Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
|
Рабочая программа по предмету "Технология" (3 класс)
|
|
|
|
Пояснительная записка Данная программа составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой, соответствующей образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России 2004 года. Программа рассчитана на детей 8 - 9-ти лет (3 класс). В основе программы лежат научные идеи развивающего обучения Д. Б. Эльконина и Л. Е. Журовой, позволяющие учить школьника учить себя (учить + ся), осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития. Такой уровень развития младшего школьника актуален для современного общества, этим она и привлекательна. Содержание курса – средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребёнка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности. Сквозная идея содержания – внутреннее стремление человека к познанию мира, удовлетворению своих жизненных и эстетических потребностей. Цель предмета – обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире. Задачи: • развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности); • формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов; • воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений; • овладение детьми элементарными обобщёнными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями; • расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека. Сроки реализации программы: 33 часа (33 учебные недели по 1 часу в неделю). Содержательные линии: основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры; из истории технологии. Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная; парная, групповая, разновозрастная. Методы и приёмы работы: наблюдение, беседа, слушание и обсуждение, работа с рисунком-схемой, опытные исследования предметной среды, самооценка работы, работа с учебником и тетрадью. Режим занятий: 1 час в неделю. Предполагаемые результаты: первоначальные обобщённые знания о технологии и технике, о рациональной организации труда, мире профессий, а в широком смысле это представления не только о результатах научно-технического прогресса, но и о духовно-культурной среде, а также созданной мыслью и руками человека-творца. Система оценки достижений учащихся: - качество выполнения изучаемых на уроке приёмов, операций и работы в целом; - степень самостоятельности; - уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации. Содержание тем учебного курса (68 ч) Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры (60 ч) Элементы материаловедения. Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани и др.), их исходное сырье, получение, применение. Основы конструкторских знаний и умений. Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей внахлест, с помощью крепежных деталей, различными видами клея, сшиванием и др.). Использование для решения инженерных задач принципов жизнедеятельности живых существ животного мира (бионика). Основы технологических знаний и умений Разметка разверток с опорой на их простейший чертеж. Лини чертежа (осевая, центровая). Преобразования разверток несложных форм (достраивание элементов). Сборка изделия. Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приемы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой (и ее вариантами) через край. Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и ее вариантами (крестик, роспись, стебельчатая строчка и др.), кружевами, тесьмой, пуговицами и тд. Агротехнические приемы пересадки и перевалки растений, размножений растений отпрысками и делением куста. Техника как часть технологического процесса. Технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель. Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др. Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и ее компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампочка, звонок, электродвигатель). Из истории технологии (8 ч). Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненных потребностей, практичности, конструктивных и технологических особенностей и национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, в быту и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала XX столетия. Использование энергии сил природы (вода, ветер, огонь) для повышения производительности труда. Использование силы пара, электрической энергии человеком для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние развития наук и технических изобретений человечества. Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса К концу обучения в 3 классе учащиеся должны: иметь представление: • о непрерывности процесса деятельностного освоения мира человеком и его стимулах (материальный и духовный); • о качествах человека-созидателя; • о производительности труда (не называя понятие); • о роли природных стихий в жизни человека и возможностях их использования; • о способах получения искусственных и синтетических материалов; • о передаче вращательного движения; о принципе работы парового двигателя; • о понятиях информационные технологии, графическая информация, энергия, паровой двигатель, электричество, электрический ток, электрическая цепь, изобретение, перевалка, пересадка; знать: • что древесина не только природный материал, но и сырье для получения искусственных материалов; • названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (например, бумага, металлы, ткани); • простейшие способы достижения прочности конструкций; • последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов; • линия чертежа (осевая и центровая); • правила безопасной работы канцелярским ножом; • косую строчку, ее варианты, назначение; • агротехнические приемы пересадки и перевалки растений; • размножение растений отпрысками и делением куста; • назначение технологических машин; • несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся); • основные компоненты простейшей электрической цепи и принцип ее работы; правила безопасного пользования бытовыми электроприборами, газом; • профессии своих родителей и сферы человеческой деятельности, к которым эти профессии относятся; уметь: • под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты; • читать простейший чертеж (эскиз) разверток; • соблюдать последовательность выполнения разметки разверток (от габаритов – к деталям) и выполнять ее с помощью контрольно-измерительных инструментов; • выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертеж; • изменять конструкцию изделия по заданным условиям; • подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий; • выполнять рицовку с помощью канцелярского ножа; • оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами; • осуществлять перевалку и пересадку растений; • выполнять простейшие работы по выращиванию растений из корневых отпрысков и делением куста; • собирать простейшую электрическую цепь и проверять ее действие; • безопасно пользоваться бытовыми электрическими приборами и газом; самостоятельно: • анализировать предложенное учебное задание, выделять известное и находить проблему, искать практическое решение выделение проблемы; • обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания или замысла творческого проекта в единстве требований полезности, эстетичности; • выполнять доступные практические задания с опорой на чертеж (эскиз), схему; при помощи учителя: • формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; • выдвигать возможные способы их решения. Перечень учебно-методического обеспечения 1 Содержание Автор Название учебного пособия Издательство Год издания Программы: Виноградова Н. Ф. (руководитель) Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» Москва «Вентана-Граф» 2008 2 Учебник: Тетради: Под ред. В. Д. Симоненко Лутцева Е. А. Технология: 3 класс Технология. Учимся мастерству: 3 класс Москва «Вентана - Граф» Москва «Вентана - Граф» 2007 2009 3 Учебные методические пособия: Журова Л. Е. Беседы с учителем: Методика обучения: 3 класс Москва «Вентана - Граф» 2007 Список литературы Литература, использованная при подготовке программы (основная): книга, меньше трёх авторов или равно трём Виноградова Н. Ф. (руководитель) Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд., дораб. и доп.- М.: Вентана-Граф, 2008.- 176 с. книга под редакцией Беседы с учителем: Методика обучения: 3 класс общеобразовательных учреждений / Под ред. Л. Е. Журовой.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Вентана-Граф, 2007.- 384 с.: ил. Литература, рекомендованная для учащихся: книга под редакцией Технология: класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. В. Д. Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2007.- 128 с.: ил. рабочая тетрадь, меньше трёх авторов или равно трём Лутцева Е. А. Технология. Учимся мастерству: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Е. А. Лутцева.- 2-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2009.- 64 с.: ил.- (Начальная школа XXI века). |
» Тэги к этому документу:
|
|
|
|
|
|
|
|