Дидактический материал "Решение квадратных уравнений"
Submitted by Елена Александровна Чернявская on чт, 23/06/2011 - 10:12
Когда уравнение решаешь , дружок,
Ты должен найти у него корешок.
Значение буквы проверить несложно,
Поставь в уравнение его осторожно.
Коль верное равенство выйдет у вас,
То корнем значение зовите тот час.
Квадратные уравнения – это фундамент , на котором покоитсявеличественное здание алгебры. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, показательных , логарифмических , иррациональных уравнений , неравенств и их систем . Мы все умеем решать квадратные уравнения,начиная со школьной программы 8 класса.
В школьном курсе изучают не полные квадратные уравнения, формулы корней полного квадратного уравнения , с помощью которыхможно решать любые квадратные уравнения . Однако имеются идругие способы решения , которые позволяют очень быстро и рационально находить корни уравнения или доказать что их нет.
Конечно же ,на своих уровнях учитель должен познакомить учащихся с этими способами , тем самым облегчая прохождение многих тем курса математики.
Данный дидактический материал по теме «Решение квадратных уравнений» целесообразно использовать на заключительныхуроках при рассмотрении различных способов решения квадратных уравнений с целью отработки навыков решения ; выработкиумения определять вид квадратного уравнения ; отбор рационального решения ; работа с алгоритмом решения квадратного уравнения и многое другое .
Желаю успеха.
Дидактический материал по теме «СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ»состоит из четырёх листов .
Лист 1
Представляет собой таблицу из 100 квадратныхуравнений следующих десяти видов:
- неполные квадратные уравнения
1 ) а х2 + в х = 0 левую часть удобно представить в виде
2 ) а х2 + с = 0 разности квадратов двух выражений
3 ) а х2 + с = 0
- полные квадратные уравнения , в которых
4 ) а + в + с = 0
5 ) а – в + с = 0
6 ) левая часть уравнения представима в виде квадрата двучлена.
7 ) приведённое квадратное уравнение
8 ) в = 2k , в = чётное
9 ) в = 2k– 1 , в = нечётное
10 )Д < 0
Помимо перечисленных уравнений в таблице имеютсяуравнения , в которых :
а ) переменная обозначена латинской буквой , отличной от Х ;
б ) записанные не в стандартном виде ;
в ) уравнения , которые можно упростить , разделив левую и правую части на число , отличное от нуля.
Лист 2
Представляет собой алгоритм решения квадратного уравнения ,с учётомтех же десятивидов квадратных уравнений , что и на первом листе.Он предназначен для работы со средними и сильными учащимися.
I. Опр. Квадратным уравнением , или уравнением2йстепени ,называется уравнение , содержащее переменнуюХв 1йи 2йстепени или только во 2йстепени.
II. Если переменная Хсодержится в уравнении только во2й степени , то это уравнение – неполное квадратное.
III. Если переменная Хсодержится в уравнении и1йи во2йстепени , то это уравнение – полное квадратное.
IV. Если коэффициент при квадрате переменной равен1 ,тоэто уравнение называют приведённым .
Решение квадратных уравнений
ах2 = 0 , ах2 + вх = 0 , ах2 + с = 0
а , в, с действительные числа, а не равно 0
Неполные квадратные уравнения
1. ах2 + вх = 0
х ( ах + в ) = 0
х = 0 или ах + в = 0
ах = - в
х =- в/а
2. ах2 + с = 0
ах2 = - с
х2 = -с/а
х 1,2 = = - с/а
3. Данное уравнение можно решить другим способом. Если левую частьудобно представить в виде разности квадратов двух выражений , тоеё раскладывают на множители 1йстепени с помощью формулы сокращённого умножения
а2 – в2 = ( а – в ) ( а + в ).
ах2 + вх + с = 0 х2 + рх +q= 0
а , в, с, р,q -любые действительныечисла ,отличные от0
Полные квадратные уравнения
Рассмотрим некоторые свойства коэффициентовквадратного уравнения.
4. Если а + в + с = 0 , то х1= 1 , х2= с/а
5. Если а – в + с = 0 , то х1=- 1 , х2= - с/а
6. Если левая часть полного квадратного уравнения представима в виде квадрата двучлена , то его рациональнее решить,применяя формулы сокращённого умножения :
а2- 2ав + в2 = ( а – в )2 квадрат разности двух выражений
а2+2ав + в2 = ( а + в )2 квадрат суммы двух выражений
Зависимость между коэффициентамии корнями приведённого квадратного уравнения.
7. Для квадратного уравнения х2 + рх +q=0 ,где р ,q действительные числа
х1 + х2 = - р
х1х х2 =q
справедлива теорема Виeта
8. Уравнение видаах2 + вх + с = 0,где а,в,с действительные числа, а не равно 0
с чётным коэффициентом врешается по формулеД1 =( в2)2 – ас
Пусть в = 2R, т. е уравнение имеет вид ах2 +2Rх + с = 0 .Находим его корни
х 1,2 =-k=аk- ас
9. При решении уравнения вида ах2 + вх + с = 0 с нечётным вторым коэффициентом находят Д = в2 – 4 ас.
Пусть в = 2k- 1, тогда корни уравнения х 1,2 =- в =2ав - 4ас
10. Величина Д = в2 – 4 ас, играющая решающую роль при вопросе окорнях квадратного уравнения , называется дискриминантом квадратного уравнения .
Если Д > 0 , то квадратное уравнение имеет два вещественных , различных корня .
Если Д = 0 , то получается одно решение . В этом случае говорят , чтокорень двукратный или что корни равны.
Если Д< 0 , то вещественных решений не существует. (это случай комплексных корней или мнимых корней).
Лист 3.
Представляет собой алгоритм решения квадратногоуравнения на конкретном примере уравнения с полнымего решением к каждому из десяти представленных видов. Этот лист предназначен для работы со слабымиучащимися.
1. ах2 + вх = 0 Выносим Хза скобки.
х ( ах + в ) = 0
х = 0или ах + в = 0
ах = - в
х = -в/а
пример: 2х2 – 7х = 0
х ( 2х – 7 ) = 0
х = 0 или 2х – 7 = 0
2х =7
х = 7 : 2
х =3,5
Ответ: 0 ; 3,5
2. ах2 + с = 0
ах2 = - с
х2 = - с/а
пример: 6х2 +18 = 0 6х2 -18 = 0
6х2 = -18 6х2 = 18
х2 = -3 х2 = 3
корней нет х1 =V3 , х2 =-V3.
Ответ: нет корней Ответ: х1 =V3 , х2 =-V3.
3. ах2 + с = 0 Иногда данное неполное квадратное
уравнение удобно решить, представив левую
левую часть в виде разности квадратов двух
выражений и применяя формулу С У.
ПРИМЕР:
9х2 – 4 = 0
( 3х – 2 )( 3х + 2 ) = 0
3х – 2 = 0 или 3х + 2 = 0
3х =2 3х =-2
х = 2/3 х = -2/3
ОТВЕТ: - 2/3 ; 2/3.
4. ах2 + вх + с = 0. Полное квадратное уравнение можно решить
Еслиа + в + с =0,то быстро и правильно , зная свойства коэффи-
х1 = 1 , х2 =с/а циентов квадратного уравнения.
ПРИМЕР: 15х2 – 19х + 4 = 0
так как 15 – 19 + 4 = 0 ,
то х1 = 1 , х2 =4/15
ОТВЕТ: 1; 4/15 .
5. ах2 + вх + с = 0.
Если а - в + с =0, (или а + с = в )
то х1 =- 1 , х2 =-с/а
ПРИМЕР: 11х2 + 27х + 16 = 0
так как 11 – 27 + 16 = 0
то х1 = - 1 , х2 =- 15/11
ОТВЕТ: -1; -15/11 .
6. ах2 + вх + с = 0. Иногда легко заметить , что левая часть
уравнения представляет собой квадрат
ПРИМЕР:4х2 - 12х + 9 = 0разности или квадрат суммы двух выра-
2х – 3 = 0 ставив левую часть в виде квадрата дву-
2х = 3 члена. В таких случаях , когда квадратное
х = 1,5 уравнение будет удовлетворяться только
ОТВЕТ: 1,5 одним значением неизвестного , мы будем
говорить,что оно допускает два равных корня.
х2 + 24х + 144 = 0
( х + 12 )2 = 0
х + 12 = 0
х = - 12
ОТВЕТ:- 12.
7. Рассмотрим приведённое квадратное уравнение
х2 + рх +q= 0, где р иq– любые числа отличные от нуля.
Корни данного уравнения удовлетворяют
теореме Виета, которая имеет вид
х1 хх2 =q
х1 +х2 = - р.
Если свободный членqприведённого квадратного уравнения положителен(q> 0 ) ,то уравнение имеет два одинаковых по знаку корня и это зависитот второго коэффициентар.Если р > 0 ,то оба корня отрицательны , еслир<0,то оба корня положительны
ПРИМЕР:
х2 – 14х + 48 = 0 х2 + 19х + 90 = 0
х1= 6 , х2 =8 ,так как х1= -9 , х2 =-10 ,так как
6х 8 = 48 -9х (-10) = 90
6+ 8 = 14 -9+ (-10) = -19
ОТВЕТ : 6 ; 8 . ОТВЕТ : - 9 ; - 10.
Если свободный членqприведённого квадратного уравнения отрицателен(q< 0 ) ,то уравнение имеет два различных по знаку корня , причёмбольший по модулю корень будет положителен , если р < 0,если р > 0 -отрицателен.
х2 – 2х - 15 = 0 х2 + 2х - 8 = 0
х1 хх2 = -15 тогда х1 хх2 = - 8 тогда
х1 +х2 = 2 х1 +х2 = -2
х1= 5 , х2 =-3 х1=-4 , х2 =2
ОТВЕТ : 5 ; -3 . ОТВЕТ : - 4 ; 2.
При подборе корней приведённого квадратного уравнения можнопользоваться следующей таблицей для распознавания знаков корней
ЗНАКИ КОЭФФИЦИЕНТОВ
ЗНАКИ КОРНЕЙ
p> 0
q > 0
Одинаковые :
оба отрицательные
p < 0
q > 0
Одинаковые :
оба положительные
p > 0
q < 0
Разные :
Больший по модулю
отрицательный
p < 0
q < 0
Разные :
Больший по модулю
положительный
8. ах2 + вх + с = 0 Самый распространённый способ решения
полного квадратного уравнения – по формуле
3х2 – 14х - 49 = 0 корней квадратного уравнения .
Так как в = - 14– чётное, то Таких формул две . В тех случаях , когда
Д1 =( в/2 )2- ас второй коэффициентв – чётныйформула
Д1 =72 - 3х( - 49 ) корней имеет вид: Д1 = (в/2 )2 – ас
Д1 = 196
х1= 7, х2 = -21/3
9. ах2 + вх + с = 0. Формула корней квадратного уравнения
2х2 – 5х + 2 = 0
а = 2 , в = -5 , с = 2позволяет решить любое квадратное
Д = в2 -4 ас уравнение. Выражение в2 – 4ас = Д
называют дискриминантом квадратного уравнения.
Д = 25 - 4х2х2
Д = 9
х1= 2 х2= 0,5
ОТВЕТ:х1= 2 , х2= 0,5.
10. Применяя формулу корней квадратного уравнения , можно получитьД< 0 (Д<0 ). В данном случае говорят , что квадратноеуравнение вещественных корней не имеет . ( Пока мы условимся , что корней нет . Однако квадратным уравнениемвсегда приписывают 2 корня во всех случаях , при этом корни могутбыть иногда равными , иногда мнимыми ).
5х2 + 7х + 3 = 0
а = 5 , в = 7 , с = 3
Д = в2 – 4 ас
Д = 49 – 4х5х3
Д = - 11
Д<0
ОТВЕТ : корней нет
ЗАДАНИЯ К ДИДАКТИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ
1. Назовите коэффициенты квадратных уравнений данной строки ( данного столбца ).
2. Все ли уравнения данной строки ( данного столбца ) записаны в стандартном виде?
3. Назовите квадратные уравнения данной строки (данного столбца ), которые не записаны в стандартном виде . Приведите этиуравнения к стандартному виду квадратного уравнения.
4. Назовите неполные квадратные уравнения данной строки ( данного столбца ).
5. Назовите в неполных квадратных уравнениях данной строки( данного столбца )коэффициенты.
6. Решите все неполные квадратные уравнения данной строки (данного столбца ).
7. Назовите полные квадратные уравнения данной строки( данного столбца ).
8. Запишите все полные квадратные уравнения данной строки(данного столбца ) в стандартном виде.
9. Какие из полных квадратных уравнений данной строки (данного столбца ) можно упростить, разделив обе части уравненияна одно и то же число , отличное от нуля?
10.Назовите квадратные уравнения данной строки (данного столбца ) , левая часть которых является квадратом двучлена.Решите эти уравнения.
11.Найдите дискриминанты всех полных квадратных уравненийданной строки (данного столбца ).
12.Решите все полные квадратные уравнения данной строки(данного столбца ).
13. Решите неполные квадратные уравнения данной строки(данного столбца );если можно , укажите несколько способоврешения.
14.Назовите уравнения данной строки (данного столбца ) с чётнымвторым коэффициентом и решите их.
15.Из данной строки (данного столбца ) выпишите уравнения вследующем порядке : неполные квадратные уравнения ;
уравнения, левая часть которых представима в виде квадратадвучлена ;
полные квадратные уравнения с чётным вторымкоэффициентом ;
полные квадратные уравнения с нечётным вторым коэффициентом.
16.Назовите приведённые квадратные уравнения данных строк ( данных столбцов ). Решите эти уравнения.
17.Назовите уравнения данной строки (данного столбца ),корнями которых являются данные числа.
18.Составте квадратные уравнения , зная его корни.( Корни учитель приводит из таблицы 4 ).
19.Назовите уравнения данной строки (данного столбца ), суммакоэффициентов которых ровна нулю. Решите эти уравнения.
20.Назовите квадратные уравнения данной строки (данного столбца ).для которых коэффициенты удовлетворяют равенствуа – в + с = 0. Решите эти уравнения.
21.Назовите уравнения данной строки (данного столбца ), котораясоответствует уравнению данного вида ( указать номер )алгоритма решения квадратного уравнения таблицы 2.
22.Перепишите данную строку ( столбец ), расположив уравненияпо порядку согласно алгоритму таблицы 2.
23.Самостоятельные работы по решению квадратных уравнений.