему. Вторая – создателям славянской азбуки Святым Равноапостольным Кириллу и Мефодию, а третья – Преподобному Сергию Радонежскому, основателю Троице-Сергиевой Лавры, которую русский мыслитель и философ Павел Флоренский назвал «столицей русской культуры».

Музыкальная заставка. На экране проецируется слайд «Свято -Троице-Сергиева Лавра

Ведущий:Так повелось на Святой Руси, что в удаленных монастырях, в глухих пустынях невидимо для посторонних глаз духовно возрастали великие русские святые, чтобы в назначенный час, подобно преподобному Сергию Радонежскому, явиться миру со словами «Не скорби, чадо!»

В следующем конкурсе от вас потребуется знание Святых мест нашего Отечества. На карточках напротив номера вопроса вы должны отметить правильный ответ. За каждый правильный ответ – 1 балл.

 

IVКОНКУРС «СВЯТЫНИ ОТЕЧЕСТВА»

                                                                                                       

На экране вид Александро-Невской Лавры

Ведущий:Александро-Невская Лавра, Почаевская Лавра, Киево-Печерская Лавра.

Внимание! 1-вый вопрос: Что означает слово «Лавра»?

а) Большой храм;

б) Большой мужской монастырь;

в) Женский монастырь                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

На экране вид Задонского Рождество-Богородицкого монастыря.

Ведущий: В начале учебного года некоторым из вас посчастливилось побывать в Задонском Рождество-Богородицком монастыре.

Внимание! 2-рой вопрос: Мощи какого святого являются главной святыней этого монастыря?

а) Святителя Тихона;

б) Преподобного Серафима;  

в) Блаженной Ксении.

На экране икона Преподобного Серафима Саровского.

Ведущий: В  2004 году весь православный мир чествовал 250-летие одного из самых почитаемых русским народом святых –Серафима Саровского.

Внимание! 3-тий вопрос: Назовите монастырь, где хранятся мощи Святого Серафима.

а) Новодевичий монастырь;

б) Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь;

в) Воскресенский монастырь.

На экране вид Воскресенского монастыря на реке Истра.

Ведущий: Сознавая благотворное влияние иноческих обителей на жизнь русского народа, зная его любовь к святым местам и желая дать ему возможность у себя, дома, создать святейшее из святых мест страдания и воскресения Господа, Святейший патриарх московский и всея России Никон положил в уме своем построить монастырь и в нем истинное подобие Иерусалимского храма Воскресения Христова.

Так во второй половине 17 века на гористом полуострове, омываемым рекою Истра, рядом с селом Воскресенское  выстроился Монастырь.

Внимание! 4-тый вопрос: Под каким именем более известен этот монастырь?

а) Русская Голгофа;

б)Новый Иерусалим.

Ведущий:С конца 18 по 20-е годы прошлоговеков существовал в нашем городе Кирсановеженский монастырь о котором напоминают сегодня развалины храма на улице Рабоче-Крестьянской.

Внимание! 5-тый вопрос: Как назывался этот монастырь?

а) Боголюбско-Тишениновский;

б) Тихвино-Богородицкий;

в) Александро-Невский.

Ведущий: Пока жюри подведет итоги конкурса,  вам предоставляется возможность заработать дополнительные баллы.

БЛИЦ-вопросы:

1)                           Кого называют послушником? (Послушник – молодой человек, поступивший в монастырь, но еще не принявший монашеского обета.)

2)                           Кто такой инок?  (Инок – от древнерус. ИНЪ.  То же, что и монах.)

3)                           Что такое постриг? (Обряд, который совершается над вступающим на путь монашеского подвига.)

4)                            Как называется благочестивый обычай ходить по святым местам?  (Странничество, паломничество.)

5)                Почему некоторые монастыри называются «пустынями»? Например: Оптина пустынь, Мамонтова пустынь. ( Пустынь - нештатный монастырь, возникший стихийно, берущий начало от кельи монаха, поселившегося далеко от людей, уединенно.)

 

Жюри учтет ваши ответы при подведении итогов.

Чтец:

В это время, когда  для молитв

просветляющих сердце разбужено,

чья-то злоба над миром гремит,

чьи-то души окованы стужею…

Завершается бремя зимы –

дни нежнее, прозрачней и солнечней.

Этот лед Не-Любви растопить

и да будут нам силы дарованы!

Научиться бы миру у птиц,

Воспевающих небо единое,

Землю сердцем обнять, защитить,

напоить лишь Любовью и Милостью…

«Защитить, защитить, защитить!» -

голос бронзы как зов Беспредельности;

это Колокол Мира звонит,

к милосердью зовет, к милосердию.

Разбудите вест мир, звонари!

Всеми силами света вам велено

этот властный призыв подхватить,

с колоколен высоких развеивать!

 

Белый голубь над храмом парит,

волю Неба шлют ветры весенние:

«Да воздвигнется  мир на Земли,

предназначенный ей с сотворения!»

           (М. Мирошина «Да воздвигнется Мир!»)

 

Звучит колокольный звон с CD

Библиотекарь: Звонит, звонит колокол на старой колокольне. Тридцать три ступеньки ведут вверх, и не легко подниматься по ним к небесной сини. А вниз… Вниз-то намного легче, потому и быстрее.

Звонит звонарь, наполняет нас силой, которая нужна всем нам, чтобы прощать, терпеть, и любить.

Звон постепенно затихает.

Ведущий:Слово для подведения итогов турнира и награждения победителей предоставляется председателю жюри иерею Космодамиановского храма отцу Виктору.

(Турнир завершается напутственным словом священника)

Библиотекарь: Закончен наш турнир, закончились вопросы, но остается до конца непознанным Мир Веры – неиссякаемый источник мудрости и познания.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 Орехов Д. Святые иконы России. – СПб.: ИД невский проспект, 2000 .-192 с., илл. (Сер. «Исцеление души»)

Левин О. Ю. и др. Кирсанов православный. –М.: Пробкл, 1999

МонастыриРусской православной церкви: Справочник-путеводитель. Выпуск первый. - М.: Фонд «Преображение», 2001

Мирошникова М. Под звонами затягивались раны…Колокола и пушки (к 60-летию Великой Победы) // Духовно-нравственное воспитание.-2005.- №2.- с.62-65

По высочайшему образцу: Русский Иерусалим // Духовно-нравственное воспитание. – 2005. - №1. – с.42

Семенова В.Г. Один за всех: Инсценировка по повести Л.Чарской //Читаем, учимся, играем. – 2001. - №6. – с.4

При подготовке сценария использованы материалы православной газеты «Воскресная школа» за 2003 год.



Фото пользователя Любовь Викторовна Буленкова

На: Сценарий турнира знатоков православной культуры"Непознанный


Очень хороший ЦОР, чтобы его провести нужна большая подготовительная работа.Интересная работа по подготовке плакатов и выставки к турниру знатаков православной культуры.Многограннасамостоятельная  работа уч-ся по проведению циклов.



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн