Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой, соответствующей образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России 2004 года.
Программа рассчитана на детей 6 - 7-ми лет (1 класс).
В основе программы лежат научные идеи развивающего обучения Д. Б. Эльконина и Л. Е. Журовой, позволяющие учить школьника учить себя (учить + ся), осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития. Такой уровень развития младшего школьника актуален для современного общества, этим она и привлекательна.
Содержание музыкального образования в начальной школе – это запечатленный в музыке духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на земле с эстетических и нравственных позиций. Основная идея – преподавание искусства сообразно природе ребёнка, природе искусства и природе художественного творчества. Идея первого года обучения – дать обобщённый образ музыки, который раскрывается в трёх содержательных линиях.
Цель предмета – воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве форм и жанров, художественных стилей и направлений.
Задачи:
- Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека.
- Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
- Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта – человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
- Развитие музыкального восприятия как творческого процесса – основы приобщения к искусству.
- Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
Сроки реализации программы: 33 часа (33 учебные недели по 1 часу в неделю).
Содержательные линии: происхождение музыки (объективно существующую в мире независимо от нашего к нему отношения, музыка как философское обобщение жизни); истоки музыкального искусства, широкое разнообразие форм его бытования; творческо-поисковая (школьники вводятся в деятельность композитора, иполнителя, слушателя).
Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная; парная, групповая, разновозрастная.
Методы и приёмы работы: беседа, слушание и обсуждение, дидактическая игра, художественная игра, ролевая игра, работа с рисунком-схемой, самооценка работы, работа с учебником и тетрадью, рассказ, «сочинялки».
Режим занятий: 1 час в неделю.
Предполагаемые результаты: овладение общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре.
Содержание тем учебного курса (30 ч)
Истоки возникновение музыки (6 ч)
Исследования изучения окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самого себя. Жанры музыки. «Маршевый порядок», «Человек танцующий», «Песенное дыхание». Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально-художественных образах жизненных явлений.
Содержание формы бытования музыки (18 ч)
Отражение в музыке добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти, прекрасного и безобразного, дня и ночи, осени и весны.
Многообразие и многообразность отражения мира в конкретных жанрах и формах; общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) формах; общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, танец, балет, марш, симфония, концерт и т. д.
Язык музыки (6 ч)
Музыкально-выразительные средства: мелодические, метро-ритмические и фактурные особенности, с точки зрения их выразительных возможностей, лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий. Введение в язык музыки как знаковой системы (где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой).
Музыкальный репертуар и опыт творческой деятельности
Музыкальные эпиграфы года: «К музыке» Ф. Шуберта, «Музыкант» Б. Окуджавы или «Музыка» Г. Струве.
Вхождение в проблематику года. Фрагменты Концерта для голоса с оркестром Р. Глиера, Прелюдия до мажор из 1-го тома «Хорошо темперированного клавира» И.-С. Баха; фрагменты Скрипичного концерта Д. Б. Кабалевского.
Музыка композиторов России
П. И. Чайковский. Пьесы из «Детского альбома», «Мелодия», сцена и хор мальчиков из оперы «Пиковая дама»; фрагменты из балета «Спящая красавица» («Интродукция», «Пролог», «Вальс»); финал Четвертной симфонии (фрагмент); «Бой с мышами» из балета «Щелкунчик»; пьесы из цикла «Времена года» («Охота», «У камелька», «Подснежник»).
С. С. Прокофьев. «Марш», «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам»; Фрагменты из балета «Ромео и Джульетта» («Танец рыцарей», «Джульетта-девочка», финал 2-го действия); из балета «Золушка («Вальс, «Полночь; фрагменты из Седьмой симфонии, симфоническая сказка «Петя и Волк; фрагменты из кантаты «Александр Невский» («Ледовое побоище, «Мертвое поле»).
М. П. Мусоргский. «Балет невылупившихся птенцов», «Гном, «Два еврея», «Баба-яга».
Д. Д. Шостакович. «Вальс-шутка».
С. В. Рахманинов. «Итальянская полька», Прелюдия соль-минор.
Н. А Римский-Корсаков. Фрагменты из оперы «Снегурочка» («Ария Снегурочки» (1 действие), «Проводы Масленицы», «Первая песня Леля», заключительный хор); фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане» («Три чуда» и «Полет шмеля»).
Музыка композиторов западных стран
Э. Григ. «Утро»; «Весной»; 1-я часть фортепианного концерта.
К.-В. Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».
В.-А. Моцарт. Фрагменты оперы «Волшебная флейта» («Ария Царицы ночи», «Хор мальчиков», «Ария Папагено», «Дуэт Папагено и Папагены»).
К. Сен-Санс. «Карнавал животных» (по выбору педагога).
Дж. Беллини. «Casta diva» из оперы «Норма».
Дж. Верди. «Марш» из оперы «Аида».
О. Лассо. «Эхо».
В течении года дети поют и разучивают песни: «» Скворушка прощается Т. К. Попатенко; «Совенок», «Мотылек» Р. Шумана; «Киска» В. С. Калиникова; «Полюшко-поле» Л. К. Книппера; «Кукушка» А. С. Аренского; «Длинные ноги у дождя», «Весенняя песенка» З. А. Левиной; «Подснежник» Д. Б. Кабалевского; песни из сборника «Заигрывай» В. О. Усачевой.
Русские народные песни. «Вдоль по морю», «На зеленом лугу», «Вейся, капустка», «Авсень», «Плетень», заплетися» (хороводная), «Гадание», «Жаворонки», «Жнеи мои, жнеи». Колыбельные песни (образцы).
Народные игры. «По городу царевна», «Кострома».
Интонирование скороговорок «Три сороки», «Шесть мышат» и др.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
- проявлять готовность увлеченно и живо «впитывать» музыкальные впечатления, воспринимать музыкальные произведения;
- проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;
- знать о способности и способах (голосом, игрой на музыкальных инструментах, движением) воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека;
решать учебные и практические задачи:
- выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояния человека, природы, живого и не живого в окружающем мире;
- ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония и пр.);
- различать характер музыки, ее динамические, регистровые, тембровые, метро-ритмические, интонационные особенности;
- применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном движении).
Перечень учебно-методического обеспечения
1
|
Содержание
|
Автор
|
Название учебного пособия
|
Издательство
|
Год издания
|
Программы:
|
Виноградова
Н. Ф. (руководитель)
|
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»
|
Москва «Вентана-Граф»
|
2008
|
2
|
Учебник:
Тетради:
|
Усачёва В. О., Школяр Л. В.
Кузьмина О. В.,
Усачёва В. О., Школяр Л. В.
|
Музыкальное искусство: 1 класс
Музыкальное искусство: 1 класс: Блокнот
|
Москва «Вентана - Граф»
Москва «Вентана - Граф»
|
2005
2005
|
3
|
Учебные методические пособия:
|
Журова Л. Е.
Усачёва В. О., Школяр Л. В.,
Школяр В. А.
Усачёва В. О., Школяр Л. В.,
Школяр В. А.
|
Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс
Музыкальное искусство: Нотная хрестоматия. 1 класс
Музыкальное искусство. 1 класс: Методическое пособие
|
Москва «Вентана - Граф»
Москва «Вентана - Граф»
Москва «Вентана - Граф»
|
2007
2006
2005
|
Список литературы
Литература, использованная при подготовке программы (основная):
книга, меньше трёх авторов или равно трём
Виноградова Н. Ф. (руководитель) Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд., дораб. и доп.- М.: Вентана-Граф, 2008.- 176 с.
Усачёва В. О., Школяр Л. В., Школяр В. А. Музыкальное искусство. 1 класс: Методическое пособие.- М.: Вентана-Граф, 2005.- 176 с.
Усачёва В. О., Школяр Л. В., Школяр В. А. Музыкальное искусство: Нотная хрестоматия. Пособие для учителя. 1 класс / Сост. В. О. Усачёва, Л. В.Школяр, В. А. Школяр.- М.: Вентана-Граф, 2006.- 96 с.
книга под редакцией
Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений / Под ред. Л. Е. Журовой.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Вентана-Граф, 2007.- 384 с.: ил.
Литература, рекомендованная для учащихся:
книга, меньше трёх авторов или равно трём
Усачёва В. О., Школяр Л. В. Музыкальное искусство: Учебник для учащихся 1 класс общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2005.- 128 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
рабочая тетрадь, меньше трёх авторов или равно трём
Кузьмина О. В., Усачёва В. О., Школяр Л. В. Музыкальное искусство: Блокнот для учащихся 1 класс общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2009.- 64 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
|