Submitted by Светлана Михайловна Алдамова on Wed, 22/06/2011 - 20:41
Понятие о деепричастии.
Конспект урока
Методические рекомендации.
Программа по русскому языку под редакцией М.В. Панова на изучение деепричастия в 7 классе отводит 7 часов (из них 1 час - развитие речи, 1 час – контрольная работа). Темы целесообразно распределить следующим образом:
Понятие о деепричастии (п. 73).
Деепричастный оборот (п. 74).
РРОписание действий людей.
Деепричастия глаголов совершенного и несовершенного вида (п. 75).
Образование деепричастий глаголов совершенного и несовершенного вида (п. 76).
Деепричастия и соотносительные с ними наречия (п. 77).
Контрольная работа по теме «Деепричастие».
Вводный урок «Понятие о деепричастии» является основополагающим в изучении этого раздела, поскольку с здесь, сразу после знакомства с теоретическим блоком, закладываются важные умения и навыки: опознавание деепричастия по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам; разграничение признаков глагола и наречия, сочетающихся в конкретном деепричастии; поморфемная запись деепричастия с обязательным выделением в нём всех суффиксов; вычленение словосочетаний «деепричастие + зависимое слово» и обособление деепричастного оборота.
Цель: дать понятие о деепричастии как непредикативной форме глагола.
Задачи:
знакомство с основными морфологическими признаками деепричастия и его типичными суффиксами;
формирование умения различать среди признаков, свойственных деепричастию, признаки глагола и наречия;
формирование умения правильно определять глагол, от которого образовано деепричастие, и навыка разграничения основного и добавочного (второстепенного) действия;
формирование умения опознавать деепричастие по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам;
ознакомление с правилом написания НЕ с деепричастием, формирование соответствующих орфографических навыков;
пропедевтическое знакомство с деепричастным оборотом;
конструирование простых и сложных предложений с деепричастиями и деепричастными оборотами для использования в устной и письменной речи
Ход урока:
Проверка домашнего задания и подготовка к восприятию нового материала.
Домашнее задание (после контрольного диктанта по теме «Причастие»):
выписать из художественного текста 3 предложения с причастными оборотами;
перестроить предложения таким образом, чтобы необособленные причастные обороты стали обособленными, а обособленные – необособленными;
сделать морфемный и морфологический разбор причастий.
Изучение нового материала.
Анализ предложений, записанных на доске.
Петя быстро вошёл в класс и закрыл за собой дверь.
Быстро войдя в класс, Петя закрыл за собой дверь.
Петя быстро вошёл в класс, закрыв за собой дверь.
- В каждом из трёх предложений названы два действия. Найдите предложение, в котором эти действия выступают как равноправные.
- В оставшихся предложениях определите главное и добавочное (второстепенное) действие.
- Какой частью речи выражено главное действие?
- Слова войдя и закрыв, обозначающие добавочное действие, являются деепричастиями – второй непредикативной формой глагола. Деепричастие как бы «дописывает», «дорисовывает» основное действие.
Составление таблицы «Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида».
- Давайте посмотрим, как деепричастия образуются от глаголов. Попробуйте сделать словообразовательный разбор деепричастий читая (несов. в.) и прочитав (сов. в.).
чита-я (читаj-а) – читают (читаj-ут + а)
прочита-в – прочита-ть + в
- На какие вопросы отвечают деепричастия, образованные от глаголов совершенного и несовершенного вида?
- От каких основ и с помощью каких суффиксов образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида?
- Попробуйте определить суффиксы деепричастий опустившись, пронёсшись, пробегая, будучи, припеваючи. (Данные обобщаются в таблице.)
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида
Вид
совершенный
несовершенный
Вопрос
что сделав?
что делая?
Производящая основа
основа настоящего времени
основа инфинитива
Суффиксы
-в-, -вши-, -ши-
-а- (-я-), -учи- (-ючи-) – устар.
Примеры
*Учащиеся самостоятельно заполняют графу «Примеры».
Выявление у деепричастий признаков глагола и наречия.
- Давайте вспомним, почему причастие называется гибридной формой глагола. Деепричастие также является гибридной формой глагола, поскольку сочетает в себе признаки 2 частей речи – глагола и наречия. Попробуйте определить у деепричастий из предложений, записанных на доске, признаки глагола и наречия.
Признаки глагола
Признаки наречия
Общее лексическое значение.
Вид.
Возвратность.
Одинаковый падеж зависимого слова.
Возможность определяться наречием.
Не склоняется и не спрягается.
Одинаковая синтаксическая функция – обстоятельство.
Пропедевтическое знакомство с деепричастным оборотом.
- Что мы называем причастным оборотом? Попробуйте по аналогии сформулировать определение деепричастного оборота. (Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами.) Найдите деепричастные обороты в предложениях, записанных на доске.
- Вспомните, от какой части речи всегда зависит причастный оборот. А деепричастный? (От глагола.)
- От чего зависит обособление причастного оборота? А деепричастного? (Деепричастный оборот обособляется независимо от его позиции по отношению к глаголу. Кроме того, обособляются и одиночные деепричастия.)
- Какова синтаксическая роль причастного оборота? А деепричастного? (Деепричастный оборот в предложении является обстоятельством.)
5) Не с деепричастиями.
- Вспомните, как пишется НЕ с глаголами. Деепричастия, как и глаголы, с НЕ пишутся раздельно. Исключение составляют деепричастия, которые без НЕ не употребляются.
Первичная проверка и закрепление знаний.
Упр. 389.
Дополнительные задания:
сделать морфемный разбор деепричастий и определить их вид;
найти деепричастные обороты и одиночные деепричастия, определить их синтаксическую функцию;
составить схемы предложений.
*Обратить внимание на пунктуацию в предложениях с однородными деепричастными оборотами, соединёнными с помощью союза И.
Упр. 390. Деепричастие и глагол-сказуемое относятся к одному действующему лицу.
Дополнительные задания:
исправить грамматические ошибки в предложениях с деепричастными оборотами;
сделать морфемный разбор деепричастий и определить их вид.
Составить миниатюру из 3 – 5 предложений, используя данные деепричастия с НЕ: (не)чувствуя, (не)глядя, (не)доумевая, (не)годуя, (не)сожалея.
Обобщение и систематизация знаний. Подведение итогов урока. 1) Фронтальный опрос.
Каково общее значение деепричастия?
Почему деепричастие называется гибридной формой глагола?
Какие признаки глагола и наречия сочетает в себе деепричастие?
От каких основ и с помощью каких суффиксов образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида?
Какое лицо совершает действие, обозначенное деепричастием?
Дайте определение деепричастного оборота.
Зависит ли обособление деепричастного оборота от его позиции по отношению к глаголу-сказуемому?
Какова синтаксическая роль деепричастного оборота?
Как пишется НЕ с деепричастиями?
2) Проверочный тест (на экране). Самопроверка.
1) В каких предложениях есть деепричастия?
Не зная брода, не суйся в воду.
Жалеешь – не давай, а дал – не жалей.
Не давши слова, крепись, а давши, держись.
2) В какой строке все деепричастия совершенного вида?
Чувствуя, удивляясь, будучи.
Припоминая, вспомнив, удивляясь.
Улыбнувшись, увидев, пробегая.
3) В каких предложениях есть деепричастный оборот?
Белочка распушив хвост прыгала по веткам.
Снег падал на землю и покрывал ее пушистым ковром.
Фонарь мигая тускло освещал улицу.
4) В каких предложениях НЕ с деепричастиями пишется слитно?
Не задумываясь, не думая, не присутствуя.
Ненавидя, негодуя, недоумевая.
Не истомившись, не исчезая, невзирая.
5)Найдите грамматически правильное продолжение предложения.
Не имея часов,
сориентироваться во времени помогут растения.
можно определить время по цветам.
вы можете спросить его у прохожих.
Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Домашнее задание:
П. 73, выучить признаки глагола и наречия у деепричастий, суффиксы деепричастий совершенного и несовершенного вида; упр. 391; выписать из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» 3 предложения с деепричастными оборотами, сделать морфемный и словообразовательный разбор деепричастий.