Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой, соответствующей образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России 2004 года.
Программа рассчитана на детей 8 - 9-ти лет (3 класс).
В основе программы лежат научные идеи развивающего обучения Д. Б. Эльконина и Л. Е. Журовой, позволяющие учить школьника учить себя (учить + ся), осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития. Такой уровень развития младшего школьника актуален для современного общества, этим она и привлекательна.
Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).
Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Задачи:
а) обучающая – формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира;
б) развивающая –осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения; формирование общеучебных умений, элементарной эрудиции, общей культуры;
в) воспитывающая – воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
Сроки реализации программы: 66 часов (33 учебные недели по 2 часа в неделю).
Структурные элементы содержания программы: образ, факт, связь, деталь.
Содержательные линии: человек как биологическое существо (в теме «Земля – наш общий дом»); человек и другие люди (в теме «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)»); человек и мир природы (в теме «Земля – наш общий дом»); человек и общество (в теме «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)»; история родной страны (в теме «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)»).
Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная; парная, групповая, разновозрастная.
Методы и приёмы работы: беседа, чтение и обсуждение, дидактическая игра, игра-моделирование, литературная игра, ролевая игра, работа с рисунком-схемой, самооценка работы, работа с учебником и тетрадью, игры-соревнования, экскурсия, логические задачи, игра-конструирование, рассказ, классификация рисунков, разыгрывание сценок, сочинялки, прогулка в парк, сравнение.
Режим занятий: 2 часа в неделю.
Предполагаемые результаты: понимание себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, возможность изменять себя, понимать важность здорового образа жизни, выполнение правил поведения, осознание сущности нравственно-эстетических установок, получение первоначальных навыков экологической культуры.
Система оценки достижений учащихся:
Устный опрос (индивидуальный, фронтальный):
- оценивается уровень осознанности полученных знаний, умение их применять в нестандартной ситуации.
Письменный опрос:
- самостоятельная работа (10-15 мин.) – проверка знаний и умений по теме курса, изучение которой ещё не закончено;
- контрольная работа - проверка знаний и умений по теме курса, изучение которой закончено.
Инструментарий для оценивания результатов:
- Тетради для индивидуальной работы.
- Карточки.
- Схемы. Ребусы.
- Графические задания
- Работа с картой.
- Тесты.
Содержание тем учебного курса (64 ч)
Введение (1 ч)
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
Земля – наш общий дом (10 ч)
Солнечная система. Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая и географическая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта Росси.
Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света.
Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения.
ОБЖ: правила поведения на водоемах в разные времена года.
Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха.
Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условное изображение карты. Карта России.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновении карты.
Растительным мир Земли (11 ч)
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения – живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждения отравлений ими.
Грибы (1 ч)
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и не съедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Животный мир Земли (11 ч)
Животные – часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные – живые тела (живые организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.
Как человек одомашнил животных.
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство – основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных. Горожан и крестьян представители разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили далекие славяне. Принятие христианства в Руси.
Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб – главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Рыболовства и охота на Руси и в России.
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капитализмы.
Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человека, её охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музей, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса.
К концу обучения в 3 классе должны:
называть (приводить примеры):
- тела живой и не живой природы;
- планеты Солнечной системы (2-3);
- свойство воздуха, воды;
- состав почвы;
- древние города и их достопримечательности;
- имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);
- причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;
различать (соотносить):
- год, век, арабские и римские цифры;
- названия русского государства и их соответствия исторической эпохе;
- растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
- животных разных групп (одноклеточные – многоклеточные, беспозвоночные - позвоночные);
- приспособления животных к среде обитания;
- особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
- понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
- объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
- объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
- характеризовать условия жизни Земле; природные зоны России;
- характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
- раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
- составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;
- соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
- характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);
- рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
- сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
- работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;
- высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Перечень учебно-методического обеспечения
1
|
Содержание
|
Автор
|
Название учебного пособия
|
Издательство
|
Год издания
|
Программы:
|
Виноградова
Н. Ф. (руководитель)
|
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»
|
Москва «Вентана-Граф»
|
2008
|
2
|
Учебник:
Тетради:
|
Виноградова
Н. Ф.,
Калинова Г. С.
Виноградова
Н. Ф.
Калинова Г. С.
Виноградова
Н. Ф.
|
Окружающий мир: 3 класс: в 2 ч.
Окружающий мир: 3 класс: №1
Окружающий мир: 3 класс: №2
|
Москва «Вентана - Граф»
Москва «Вентана - Граф»
Москва «Вентана - Граф»
|
2008
2009
2009
|
3
|
Учебные методические пособия:
|
Виноградова
Н. Ф.
Клепинина З. А.
|
Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы
Окружающий мир: 1-4 классы: Сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы
|
Москва «Вентана - Граф»
Москва «Вентана - Граф»
|
2006
2007
|
Список литературы
Литература, использованная при подготовке программы (основная):
книга, меньше трёх авторов или равно трём
Виноградова Н. Ф. (руководитель) Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд., дораб. и доп.- М.: Вентана-Граф, 2008.- 176 с.
Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы.- М.: Вентана-Граф, 2006.- 240 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
Клепинина З. А. Окружающий мир: 1-4 классы: Сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы.- М.: Вентана-Граф, 2007.- 80 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
Литература, рекомендованная для учащихся:
книга, меньше трёх авторов или равно трём
Виноградова Н. Ф., Калинова Г. С. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. - 2-е изд., дораб.- М.: Вентана-Граф, 2008.- 144 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
Виноградова Н. Ф., Калинова Г. С. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2. - 2-е изд., дораб.- М.: Вентана-Граф, 2008.- 128 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
рабочая тетрадь, меньше трёх авторов или равно трём
Виноградова Н. Ф., Калинова Г. С. Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова .- 2-е изд., дораб.- М.: Вентана-Граф, 2009.- 48 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова.- 2-е изд., дораб.- М.: Вентана-Граф, 2009.- 32 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
|