Официальный сайт graffitistudio 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа по предмету "Русский язык" (4 класс)

 

Пояснительная записка  

 

     Данная программа составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой, соответствующей  образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России 2004 года.

     Программа рассчитана на детей 9 - 10-ти  лет (4 класс).

     В основе  программы лежат научные идеи развивающего обучения Д. Б. Эльконина и Л. Е. Журовой, позволяющие учить школьника учить себя (учить + ся), осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития. Такой уровень развития младшего школьника актуален для современного общества, этим она и привлекательна.

     Программа курса «Русский язык» реализует основные концепции лингвистического образования младших школьников.

 

     Цель: обучения русскому языку - ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке; формирование умений и навыков грамотного, безоши­бочного письма; развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

 

     Задачи:

а) обучающая – формирование навыка грамотного, безошибочного письма и развитие речи;

б) развивающая – развивать полноценное разноцелевое речевое общение; формировать учебную, речевую и языковую деятельность учащихся;

в) воспитывающая – совершенствовать коммуникативные умения, стимулировать познавательную активность, интерес к языку и речевому творчеству.

 

     Сроки реализации программы:  всего 170 часов (34 учебные недели по 5 часов в неделю).

 

      Элементы содержания программы: знания; умения; навыки; опыт практической и творческой деятельности; опыт ценностной личностной ориентации.

 

     Содержательные линии: выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», где даются основы лингвистических знаний,  «Правописание», где формируются навыки грамотного письма,  и «Развитие речи», в котором проводится систематическая работа над письменным текстом, его структурой, а также типами текстов. В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, но уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей. Программа позволяет организовать дифференцированное обучение, осуществить индивидуальный подход к учащимся, учитывая уровень их подготовки, темп работы, возможности и интересы.

 

     Формы организации деятельности: индивидуальная,  фронтальная; парная, групповая, разновозрастная.

 

     Методы и приёмы  работы: методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа, рассказ, дискуссия, доклад ученика, инструктаж); методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (иллюстрация, экспериментальная задача, наблюдение); методы передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического её восприятия (практические упражнения, анализ таблиц, схем, дидактическая игра); методы стимулирования и мотивации: эмоциональные (свободный выбор заданий), познавательные (создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, выполнение заданий на смекалку), волевые (предъявление учебных требований, прогнозирование будущей деятельности), социальные (взаимопомощь); методы контроля и самоконтроля: устные (индивидуальный опрос, взаимоопрос, фронтальный, тихий), письменные (тест, сочинение, изложение, диктант), самоконтроль и взаимоконтроль (самоконтроль, самоконтроль по образцу, парный контроль).

 

     Режим занятий:  5 часов в неделю.

 

    Предполагаемые результаты: ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы; расширение кругозора, знакомство с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка.

 

     Система оценивания  достижений учащихся:    

 

Контрольные работы к урокам блока «Как устроен наш язык»;

     При оценке работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. Исправления, которые сделал ученик, не влияют на отметку. Учитывается только последняя поправка. Оформление работы также не должно влиять на отметку.

«5» - за безошибочное выполнение всех заданий;

«4»- если ученик выполнил правильно не менее ¾  всех заданий;

«3» - если ученик выполнил не менее ½  всех заданий;

«2» - если ученик не справился с большинством заданий.

Диагностические задания (в начале и в конце изучения темы):

Оценка заданий (отметка не ставится):

0 баллов – работа не начата, или выполнена неправильно, или допущено три ошибки;

1 балл – выполнена часть задания или допущено две ошибки;

2 балла – большая часть задания выполнена правильно или допущена одна ошибка;

3 балла – задание выполнено правильно.

Тесты:

«5»- если ученик набрал 13-14 баллов;

«4» - если ученик набрал 10-12 баллов;

«3» - если ученик набрал 7-9 баллов;

«2» - если ученик набрал менее 7 (от 0 до 6) баллов.

Диктант (объём – 40-60 слов; кол-во – 9-10 за год):

     За исправления уч-ся в работах отметка не снижается (формируется навык самоконтроля и самооценки).

     За диктант выставляется одна отметка:

«5» - если в диктанте нет ошибок.  Допускается 1 недочёт: отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с заглавной буквы;  неправильное и верное написание одного и того же слова;

«4» - если допущено 2-3 ошибки по текущему материалу или не более 2-х по изученному ранее;

«3» - за 4-6 ошибок по текущему материалу или за 3-5 ошибок по изученному ранее;

«2» - 7 ошибок по текущему материалу или 6 ошибок по изученному ранее.

     Вводится дополнительная отметка (в знаменателе) за общее впечатление от работы (аккуратность, чёткость исправлений, красота оформления).

Списывание (объём – 40-60 слов; кол- во – 3 за год):

     За исправления уч-ся в работах отметка не снижается (формируется навык самоконтроля и самооценки).

     Нормы оценки за списывание с пропущенными орфограммами соответствуют нормам оценки за диктант.

«5» - без ошибок;

«4» - 1 ошибка;

«3» - 2 ошибки;

«2» - 3 ошибки.

Словарный диктант (10-12 слов):

«5» - за работу без ошибок;

«4» - за работу, в которой одна ошибка;

«3» - за работу, в которой две ошибки;

«2» - за работу, в которой три ошибки.

Обучающее изложение (объём - 60-80 слов; кол-во – 1 проверочное за год):

  Оценивается одной отметкой – только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается. В изложении оцениваются:

  1. полнота и точность передачи содержания (полностью, без искажений, без пропусков важных событий, главной части);
  2. построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев);
  3. построение предложений, соблюдение порядка слов; лексика текста (точное употребление слов в свойственном им значении).

Отметка «5»:

·        правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста;

·        нет фактических ошибок;

·        правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).

Отметка «4»:

  • содержание передано правильно и достаточно точно;
  • в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков;
  • имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
  • имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трёх речевых недочётов в содержании и построении текста).

Отметка «3»:

  • допущено существенное отклонение от авторского текста;
  • допущены нарушения в последовательности изложения мыслей;
  • есть недочёты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочётов в содержании и построении текста).

Отметка «2»:

  • допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть);
  • много фактических неточностей;
  • нарушена последовательность изложения мыслей;
  • имеет место употребление слов в несвойственном им значении;
  • допущено более шести речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста.

 

 

      Инструментарий для оценивания результатов:

- Проверочные работы:

·        диагностические задания;

·        разноуровневые задания по изучаемой теме (текущий контроль);

·        словарные диктанты (в том числе терминологические);

·        списывание;

·        тесты (в том числе разноуровневые);

·        диктанты с грамматическими заданиями;

·        изложения.

- Контрольные работы (текущий контроль – в конце изучения темы, итоговый – в конце каждой четверти и года):

·        тесты;

·        диктанты с грамматическими заданиями.

 

     Содержание тем учебного курса

 

     «Как устроен наш язык»

     (основы лингвистических знаний) (54 ч)

     Фонетика. Повторение изученного на основе  фонетического анализа слова (1 ч).

     Состав слова. Повторение изученного  на основе  разбора слова по составу и словообразовательного анализа (1 ч).

     Морфология (36 ч)

     Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора (6 ч).

     Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи (22 ч).

     Наречие как часть речи (5 ч).

     Имя числительное: общее значение (3 ч).

     Синтаксис (16 ч)

     Синтаксический анализ простого предложения (4 ч).

     Словосочетание (7 ч).

     Сложное предложение (5 ч).

 

     «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (52 ч)

      Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы ь в глагольных формах. Правописание частицы не с глаголами.

      Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.

     Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи).

     Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.

 

    «Развитие речи» (29 ч)

     Совершенство речевых умений.

     Знакомство с основными  видами  сочинений и изложений  (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания.

       Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.

     Резервные уроки (35 ч)

 

     Основные требование к уровню подготовки учащихся 4 класса

   

 «Как устроен наш язык»

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

называть:

¨      изученные части речи;

¨      значимые части слова;

     различать, сравнивать:

¨      буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;

¨      имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;

¨      предлог и приставку;

¨      корень, приставку, суффикс, окончание;

¨      главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;

приводить примеры:

¨      простого двусоставного предложения;

     кратко характеризовать:

¨      виды предложений по цели высказывания и интонации;

     решать практические и учебные задачи:

¨      выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);

¨      пользоваться словарями;

¨      использовать алфавит при работе со словарём.

 

      «Правописание»

     Учащиеся должны:

     решать практические и учебные задачи, применять правила правописания:

¨      писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:

¨      прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

¨      звонкие и глухие согласные в корнях;

¨      непроизносимые согласные;

¨      сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу, сочетания чк, чн;

¨      удвоенные согласные;

¨      безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, непроверяемые ударением;

¨      разделительные мягкий и твёрдый знаки; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;

¨      не с глаголами;

¨      безударные падежные окончания имён существительных, безударные падежные окончания имён прилагательных;

¨      правописание безударных личных окончаний глаголов;

¨      словарные слова, определённые программой;

¨      знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.

 

     «Развитие речи»

     Учащиеся должны:

решать практические и учебные задачи:

¨      отвечать на вопросы к тексту;

¨      делить текст на смысловые части и составлять простой план.

     Учащиеся, занимающиеся по данной программе, имеют возможность:

различать, сравнивать:

Блок «Как устроен наш язык»

¨      слово и предложение;

¨      многозначные слова, синонимы, антонимы;

¨      наречие, имя числительное;

¨      простое и сложное предложения;

  Блок «Развитие речи»

¨      текст и не текст;

     решать практические и учебные задачи:

  Блок «Развитие речи»

¨      проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;

¨      находить лексическое значение слова в толковом словаре;

¨      характеризовать имя существительное и имя прилагательное как часть речи (значение и морфологические признаки);

¨      разбирать простое предложение по членам;

  Блок «Правописание»

¨      суффиксы имён существительных и имён прилагательных (в объёме данного курса);

¨      наречия, оканчивающиеся на шипящий; гласные на конце наречий;

¨      запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи);

  Блок «Развитие речи»

¨      выделять основную мысль текста;

¨      подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста;

¨      исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);

¨      составлять план текста (при помощи учителя);

¨      находить языковые средства, делающие текст выразительным, и ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста.

¨      писать изложения различных видов (обучающего характера).

 

Перечень учебно-методического обеспечения

   

1

Содержание

Автор

Название учебного пособия

Издательство

Год издания

Программы:

 

 

Виноградова

Н. Ф. (руководитель)

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»

Москва «Вентана-Граф»

2008

2

Учебник:

 

 

 

 

 

Тетради:

Иванов С. В.

 

 

 

 

 

Кузнецова М. И.

 

 

 

 

Кузнецова М.И

 

 

 

 

Кузнецова М. И.

Русский язык: 4 класс

 

 

 

 

Пишем грамотно: 4 класс: рабочая тетрадь № 1

 

Пишем грамотно: 4 класс: рабочая тетрадь № 2

 

 Учусь писать без ошибок: 4 класс

Москва «Вентана - Граф»

 

 

 

Москва «Вентана –Граф»

 

 

Москва «Вентана –Граф

 

 

Москва «Вентана - Граф»

2008

 

 

 

 

 

2010

 

 

 

 

2010

 

 

 

 

2010

 

3

Учебные методические пособия:

 

 

 

Шукейло В.А.

 

 

 

Русский язык: Сборник проверочных и контрольных работ: 1-4 классы

Москва «Вентана - Граф»

2008

 

 

 

 

 

2006

 

     Список литературы

   

      Литература, использованная при подготовке программы (основная):

книга, меньше трёх авторов или  равно трём

     Виноградова Н. Ф. (руководитель) Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд., дораб. и доп.- М.: Вентана-Граф, 2008.- 176 с.

     Шукейло В.А. Русский язык: Сборник проверочных и контрольных работ: 1-4 классы .- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Вентана-Грф, 2006.-360 с.- (Начальная школа: результаты обучения).    

     Литература, рекомендованная для учащихся:

 книга, больше трёх авторов

Иванов С. В. Русский язык: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Вентана-Граф, 2008.-160 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).       

Иванов С. В. Русский язык: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Вентана-Граф, 2008.-160 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).       

рабочая тетрадь, меньше трёх авторов или  равно трём

     Кузнецова М. И. Пишем грамотно: 4 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова.- 2-е изд., испр.- М.: Вентана-Граф, 2010.- 64 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).

     Кузнецова М. И. Пишем грамотно: 4 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова.- 2-е изд., испр.- М.: Вентана-Граф, 2010.- 64 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).

   Кузнецова М. И.  Учусь писать без ошибок: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова.- 2-е изд., испр. - М.: Вентана-Граф, 2010.- 96 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).

 

Приложение 1

Наглядность

 

  • Таблица «Звуки и буквы».
  • Карточки «Словарные слова».
  • Схема-алгоритм  «Фонетический разбор слова».
  • Таблица «Типы текстов».
  • Схема-алгоритм «Разбор слова по составу».
  • Схема-алгоритм «Правописание безударных гласных в корне слова».
  • Схема-алгоритм «Правописание согласных в конце слова».
  • Таблица «Словообразование».
  • Схема-алгоритм «Правописание непроизносимых согласных».
  • Сема-алгоритм «Правописание суффиксов».
  • Схемы-алгоритмы «Правописание приставок».
  • Таблица «Виды предложений».
  • Таблица «Главные члены предложения».
  • Схема-алгоритм «Как найти главные члены предложения».
  • Схема-алгоритм «Как найти в предложении словосочетания».
  • Таблица «Обстоятельство».
  • Таблица «Определение».
  • Таблица «Слова с двумя корнями».
  • Таблица «Дополнение».
  • Схема-алгоритм «Буквы о, ё после шипящих в конце слова».
  • Таблица «Однородные члены предложения».
  • Схема-алгоритм «Звук [ы] после звука [ц]».
  • Таблица «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».
  • Таблица «Части речи».
  • Таблица «Самостоятельные и служебные части речи».
  • Схема «Имя существительное».
  • Таблица «Род имён существительных».
  • Таблица «Число имён существительных».
  • Схема «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».
  • Таблица «Падежи имён существительных».
  • Таблица «Склонение имён существительных».
  • Схема-алгоритм «Суффиксы –ец- и –иц-  в сочетаниях –ичк- и –ечк-».
  • Схема-алгоритм «Сочетания –инк- и –енк-».
  • Схема-алгоритм «Безударные окончания имён существительных».
  • Таблица «Одуш. и неодуш. имена существительные».
  • Таблица «Имена существительные собственные и нарицательные».
  • Схема-алгоритм «гласные в окончаниях им. сущ. после шипящих и «ц».
  • Таблица «Имя прилагательное».
  • Схема-алгоритм «Существительные на –ий,-ия, -ие».
  • Таблица «Качественные имена прилагательные».
  • Таблица «Степени сравнения качественных прилагательных».
  • Схема-алгоритм «Правописание окончаний имён прилагательных».
  • Таблица «Относительные имена прилагательные».
  • Схема-алгоритм «Правописание относительных имён прилагательных».
  • Таблица «Притяжательные имена прилагательные».
  • Схема-алгоритм «Правописание притяжательных имён прилагательных».
  • Схема-алгоритм «Написание букв о, е в окончаниях имён прилагательных».
  • Схема-алгоритм «Правописание краткой формы качественных имён прилагательных».
  • Таблица «Местоимение».
  • Схема-алгоритм «Личные местоимения».
  • Таблица «Склонение местоимений».
  • Схема-алгоритм «Правописание местоимений с предлогами».

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн