Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Социально-педагогические условия формирования у детей и подростков здорового образа жизни."

"Социально-педагогические условия формирования у детей и подростков здорового образа жизни." 

Введение.

         В последнее время наблюдается постоянное ухудшение здоровья всех категорий населения.

         Актуальность данного вопроса в том, что кризисные явления духовной жизни усилили тенденции трудноразрешимых социальных проблем в подростковой среде.

         Особое беспокойство вызывает состояние здоровья детей и подростков. За последние 10 (десять) лет выявленных функциональных нарушений и хронических болезней у учащихся возросла более чем на 20 %. Происходит неуклонное «омоложение» наркомании, употребления алкоголя, приобщения к токсико-наркотическим веществам.

         Цель работы показать профилактику и укрепление здоровья учащихся.

         К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья учащихся, нужно отнести снижение качества и уровня жизни, ухудшение условий учебной и досуговой деятельности, качества питания, экологической обстановки, увеличение стрессовых нагрузок и, как следствие, нервно-психических расстройств. Изменения могут произойти на уровне образовательных учреждений, задачами которых должны быть:

- использование здоровьесберегающих технологий образования и формирование правильной системы ценностей, мотивов и установок, ориентация учащихся на здоровый образ жизни;                                                                

- интеграция медико-биологического, психологического и социально – педагогического знания, ориентированного на духовно – нравственное становление личности ребёнка.

         Реализация целей и задач формирования здоровой личности учащегося и всей системы учебно–воспитательной работы в образовательном учреждении невозможна без тесного сотрудничества всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов. Представления у детей и их родителей о здоровом образе жизни должны формироваться с раннего возраста ребёнка. Формирование здоровья и образа жизни в детском и подростковом возрасте на 75% определяется условиями, созданными в семье и образовательном  воспитательном учреждении.                                                                                                                    

Глава 1. Истоки педагогики здоровья.

         Проблема здоровья подрастающего поколения возникла с момента появления человеческого общества и на всех этапах его развития рассматривалась по-разному.

         В условиях первобытного строя при воспитании детей и подростков главное внимание уделялось подготовке к жизни: умение переносить лишения, боль, проявлять храбрость и выносливость. Характерным был обряд «посвящения», когда юноши в состязаниях показывали свои физические способности.

         В рабовладельческой Древней Греции выделялись особые системы воспитания: спартанская и афинская. Воспитание в Спарте носило ярко выраженный физический характер. Уже в трудах Сократа, Аристотеля и Платона берутся идеи, что физическая культура тела не имеет смысла без нравственной культуры души и должна начинаться с нравственного воспитания. Древнегреческий теоретик ораторского искусства и педагог Квинтилиан Марк Фабий, выделил основные идеи, которые до сих пор  остаются в педагогике центральными: учёт индивидуальных особенностей ребёнка, отказ от телесных наказаний, высоконравственный учитель, любящий детей.

         В эпоху Возрождения ведущие гуманисты Европы снова обращаются к необходимости гуманизации физического воспитания.

         Обучение следует вести без наказания и принуждения, на основе любознательности, активности ребёнка, а знания должны быть «лёгкими, приятными и привлекательными для учащихся». Основой воспитания нравственно здоровой личности в эпоху является религия и деятельная трудовая жизнь.

         В эпоху Просвещения вопрос о возможности нравственного и физического совершенствования стал практическим вопросом формирования личности. Учёный Я. А. Коменский придавал огромное значение и тому, что в современной психологии и педагогике мы называем микроклиматом в школе. Он заложил теоретические основы индивидуального подхода к учащемуся. Я.А.Коменский писал о том, что силы учеников требуют поддержки, а не подавления.

         Западноевропейские педагоги ХУ111-Х1Х веков Дж. Локк и Ж.Ж.Руссо и другие внесли вклад в развитие педагогики здоровья. Дж. Локк указывал на необходимость чередования умственных и физических упражнений, рекомендовал последнее не только для развития физических способностей, но и для укрепления воли и характера.

         Но Ж.Ж. Руссо считал физическое воспитание основой развития личности и подчёркивал его значение для умственной деятельности и трудового обучения детей.

         В педагогической теории ХУ111 века руководящим принципом воспитания считался принцип полезности. Педагоги того времени уделяли большое внимание заботе об укреплении здоровья детей. Дж. Локк провозгласил правило «здоровый дух в здоровом теле…», а так же подробно описывает приёмы закаливания, обосновывает значение строгого режима в жизни ребёнка, даёт советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом.

          И.Г. Пестолоцци развивает и практически воплощает принцип природосообразности гармонического развития всех сил и способностей человека. Он связывает обучение с воспитанием и развитием ребёнка, педагогику с психологией.

         Именно его идею развивающего обучения К.Д. Ушинский называл великим открытием педагогики.

         Рассматривая в историческом аспекте развитие оздоровительного воспитания в мировой педагогике, не сложно проследить, как в зависимости от целей и задач воспитания менялись и требования к здоровому образу жизни в разные исторические периоды. Идеи о формировании здорового подрастающего поколения в Древней Руси не составляли предмета особой работы государства. Вплоть до ХУ111 века воспитание детей и подростков оставалось уделом семьи, и роль воспитателя возлагалась на родителей, в первую очередь на мать.

         К задачам физического воспитания В.Г. Белинский относил охрану здоровья детей, развитие их физических сил путём установления правильного образа жизни.

         Большой круг вопросов, связанных с формированием здоровой личности в педагогическом процессе, рассматривала школьная гигиена, которая сформировалась во второй половине Х1Х века.

         В период становления советской педагогике здоровье рассматривалось в его развитии через выполнение физического труда.

         Сравнительно недавно российские учёные Н.М.Амосов, Б.Т.Лихачёв, Ш.А. Амонашвили и другие в своих монографиях, учебных пособиях обратились к теме здоровье учащихся и формирование здорового образа жизни.

         Здоровье как основа жизнедеятельности человека представляет собой сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психический, социальный и педагогический компоненты. Социальный и педагогический компоненты понимаются как формирование у человека индивидуального способа здорового образа жизни с самого раннего детства.

 

Глава 2.  Факторы, влияющие на формирование здоровья учащихся.

         Современная наука утверждает, что 20% уровня здоровья зависят от наследственных факторов, 20% от внешних условий (от экологии), 10% - от деятельности здравоохранения, остальные 50% - от образа жизни человека. Образ жизни человека – это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.

         К факторам внешней среды относятся: физические (давление, температура, излучение), химические (пища, вода, ядовитые вещества), биологические (растения, микроорганизмы, животные), психологические (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, прикосновение, очарование, вкус, слух и вызывающие положительную или отрицательную реакцию).

         Внешним фактором по отношению к учащимся является и жизнь в школе. Состояние здоровья служит обыкновенным показателям, определяющим возможности для здорового образа жизни.

         Для формирования здоровой личности учащегося необходимы:

- знания в области здоровья;

- создания оптимальных внешнесредовых условий в школе и дома;

- правильная организация труда и отдыха;

- формирование полезных привычек;

- воспитание сознательного и бережного отношения к своему здоровью.

Глава 3. Социально-педагогические условия формирования у детей и     

               подростков здорового образа жизни.

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье - важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.

В контексте, изучения проблемы формирования здорового образа жизни подростков, в изменяющейся социокультурной среде особый интерес представляют работы философов А.О. Ключарева, В.П. Кожевникова, педагогов А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, социологов И.Б. Назарова, А.П. Платонова, медиков И.П. Павлова, В.П. Кащенко и др.

Современные учёные также уделяют огромное внимание воспитанию здорового образа жизни. Академик Н.М. Амосов полагает, что «здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной продолжительностью органов при сохранении качественных пределов их функций». В.П. Казначеев трактует здоровье как «процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни». И.И. Брехман, основоположник науки о здоровье – валеологии, определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».

Великие философы - мыслители утверждали, что сам человек главным образом должен думать, заботиться о своём здоровье, о благосостоянии и стремиться поддержать его. От этого зависит человеческое счастье.

Охрана детского здоровья отражает комплексную программу решения указанной задачи, включающую систему гигиенических, медико-биологических, социальных и психологических мероприятий. Проблемы физического и психического здоровья человека рассматривались Бехтеревым в контексте осуществляемой им антиалкогольной компании. Он один из тех, кто активно боролся против "алкогольного змия".
Здоровье - это состояние полного, физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и окружающей среды и естественному процессу сохранения, а также отсутствие болезней и физических дефектов. Признаками здоровья являются:

-специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к          действию повреждающих факторов;

-показатели роста и развития;

-функциональное состояние и резервные возможности организма;

-наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

 -уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.             

Образ жизни - тип жизнедеятельности людей, обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления.
Уровень жизни - это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций        независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления,как и индивидуального, так и общественного здоровья. Очень важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, чтоздоровье - самая величайшая ценность.

Глава 4. Работа в образовательном учреждении.

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. Насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности. Мы знаем, что 50% зависит от образа жизни. В настоящее время  во всех образовательных учреждениях в большей или в меньшей степени занимаются формированием здорового образа жизни.

О своей  школе, могу рассказать, по каким направлениям ведётся работа. Она охватывает всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей и обучающихся).   
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
-  отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.

В первую очередь педагогический коллектив работает над тем, чтобы дать знания в области здоровья. Для этого приглашаем врачей разных специальностей. Детям о здоровье говорят учителя на классных часах, на уроках ОБЖ, ОЗОЖ, биологии, химии, физической культуры и т.д. Родителям – на родительских собраниях, при индивидуальных беседах. В школе имеется программа по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании.  Каждый год учащиеся школы принимают участие в конкурсе за здоровый образ жизни. 

Во-вторых, администрация и педагоги, создают условия оптимальные в школе и в классе, тем самым соблюдая санитарно-гигиенические требования:

  • по учебной нагрузке учащихся;
  • гигиенические условия в классе (кабинете) (температура воздуха – проветривание, рациональность освещения, соответствие мебели (столы и стулья) возрасту ребёнка;
  • разнообразная позитивно – эмоциональная  учебная деятельность, чтобы избежать утомляемости;
  • педагог смотрит на осанку обучающегося и поправляет рабочую позу;
  • физкультминутки на уроках (для рук, для глаз и т.д.);
  • благоприятный психологический климат на уроке;
  • соблюдение продолжительности урока и перемен;
  • использование уроков физической культуры, трудового обучения, музыки, рисования для снятия умственного напряжения;
  • медицинские осмотры педиатров и узких специалистов (своевременное  выявление заболеваний);
  • выдача санаторно-курортных путёвок учащимся для профилактики заболеваний и т.д.

Следующий фактор здорового образажизни - двигательный режим.
Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется высоким удельным весом гипонезии и гиподинамии, и это притом, что практически никто не оспаривает то положение, что основная причина многих болезней цивилизации - недостаточная двигательная активность.
Особенно страдают от гиподинамии школьники. Больше времени своего бодрствования старшеклассники вынуждены проводить сидя за рабочим столом, просмотр телепередач, компьютерные игры усугубили обездвиженность детей и подростков.
Кроме уроков физической культуры в школе проводят дни здоровья, спортивные конкурсы и соревнования, где родители также принимают участие.

Перейдём к следующему фактору здорового образа жизни, влияющему на здоровье человека, к проблеме питания.
В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме питания, так как правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья.
Правильная организация питания в школе имеет большое значение для развития детского организма. В основу правильной организации питания детей в различные возрастные периоды должны быть положены следующие основные принципы:
1. Регулярный прием пищи через определенные промежутки времени - главное условие, с которого необходимо начинать организацию питания ребенка. Для этого в школе создано расписание и режим питания учащихся.
2. Питание детей должно соответствовать уровню развития и функциональным возможностям организма в конкретный возрастной период.
3. Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), поступающие в организм вместе с пищей, должны находиться в определенном соотношении между собой. По новому СанПину принятому 01.10.2008 году меню составляется по возрасту 6-10 лет, 11-17 лет, а также с учётом (белков, жиров, углеводов). Знание законов питания должно приобретаться с детства. Поэтому в школе проводят классные часы и презентации для детей о здоровом питании, проводятся праздники «Осенний урожай», «Витамины» и.т.д.

              Следующий фактор здорового образа жизни - это личная гигиена. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены - комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью.
Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Делая вывод о том что, поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, и наоборот.
Рассмотрев условия, необходимые для формирования здорового образа жизни сделаем вывод, что молодое поколение наиболее восприимчиво различным обучающим и формирующим воздействиям. Следовательно, здоровый образ жизни формировать, необходимо начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.

Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Известно изречение "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - в первую очередь переохлаждению и перегреву.

         Важнейшее направление социально-педагогической работы в школе – это формирование у детей и подростков здорового образа жизни. Как привить подросткам тягу к физкультуре и спорту, активному отдыху, рациональному питанию, соблюдению правил гигиены? Как уберечь от пагубного влияния курения, алкоголя, наркотиков?

         Как выстроить социально-педагогическую работу так, чтобы здоровый образ жизни стал основной нравственной ценностью выпускника?

         Сохранение здоровья подрастающего поколения является самой насущной проблемой государства. Школа – идеальный центр для воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни детей и подростков.

         Любая культура начинается со знаний. Поэтому подростки должны быть вооружены целой системой представлений о физиологических особенностях организма, гигиены тела, питания, режима и т.д., а также о сущности здорового образа жизни.

         Важное условие формирования любого качества личности заключается в осознании и убежде6нии личностью необходимости принятия этого качества.

         Знания о здоровом образе жизни ребята получают в ходе бесед классных руководителей, приглашённых врачей – специалистов. Большую часть информации о пагубном влиянии на организм человека ПАВ, нарушении режима дня и питания они черпают  из учебного материала по биологии, ОБЖ, ОЗОЖ и др. предметам, на уроках физкультуры, а так же из СМИ.

         Заключение.

Хотя СМИ зачастую решают обратную задачу. Чего стоит реклама чипсов, гамбургеров и чизбургеров, пива разных сортов, сигаретная реклама. Рекламодатели мастерски используют эмоциональный фактор формирование привычек (красочные и яркие образы, зажигательные ритмы). Следовательно, все мероприятия по формированию здорового образа жизни должны быть подготовлены и проведены качественно, с использованием средств мощного эмоционального воздействия, которыми являются музыка, интересное слово ведущих, хороший материал, медиасредства и т.д..

Здоровый образ жизни – антиотравляющее воспитание, осознание опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развитие нравственно-эстетического отвращения и противодействия пьянству, курению, наркотикам.

         Каждый ребёнок обязан знать, что вредит его здоровью и, наоборот, что может быть ему нужным и полезным.

         Сохранение и укрепление здоровья – дело каждого.

Необходимо усвоить и соблюдать рекомендации и наставления здорового образа жизни.   



На: "Социально-педагогические условия формирования у детей и под


 Картинка 4 из 96000



Поиск

Loading

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн