Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой, соответствующей образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России 2004 года.
Программа рассчитана на детей 6 - 7-ми лет (1 класс).
В основе программы лежат научные идеи развивающего обучения Д. Б. Эльконина и Л. Е. Журовой, позволяющие учить школьника учить себя (учить + ся), осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития. Такой уровень развития младшего школьника актуален для современного общества, этим она и привлекательна.
Программа курса «Русский язык» реализует основные концепции лингвистического образования младших школьников.
Цель обучения русскому языку - ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке; формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма; развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Задачи:
а) обучающая – обеспечить начальный уровень грамотного безошибочного письма;
б) развивающая – развивать полноценное разноцелевое речевое общение; формировать учебную, речевую и языковую деятельность учащихся;
в) воспитывающая – стимулировать познавательную активность.
Сроки реализации программы: всего 165 часов (33 учебные недели по 5 часов в неделю).
Элементы содержания программы: знания; умения; навыки; опыт практической и творческой деятельности; опыт ценностной личностной ориентации.
Содержательные линии: программа курса «Русский язык» предваряет систематическое изучение курса русского языка и предназначена для работы в послебукварный период. Знакомство с речевыми и языковыми закономерностями осуществляется в структуре урока при наблюдении близких учащимся речевых ситуаций и анализе языковых явлений. Программа позволяет организовать дифференцированное обучение, осуществить индивидуальный подход к учащимся, учитывая уровень их подготовки, темп работы, возможности и интересы.
Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная; парная, групповая, разновозрастная.
Методы работы: методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа, рассказ, инструктаж); методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (иллюстрация, экспериментальная задача, наблюдение); методы передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического её восприятия (практические упражнения, анализ таблиц, схем, дидактическая игра); методы стимулирования и мотивации: эмоциональные (свободный выбор заданий), познавательные (создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, выполнение заданий на смекалку), волевые (предъявление учебных требований, прогнозирование будущей деятельности), социальные (взаимопомощь); методы контроля и самоконтроля: устные (индивидуальный опрос, взаимоопрос, фронтальный, тихий), письменные (тест, диктант), самоконтроль и взаимоконтроль (самоконтроль, самоконтроль по образцу, парный контроль).
Режим занятий: 5 часов в неделю.
Предполагаемые результаты: нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение; следование закономерностям науки о языке; поступательное развитие языкового мышления ученика; правильный отбор языковых средств, исходя из условий речевой ситуации.
Инструментарий для оценивания результатов:
Проверочные работы:
· диагностические задания;
· разноуровневые задания по изучаемой теме (текущий контроль);
· списывание;
· тесты (в том числе разноуровневые);
· диктант.
Содержание тем учебного курса
Фонетика. Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его значения. Звуковой анализ слова. Интонационное выделение знаков в слове. Число и последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой) Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак - рак). Гласные и согласные звуки. Твёрдость или мягкость согласных звуков как словоразличительная функция. Работа с моделями: построение модели звукового состава слова, отражающие качественные характеристики звуков (гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.
Слог как минимальная произносительная единица. Ударение, способы его выделения.
Графика и орфография. Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку отдельных слов и предложений (три – пять слов со звуками в сильной позиции). Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Письмо букв, буквосочетание, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- раздельное написание слов;
- обозначение согласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи - ши);
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложения.
Усвоение примеров и последовательности правильного писания текста.
Слово и предложение. Пунктуация. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Слова, называющие предметы. Слова, называющие действия и признаки; родственные слова; синонимы, антонимы, омонимы (ознакомление без введения терминологии).
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).
Развитие речи. Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильность интонации.
Составление рассказов по серии сюжетов картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса:
называть, приводить примеры:
- звуков: гласных, согласных (мягких, твёрдых);
- слов, называющих предметы;
различать:
· звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
· звук, слог, слово;
· слово и предложение;
кратко характеризовать:
- качественные признаки звуков;
- условия выбора и написание буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных;
решать учебные и практические задачи:
- выделять предложение и слово из речевого потока;
- проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава четырёх-пяти звуковых слов;
- правильно писать ча – ща, чу – щу, и жи – ши под ударением;
- писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных;
- ставить точку в конце предложения;
- грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают).
Перечень учебно-методического обеспечения
1
|
Содержание
|
Автор
|
Название учебного пособия
|
Издательство
|
Год издания
|
Программы:
|
Виноградова
Н. Ф. (руководитель)
|
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»
|
Москва «Вентана-Граф»
|
2008
|
2
|
Учебник:
Тетради:
|
Иванов С. В.,
Евдокимова
А. О.,
Кузнецова М. И.
Иванов С. В.
Иванов С. В.
Кузнецова М.И
|
Русский язык: 1 класс
Русский язык: 1 класс: рабочая тетрадь № 1
Русский язык: 1 класс: рабочая тетрадь № 2
«Я учусь писать и читать»
|
Москва «Вентана - Граф»
Москва «Вентана –Граф»
Москва «Вентана –Граф
Москва «Вентана - Граф»
|
2008
2009
2009
2009
|
3
|
Учебные методические пособия:
|
Журова Л. Е.
Журова Л. Е.,
Евдокимова
А. О.,
Ефросинина
Л. А.,
Кузнецова М. И.
Шукейло В.А.
|
Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс
Чтение и письмо: 1 класс: Методический комментарий
Русский язык: Сборник проверочных и контрольных работ: 1-4 классы
|
Москва «Вентана - Граф»
Москва «Вентана - Граф»
Москва «Вентана - Граф»
|
2007
2006
2006
|
Список литературы
Литература, использованная при подготовке программы (основная):
книга, меньше трёх авторов или равно трём
Виноградова Н. Ф. (руководитель) Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд., дораб. и доп.- М.: Вентана-Граф, 2008.- 176 с.
Шукейло В.А. Русский язык: Сборник проверочных и контрольных работ: 1-4 классы .- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Вентана-Грф, 2006.-360 с.- (Начальная школа: результаты обучения).
книга под редакцией
Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений / Под ред. Л. Е. Журовой.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Вентана-Граф, 2007.- 384 с.: ил.
Журова Л. Е., Евдокимова А. О., Ефросинина Л. А., Кузнецова М. И. Чтение и письмо: 1 класс: Методический комментарий / Под ред. Л. Е. Журовой.- М.: Вентана-Граф, 2006.- 128 с.- (Начальная школа XXI века).
Литература, рекомендованная для учащихся:
книга, меньше трёх авторов или равно трём
Иванов С. В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И. Русский язык: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Л. Е. Журовой и С. В. Иванова.- М.: Вентана-Граф, 2008.- 176 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
рабочая тетрадь, меньше трёх авторов или равно трём
Иванов С. В. Русский язык: 1 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова.- М.: Вентана-Граф, 2009.- 96 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
Иванов С. В. Русский язык: 1 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова.- М.: Вентана-Граф, 2009.- 96 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
Кузнецова М. И. Я учусь писать и читать: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова; [под ред. Л. Е. Журовой]. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2009.- 64 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
|