Официальный сайт circ-a 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Родительское собрание

Размещено: Елена Александровна Чернявская - чт, 23/06/2011 - 01:32
Данные об авторе
Автор(ы): 
Чернявская Елена Александровна
Место работы, должность: 

МОУ СОШ № 4 г. Рассказово, учитель математики

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Другое
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
сценарий мероприятия
Краткое описание ресурса: 
О причинах конфликтов между детьми и родителями, о способах их преодоления идёт речь на родительском собрании "Секреты взаимопонимания"

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

города Рассказово Тамбовской области

 

 

 

 

 

 

 

Родительскоесобрание

 

"СЕКРЕТЫ

взаимопонимания"

 

 

 

 

Классный руководитель 10 класса:

Е.А.Чернявская

 

 

Эпиграфы:

 

Спор— этопережевывание

противоречийдляусвоения

содержащихсявнихистин.

В. Г. Кротов

 

Ледиотличаетсяотцветочницынетем, как

онасебядержит, атем, каконаснейсебядержат.                                 

БернардШоу

 

Вподростковомвозрасте  

многиечеловеческиедостоинства

проявляютсявчудачествахинеподобающихпоступках.

И. В. Гете

 

Задачи: помочь родителям преодолеть трудности в решении кон­фликтных ситуаций в семье; способствовать осмыслению конф­ликтной ситуации и путей выхода из неё.

Форма проведения: обучающий семинар.

Вопросы для обсуждения: определение конфликта; умение разрешать проблемы и конфликты; конфликты «трудного» возраста; тактика пове­дения в конфликте.

Подготовительная работа: анкетирование учащихся и родителей; подготовка ситуаций для анализа; подготовка классным руководителем теоретического материала для выступ­ления; подготовка слайдовой презентации по теме собрания; под­готовка памятки для родителей

(см.приложение).

 

Ход собрания

I.Вступительное слово классного руководителя

   Уважаемые родители, позвольте мне начать нашу встречу с отрывка из произведения Ф. М. Достоевского «Записки из мертвого дома»: "...Весь этот народ, - за некоторыми немногими исключениями неистощимо веселых людей, пользовавшихся за это всеобщим презрением, - был народ угрюмый, завистливый, страшно тщеславный, хвастливый, обидчивый. Способность ничему не удивляться была величайшей добродетелью. Все были помешаны на том, как наружно держать себя. Но нередко самый заносчивый вид с быстротою молнии сменялся на самый малодушный. Было несколько истинно сильных людей.  Те были просты и не кривлялись...   

Сплетни и пересуды были беспрерывные: это был ад, тьма кромеш­ная... Ругались они утонченно, художественно. Ругательство возведено было у них в науку; старались взять не столько обидным словом, сколько обидным смыслом, духом, идеей, а это утонченнее, ядовитее.

«Черт трое лаптей сносил, прежде чем нас собрал в одну кучу!»

- говорили они про себя сами; а потом сплетни, интриги, бабьи наговоры, зависть, злость были всегда на первом плане в этой кромешной жизни.

Не мог я раньше представить, как можно ругаться из удовольствия, находить в этом забаву, милое упражнение, приятность.  Впрочем, не надо забывать и тщеславия».

    Итак, без конфликтов жизнь невозможна, поэтому необходимо учиться их конструктивно разрешать. Для того чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их.

Уход от решения конфликтной ситуации может привести к проблемам куда более серьезным.

    О причинах конфликтов между детьми и родителями, о способах их преодоления мы будем сегодня говорить на нашем собрании.

    Давайте попробуем дать определение понятию «конфликт», так как вы его понимаете. (Ответы родителей)

 

Классный руководитель: Общее определение конфликта: ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

   А теперь попробуйте продолжить: Причиной конфликта может быть…(Ответы родителей)

 

Классный руководитель: Когда и почему возникают конфликты между нами и нашими детьми? Чаще всего тогда, когда наш ребенок начинает превращаться в подростка.

    

 В юношеском и подростковом возрасте происходит поиск и становление своего «я». Подросток стремится освободиться от влияния взрослых и больше общаться со сверстниками. В этот период жизни нашим детям внимания и понимания требуется с нашей стороны, со стороны родителей, не меньше, а в какой - то степени даже больше чем в возрасте, скажем 5 – 10 лет. В это время наш ребенок уже не ребенок, но еще и не взрослый. Он пытается осознать и занять свое место в мире.

Так за что же  и против чего ведет борьбу ребенок в переходномвозрасте?

  • За то, чтобы перестать быть ребенком.
  • За прекращение посягательств на его физическое начало, непри­косновенность. 
  • За утверждение среди сверстников.
  •  Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.  

   

 Причины конфликта родителей с подростками

  • кризис переходного возраста
  • стремление к самостоятельности и самоопределению
  • требование большой автономии во всем - от одежды до помещения
  • привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье
  • бронирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людей
  • нежелание родителей признавать, что ребенок стал взрослым
  • боязнь выпустить ребенка из гнезда, не веря в его силы
  • проецирование поведение ребенка на себе в его возрасте
  • борьба за собственную власть и авторитетность
  • отсутствие понимания между взрослыми и в воспитании ребенка
  • не подтверждение  родительских ожиданий.                    

      

Проблемы подросткового возраста порождают меньше конфликтов и проходят мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где подросток, как и остальные члены семьи, имеет право  голоса, где  у всех есть права и обязанности. 

    

  Чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей

не следует  видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться

ведь вашему ребенку нужна не столько самостоятельность,    сколько право на нее;не злоупотребляйте опекой и контролем. Чтобы ребенок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать   так, чтобы он сам этого захотел.Все замечания делайте доброжелательным, спокойным тоном, не используйте ярлыков.

   

  Не создавайте в семье «конфликтных ситуаций», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.                          

Неразрешенные конфликтные ситуации могут вызвать:

—  проблемы физического плана, связанные со здоровьем;

—  проблемы психологического плана (уход в себя, в свою ду­шевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т. д.);

—  проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).

 

     В любых конфликтных ситуациях необходимо:

-отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу»;

- стремиться оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера;

- стремиться к сохранению личности отношений всех участников конфликта.

 

Как же нужно себя вести, чтобы выйти из конфликта?

  • дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других
  • найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте
  • поставить себя на место другого человека
  • осознать право на существование иной точки зрения.

 

II. Анализ анкетирования учащихся и родителей

 

III. Анализ и решение конфликтных ситуаций

Классный руководитель:А теперь мы с вами, вооружившись некоторыми рекомендациями по решению конфликтных ситуаций, попробуем их разрешить. У вас на столах лежат листы с описанием конфликтной ситуации, пожалуйста, прочтите и попробуйте найти выход из нее.(Родители читают и моде­лируют ситуации. Ситуации обсуждаются вслух. Психолог комментирует ответы родителей).                             

Ситуация 1. Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете что-то готовить, убирать в квартире, но явно не успеваете. Обратившись к своему ребенку за помо­щью, слышите в ответ: «Это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся». Как вы поступите в такой ситуации?

Ситуация 2.Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слы­шите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите своего ребенка в компании веселящихся друзей. В доме - пол­ный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?» Как вы поступите в подобной ситуации?

Ситуация 3.ПослевыходазаконаТамбовскойобласти№576  «Омерахпосодействиюфизическому, психическому, интеллектуальномуидуховно-нравственномуразвитиюдетей», вашребенокотказываетсяеговыполнять, мотивируясвоенеподчинениетем, чтоэтотзаконнарушаетегоправа. Науговорыотом, чтовампридетсяплатитьштрафзанарушениезаконодательства, отвечает: «Выобязанысодержатьменядо18 лет!». Каквыпопробуетеразрешитьтакуюконфликтнуюситуацию?            

Ситуация 4.После собрания родители приходят домой и в ярости тре­буют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими неудов­летворительными результатами учебы его никуда не возьмут после шко­лы. Ученик спокойно отвечает: «Значит, пойду работать». Как нужно раз­решать конфликтную ситуацию подобного рода?

Ситуация5.Родители подарили деньги своему ребенку с определен­ной целью. Он их истратил не по назначению, купив то, что давно хотел. От возмущенных родителей ребенок услышал много гневных слов в свой адрес. В конце концов, он хлопнул дверью и ушел из дома.

Как нужно поступить в подобной конфликтной ситуации?

IV.Тренинг бесконфликтного поведения учащихся и родителей (проводит психолог)

Упражнение 1. Самопредставление.  Участники группы усаживаются в круг и представляются по следующей схеме:

- имя;

- увлечение и интересы;

-ожидания от участия в группе.

Упражнение 2. Ритм.Каждый участник по очереди подает руку соседу справа, сжимает ее и улыбается ему. Следующий участник повторяет то же самое, но только после того, как все требования соблюдены.

Упражнение 3.Зеркало.Каждый участник поворачивается по очереди к другому участнику, всматривается в его лицо и рассказывает о тех чувствах, которые переживает другой человек.

Упражнение 4.К солнцу.Участники встают и берутся за руки. Они должны поднять руки вверх, крепче их сплести и потянуться к солнцу. Глаза закрыты, в тишине нужно услышать биение чужого сердца.

Упражнение 5. Горе.Один из участников садиться в круг. Он изображает горе, каждый из участников по кругу должен выразить сочувствие. Все участники определяют, кто был наиболее искренен и убедителен в утешении.

Упражнение 6. Экзамен.Участники должны последовательно назвать:

— три лучшие черты своего характера;

— три слабые черты своего характера;

— желаемые черты характера.

Упражнение 7.Магазин.По кругу участники выполняют упражнения.

Они должны повернуться лицом к соседу справа и «продать» ему качество характера, которое очень им мешает, и купить, возможно, другое какое-либо качество, объяснив, зачем оно нужно.

Упражнение 8. Противоречие.Участники работают в парах. Они предъявляют друг другу какое-нибудь парадоксальное требование. Нужно доказать несостоятельность этого требования, при этом разговаривать только спокойным и доброжелательным тоном.

Упражнение 9. Доказательство.Участникиобсуждают в кругу свою доказательность в предыдущем упражнении.

Упражнение 10.Мои чувства.Участники  получают листы бумаги и рисуют свои чувства, которые они  переживали в самом начале занятия и в его  конце. Свои чувства можно  сопроводить цитатой, стихами и т.д.

V. Подведение итогов (родителя вручается памятка по теме собрания)

 

 

Приложение

 

Анкетирование учащихся и родителей

Продолжите предложения:

1. Конфликт – это ________________.

2.  Причиной конфликта может быть _______________.

3.  Конфликт может привести к тому, что _____________.

4. Чаще всего поводом для конфликта в семье бывает ______.

5. Для того чтобы избежать конфликта, нужно ________.

 

Анкетирование родителей

1. Считаете ли вы необходимостью поднимать проблему  конфликтов на родительском собрании?

2. Бывают ли у вас конфликтные ситуации в семье?

3.  Как вы их разрешаете?        

4. могут ли быть в школе конфликтные ситуации?

5.  Переживал ли ваш ребенок школьный конфликт? 

6.  Можно ли вообще обойтись в жизни безконфликтов?

7.  Как вы научились выходить из конфликтов  в семье?                      

Можете ли вы поделиться опытом выхода из конфликтных ситуаций, связанных с вашим сыном или дочерью?

 

Анкетирование учащихся

 Ответьте, по возможности честно и правдиво, на поставленные вопросы:

1   Ты - конфликтный человек?                                                          

2  Легко ли тебе выяснять с кем-то отношения?                                 

3 Что ты чувствуешь после того, как ты выяснил с кем-то отношения?  

4.  Становишься ли ты умнее после выхода из конфликтной ситуации,делаешь ли для себя какие-нибудь выводы?

5.  С кем ты чаще всего конфликтуешь?

6.  Что может стать поводом к конфликтной ситуации?                       

7.  Кто первым пытается разрешить конфликт - ты или другая сторо­на?                                                                          

8.  Что ты, как правило, отстаиваешь в конфликте?                              

9.  Меняется ли твое отношение к людям, с которыми ты конфликтовал, или после того как конфликт уладился, все остается в ваших   взаимоотношениях по-прежнему?                            

10. Нужно ли учиться людям разрешать конфликтные ситуации?

11. Ты хотел бы принять участие в тренинге эффективного взаимодей­ствия с людьми?

 

 

Памятка для родителей

Уважаемые папы и мамы!

Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

—  Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.

— Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

—  В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

—  Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации: решайте проблему, а не сводите счеты.

—  Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

—  Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

—  Никогда не унижайте и не оскорбляйте человека, с которым кон­фликтуете.

—  Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

—  Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

—  Уважайте самого себя, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

 

 

         Литература

Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения.

Новосибирск, 1999.

Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. - М., 1999.

Сонин В.А. Психологический практикум. — М., 1998.

Фадеева Е.И. Тайны имиджа. — М., 2002.

Дереклеева Н.И.Родительские собрания. 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2004.

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн