Официальный сайт panajotov 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" (3 класс)

 

     Пояснительная записка

     Данная программа составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой, соответствующей  образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России 2004 года.

     Программа рассчитана на детей 8 - 9-ти лет (3 класс).

     В основе  программы лежат научные идеи развивающего обучения Д. Б. Эльконина и Л. Е. Журовой, позволяющие учить школьника учить себя (учить + ся), осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития. Такой уровень развития младшего школьника актуален для современного общества, этим она и привлекательна.

     Особенностью программы является включение  знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).

     Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

     Задачи:

а) обучающая – формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира;

б) развивающая –осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения; формирование общеучебных умений, элементарной эрудиции, общей культуры;

в) воспитывающая – воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.

     Сроки реализации программы:  66 часов (33 учебные недели по 2 часа в неделю).

      Структурные элементы содержания программы: образ, факт, связь, деталь.

     Содержательные линии: человек как биологическое существо (в теме «Земля – наш общий дом»); человек и другие люди (в теме «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)»); человек и мир природы (в теме «Земля – наш общий дом»); человек и общество (в теме «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)»; история родной страны (в теме «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)»).

     Формы организации деятельности: индивидуальная,  фронтальная; парная, групповая, разновозрастная.

     Методы и приёмы работы: беседа, чтение и обсуждение, дидактическая игра, игра-моделирование, литературная игра, ролевая игра, работа с рисунком-схемой, самооценка работы, работа с учебником и тетрадью, игры-соревнования, экскурсия, логические задачи, игра-конструирование, рассказ, классификация рисунков, разыгрывание сценок, сочинялки, прогулка в парк, сравнение.

     Режим занятий: 2 часа в неделю.

     Предполагаемые результаты: понимание себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, возможность изменять себя, понимать важность здорового образа жизни, выполнение правил поведения, осознание  сущности нравственно-эстетических установок, получение первоначальных навыков экологической культуры.

     Система оценки достижений учащихся:

Устный опрос (индивидуальный, фронтальный):

- оценивается уровень осознанности полученных знаний, умение их применять в нестандартной ситуации.

Письменный опрос:

- самостоятельная работа (10-15 мин.) – проверка знаний и умений по теме курса, изучение которой ещё не закончено;

- контрольная работа - проверка знаний и умений по теме курса, изучение которой закончено.

     Инструментарий для оценивания результатов:

- Тетради для индивидуальной работы.

- Карточки.

- Схемы. Ребусы.

- Графические задания

- Работа с картой.

- Тесты.

 

 Содержание тем учебного курса (64 ч)

     Введение (1 ч)

     Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

 

     Земля – наш общий дом (10 ч)

     Солнечная система. Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы.  «Соседи» Земли по Солнечной системе.

     Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая и географическая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта Росси.

     Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света.

     Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения.

     ОБЖ: правила поведения на водоемах в разные времена года.

     Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха.

     Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условное изображение карты. Карта России.

     Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновении карты.

    

     Растительным мир Земли (11 ч)

     Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

     Растения – живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

     Охрана растений.

     Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждения отравлений ими.

 

     Грибы (1 ч)

     Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и не съедобные грибы.

     Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

 

     Животный мир Земли (11 ч)

     Животные – часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

      Животные – живые тела (живые организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

     Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.

     Как человек одомашнил животных.

 

     Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)

     Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

     Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство – основные качества славянина.

     Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных. Горожан и крестьян представители разных сословий (князя, боярина, дворянина).

     Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили далекие славяне. Принятие христианства в Руси.

 

     Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч)

     Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб – главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

     Рыболовства и охота на Руси и в России.

     Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капитализмы.

     Торговля. Возникновение денег.

     Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

     Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

     Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

     Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человека, её охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музей, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

     Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

     Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

 

     Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса.

     К концу обучения в 3 классе должны:

     называть (приводить примеры):

  • тела живой и не живой природы;
  • планеты Солнечной системы (2-3);
  • свойство воздуха, воды;
  • состав почвы;
  • древние города и их достопримечательности;
  • имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);
  • причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;

     различать (соотносить):

  • год, век, арабские и римские цифры;
  • названия русского государства и их соответствия исторической эпохе;
  • растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
  • животных разных групп (одноклеточные – многоклеточные, беспозвоночные - позвоночные);
  • приспособления животных к среде обитания;
  • особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
  • понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;

     решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  • объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
  • объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
  • характеризовать условия жизни Земле; природные зоны России;
  • характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
  • раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
  • составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;
  • соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
  • характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);
  • рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
  • сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
  • работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;
  • высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

 

Перечень учебно-методического обеспечения

   

1

Содержание

Автор

Название учебного пособия

Издательство

Год издания

Программы:

 

 

Виноградова

Н. Ф. (руководитель)

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»

 

Москва «Вентана-Граф»

2008

2

Учебник:

 

 

 

Тетради:

Виноградова

 Н. Ф.,

Калинова Г. С.

 

Виноградова

Н. Ф.

Калинова Г. С.

 

Виноградова

Н. Ф.

 

Окружающий мир: 3 класс: в 2 ч.

 

Окружающий мир: 3 класс: №1

 

Окружающий мир: 3 класс: №2

 

Москва «Вентана - Граф»

 

Москва «Вентана - Граф»

 

Москва «Вентана - Граф»

 

2008

 

 

 

2009

 

 

 

2009

 

3

Учебные методические пособия:

 

 

 

Виноградова

Н. Ф.

 

 

 

Клепинина З. А.

Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы

 

Окружающий мир: 1-4 классы: Сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы

Москва «Вентана - Граф»

 

 

Москва «Вентана - Граф»

 

2006

 

 

 

2007

 

      Список литературы

   

      Литература, использованная при подготовке программы (основная):

книга, меньше трёх авторов или  равно трём

     Виноградова Н. Ф. (руководитель) Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд., дораб. и доп.- М.: Вентана-Граф, 2008.- 176 с.

      Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы.- М.: Вентана-Граф, 2006.- 240 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).

      Клепинина З. А. Окружающий мир: 1-4 классы: Сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы.- М.: Вентана-Граф, 2007.- 80 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).

     Литература, рекомендованная для учащихся:

 книга, меньше трёх авторов или  равно трём

     Виноградова Н. Ф., Калинова Г. С. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. - 2-е изд., дораб.- М.: Вентана-Граф, 2008.- 144 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).

     Виноградова Н. Ф., Калинова Г. С. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2. - 2-е изд., дораб.- М.: Вентана-Граф, 2008.- 128 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).

рабочая тетрадь, меньше трёх авторов или  равно трём

  Виноградова Н. Ф., Калинова Г. С. Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова .- 2-е изд., дораб.- М.: Вентана-Граф, 2009.- 48 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).

   Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова.- 2-е изд., дораб.- М.: Вентана-Граф, 2009.- 32 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн