Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой, соответствующей образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России 2004 года.
Программа рассчитана на детей 9 - 10-ти лет (4 класс).
В основе программы лежат научные идеи развивающего обучения Д. Б. Эльконина и Л. Е. Журовой, позволяющие учить школьника учить себя (учить + ся), осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития. Такой уровень развития младшего школьника актуален для современного общества, этим она и привлекательна.
Данный курс построен с учётом следующих концептуальных положений:
· изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры;
· в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
· содержание курса обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Главным принципом является художественно-эстетический. Он используется при отборе произведений, вошедших в «золотой фонд» классической детской литературы, произведений народного творчества и современных детских писателей как России, так и зарубежья. В программе осуществлён принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств. Использование жанрового и авторского принципов предполагает одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах.
Цель уроков литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Задачи:
а) обучающая – формирование такой деятельности, когда ребёнок способен воспринимать текст, понимать читаемое, воссоздавать в своём воображении прочитанное, воспроизводить текст; овладение элементарными литературными представлениями и знаниями;
б) развивающая – способствовать развитию навыка чтения, эмоционально-творческой деятельности в процессе чтения, развитие речи и мышления;
в) воспитывающая – расширение круга чтения, привитие интереса и любви к самостоятельному чтению.
Сроки реализации программы: 102 часа (34 учебные недели по 3 часа в неделю).
Элементы содержания программы: знания; умения; навыки; опыт практической и творческой деятельности; опыт ценностной личностной ориентации.
Содержательные линии: развитие навыка чтения (наращивание скорости чтения молча и использование приёмов выразительного чтения); развитие восприятия произведения (восприятие жанра, особенности его композиции и языка); развитие литературоведческих представлений и понятий (вводятся литературоведческие понятия, выделяются особенности произведений разных жанров, расширяется круг детского чтения); развитие речевых умений («видеть» слово в тексте, использовать его в собственной речи; формулировать высказывание о своём отношении к произведению, героям и их поступкам; обучение пересказу и рассказыванию, чтению наизусть); развитие творческой деятельности (выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения, реконструирование отдельных картин сюжета, описание героев и т. п.).
Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная; парная, групповая, разновозрастная.
Методы и приёмы работы: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения; подчёркивание, пометы, перегруппировка текста; рисование, аппликация, раскрашивание; работа с кроссвордами, дидактические игры; дописывание, списывание, сочинения; составление высказываний, описаний сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).
Режим занятий: 3 часа в неделю.
Предполагаемые результаты: помочь ребёнку разобраться в мире детской литературы, научить осознанно читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения.
Система оценивания достижений учащихся:
Литературные диктанты (кол-во слов – 10-12):
«5» - если в работе нет ошибок;
«4» - если в работе одна ошибка;
«3» - если в работе две ошибки;
«2» - если в работе более двух ошибок.
Тесты (10 заданий, за каждое выполненное – 1 балл, невыполненное – 0 баллов):
«5» - ученик набрал 9-10 баллов;
«4» - ученик набрал 7- 8 баллов;
«3» - ученик набрал 5- 6 баллов;
«2» - ученик набрал менее 5 баллов.
Диагностические задания (в первом полугодии – 10 заданий, во втором – 15 заданий):
выполняются каждым учеником на бланках-карточках и оцениваются не оценкой, а баллами:
0 баллов – задание не выполнено;
1 балл – выполнена часть задания или допущены ошибки;
2 балла – задание выполнено верно.
Уровни:
- высокий – ученик по большинству заданий получает 2 балла;
- средний – ученик по большинству заданий получает 1 балл;
- низкий – ученик по большинству заданий получает 0 баллов.
Оценка навыков чтения (темп, способ, правильность, понимание):
Отметка «5» - ученик читает целыми словами, со скоростью 60 и более слов в минуту вслух и более 80 слов в минуту молча, с правильной интонацией; умеет подробно и кратко передавать содержание прочитанного и высказывать о нём собственное суждение.
Отметка «4» - ученик читает текст вслух целыми словами, со скоростью не меньше 55 слов в минуту, интонационно правильно; умеет передать содержание прочитанного; темп чтения молча не меньше 70 слов в минуту.
Отметка «3» - ученик читает целыми словами со скоростью не менее 45 слов в минуту, в отдельных случаях переходит на слоговое чтение; делает не более 5 ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает 1-2 ошибки; темп чтения молча не меньше 60 слов в минуту.
Отметка «2» - ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «3».
Выразительность чтения (проверка осуществляется по подготовленному тексту):
Отметка «5» - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, выражает своё отношение к читаемому; темп чтения и интонационный рисунок соответствует содержанию произведения.
Отметка «4» - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает собственного отношения к читаемому; интонационный рисунок нарушен.
Отметка «3» - ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но темп и тон чтения не соответствует содержанию произведения.
Отметка «2» - ученик не выполняет требования, предъявляемые к отметке «3».
Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом художественного произведения:
Работы с заданиями приблизительно одинаковой сложности можно оценивать по сумме верных ответов:
«5» - если все задания выполнены верно;
«4» - если выполнено не менее ¾ всех заданий;
«3» - если выполнено не менее ½ всех заданий;
«2» - если выполнено менее ½ всех заданий.
Инструментарий для оценивания результатов:
- комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);
- литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности);
- тесты по изученному произведению, теме, разделу;
- тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;
- диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности;
- тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждого полугодия);
- тексты и задания для проверки навыка чтения молча (в конце 3 класса);
- комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия);
- итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых контрольных работ).
Содержание тем учебного курса (102ч)
Круг чтения.
Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы. Мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии.
Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.
Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).
Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве. Научно-познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, по истории. Книги о путешествиях и приключениях.
Восприятие литературного произведения.
Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.
Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.
Умение определять задачу чтения – что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.
Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении – реальных и фантастических.
Жанрово-тематическое разнообразие. Расширение знаний и умений в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.
Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь – сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.
Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» и т. д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).
Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.
Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально-образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям.
Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности.
Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие в них познавательных, реальных знаний, их образного отражения.
Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.
Очерк – повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, басня, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения.
Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.
Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.
Творческая деятельность школьников. Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание», известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.
Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на неё каталожную карточку.
Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.
Навык чтения. Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе – не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).
Работа с текстом. Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев.
Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположение, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.
Читательские умения (работа с произведением и книгой):
- обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотворении, басне, о произведениях устного народного творчества;
- самостоятельный выбор книги на определённую тему;
- чтение детской периодики;
- использование справочной литературы, работа в библиотеке (школьной, городской и т. д.).
Межпредметные связи:
- с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т. д.;
- с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал своё понимание прочитанного;
- с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы.
Основные требования к уровню подготовки выпускника начальной школы
В результате изучения курса «Литературное чтение» учащиеся должны:
знать:
- название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии их авторов;
- элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
называть, приводить примеры:
- сказок народных и литературных;
- стихов и рассказов из круга детского чтения;
различать, сравнивать:
- произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
- жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
- сказки народные и литературные;
- словари и справочники;
- элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);
- виды пересказа (подробный, краткий, выборочный);
уметь:
- читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;
- выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;
- определять тему и главную мысль произведения;
- ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
- делить текст на смысловые части и составлять простой план;
- пересказывать и рассказывать произведение по плану;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
- определять тему и жанр незнакомой книги;
- работать со справочной литературой.
Перечень учебно-методического обеспечения
1
|
Содержание
|
Автор
|
Название учебного пособия
|
Издательство
|
Год издания
|
Программы:
|
Виноградова
Н. Ф. (руководитель)
|
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»
|
Москва «Вентана-Граф»
|
2008
|
2
|
Учебник:
Тетради:
|
Ефросинина
Л. А., Оморокова М. И.
Ефросинина
Л. А.
|
Литературное чтение: в 2 ч.
Литературное чтение №1, 2
|
Москва «Вентана - Граф»
Москва «Вентана –Граф
|
2008
2010
|
3
|
Учебные методические пособия:
|
Ефросинина
Л. А.
|
Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания
|
Москва «Вентана - Граф»
|
2006
|
Список литературы
Литература, использованная при подготовке программы (основная):
книга, меньше трёх авторов или равно трём
Виноградова Н. Ф. (руководитель) Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд., дораб. и доп.- М.: Вентана-Граф, 2008.- 176 с.
Ефросинина Л. А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч. 1.- М.: Вентана-Граф, 2007.- 208 с.
Литература, рекомендованная для учащихся:
книга, меньше трёх авторов или равно трём
Ефросинина Л. А., Оморокова М. И. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / [авт.-сост.: Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова].- 3-е изд., дораб.- М.: Вентана-Граф, 2008.- 160 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
Ефросинина Л. А., Оморокова М. И. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / [авт.-сост.: Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова].- 3-е изд., дораб.- М.: Вентана-Граф, 2008.- 176 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
рабочая тетрадь, меньше трёх авторов или равно трём
Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 4 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина.- 2-е изд., доп.- М.: Вентана-Граф, 2010.- 96 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 4 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина.- 2-е изд., доп.- М.: Вентана-Граф, 2010.- 96с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
Приложение
Наглядность
- Таблица «Жанры произведений».
- Таблица «Темы произведений».
- Набор геометрических фигур-обозначений жанра и темы произведений.
- Портреты писателей и поэтов, чьи произведения изучаем.
- Таблицы для рубрики «Что это значит?» (былина, сказка, пословица, скороговорка, загадка, рассказ, олицетворение, сравнение, басня, баснописец и др.)
- Схема «Жанры фольклора».
- Схема «Жанры произведений А.С. Пушкина»
- Схема «Басни И.А. Крылова».
- Рисунки учеников (прошлых лет) к изучаемым произведениям.
- Биографии писателей и поэтов, списки их произведений.
- Таблица «Пометы в тексте (для подготовки выразительного чтения)».
- Схемы обложек произведений.
- Схемы-рисунки «Чувства и эмоции».
- Таблицы со словами-чувствами.
- Таблицы со словами-характеристиками героев произведения.
- Иллюстрации к сказкам (народным и литературным).
- Книги разных жанров, тематики и структуры (для сравнений).
- Книжки-самоделки.
- Образцы творческих работ учащихся.
- Карточки-названия героев изучаемых произведений.
- Карточки-ключевые слова из изучаемых произведений (для обучения составлению плана и пересказу).
- Маски животных (для разыгрывания сцен, для чтения по ролям).
|