Официальный сайт maxceiling 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Фото пользователя Ирина Николаевна Петрова
Submitted by Ирина Николаевна Петрова on Tue, 28/06/2011 - 21:34
Данные об авторе
Автор(ы): 
Петрова Ирина Николаевна
Место работы, должность: 
МОУ "Гимназия № 4" Волжского района города Саратова, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

-обучение детальному и комплексному анализу драматического произведения;

-формирование эстетического восприятия драматического текста;

-развитие культуры речи;

-развитие образного мышления

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Литература. В мире литературы. 9 класс.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений/  авт.-сост.А.Г.Кутузов, А.К.Киселев,  Е.С.Романичева и др.; под ред. А.Г.Кутузова.- М.: Дрофа, 2006

Используемая методическая литература: 

А.С.Грибоедов. Горе от ума. - Ленинград, "Детская литература", 1975

Используемое оборудование: 

интерактивная доска, компьютерная презентация

Используемые ЦОР: 

компьютерная презентация к уроку

Краткое описание: 
В ходе урока показана функциональная роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии Грибоедова "Горе от ума"

Урок по литературе

Разработка урока

учителя русского языка и литературы

МОУ «Гимназия № 4»

Волжского района города Саратова

Петровой Ирины Николаевны

 

программа по литературе

для общеобразовательных учреждений

под редакцией А.Г.Кутузова

Учебник – Литература. В мире литературы. 9 класс.:

 учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений/

авт.-сост.А.Г.Кутузов, А.К.Киселев,  Е.С.Романичева и др.; 

под ред. А.Г.Кутузова.- М.: Дрофа, 2006

 

 

 

Тема урока:

 

Роль второстепенных и внесценических персонажей

в комедии

А.С.Грибоедова «Горе от ума»

 

 

Тип урока: урок-исследование (урок формирования новых знаний)

Вид урока: комбинированный урок

ЦЕЛИ УРОКА:

-  обучение детальному и комплексному анализу драматического произведения;

-  формирование эстетического восприятия драматического текста;

-   развитие культуры речи;

-   развитие образного мышления

 

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

2.Беседа с учащимися:

- В комедии А.С.Грибоедова можно отметить как новаторские, так и традиционные элементы.

В чем же нашли воплощение традиционные элементы?

- Каковы традиционные средства в системе героев?

- Какова функция «говорящих фамилий и имён»?

В чем нашли воплощение новаторские элементы?

- В чем особенность единства действия в пьесе?

- В чем своеобразие характеров комедии?

- Что вы можете сказать о роли психологического портрета?

- Почему в комедии отсутствует 5-е действие?

- Какие функции Чацкого в комедии вы можете отметить?

- Каковы приемы комического в пьесе?

- На какие две группы можно разделить героев комедии?

 

3. Роль второстепенных, эпизодических  и внесценических

персонажей в пьесе.

 

3.1.Запись в тетрадях определений. 

Второстепенные герои – герои, которые участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют. Их образы разработаны менее глубоко, чем образы главных героев.

Внесценические персонажи – герои, чьи имена называются, но сами они на сцене не появляются и участия в действии не принимают.

 

      Запись в тетрадях функций внесценических персонажей.

Функции внесценических персонажей:

1)создание фона;

2)образ эпохи;

3)символическое расширение пространства действия до уровня Москвы или даже России;

4)дополнительная характеристика тех героев, которые о них рассказывают;

5)параллели с теми характерами, которые действуют в пьесе.

 

3.2. Анализ второстепенных, эпизодических персонажей:

а) (3 действие)

Хлестова;

гг. N и D.

б)(4 действие)

Репетилов

 

- Ни в какой другой пьесе – ни до «Горя от ума», ни после ее – нет такого количества персонажей, представляющих собой определенные явления жизни. Такими яркими характеристиками обладают  и эпизодические персонажи:  Хлестова, г.N,  г.D.

 

Действие 3. Явление 10.

- Как в монологе Хлестовой раскрываются черты данной эпизодической героини? С помощью чего?

- С какой целью вводит в свою комедию Грибоедов данный персонаж?

- Почему Хлестова посетила дом Фамусова, хотя сама сетует:

Легко ль в шестьдесят пять лет

Тащиться мне к тебе, племянница…

- Почему все стараются услужить Хлестовой, какой смысл вносит в слово «услужить» Грибоедов?

 

Действие 3. Явление 14.

- Как вы думаете, почему у господ N и D отсутствуют имена?

- Почему именно данные персонажи распространяют сплетню о Чацком?

- Почему все поверили в сказанное?

- Что можно судить о человеческих качествах данных господ, судя по их репликам?

 

Действие 4. Явление 4.

- Для чего в комедию введен Репетилов?

- Как он сам себя характеризует?

- Как относятся к нему другие персонажи?

- Как Репетилов соотносится с образом Чацкого?

- Из монолога Репетилова мы узнаем о лучших умах московского секретного общества («сок умной молодежи»), знакомимся с многочисленными внесценическими персонажами. Что характерно для данной «умной молодежи»: князя Григория, Воркулова Евдокима, Удушьева Ипполита Маркелыча?

- Себе в заслугу Репетилов ставит то, что мил людям, поскольку имеет «сердце доброе», хотя способностями Бог его не наградил. Почему человек «без способностей» принят в «секретном» обществе?

 

3.3. Анализ внесценических персонажей:

а) (2 действие)

Кузьма Петрович,

Максим Петрович

б) (3 действие)

Татьяна Юрьевна

 

Действие 2. Явление 1.

- Чем оставил по себе память Кузьма Петрович?

- Как вы понимаете фразу «с ключом, и сыну ключ умел доставить»?

- Почему жизнь данного героя названа «похвальной»? Так ли это на самом деле?

Действие 2. Явление 2.

- Почему Фамусов называет Чацкого гордецом и чему призывает учиться?

- В данном монологе Фамусов называет ключевое слово, определяющее нормы поведения общества, - «подслужиться». Какой лексический оттенок в данном монологе несет это слово?

- Благодаря чему Максим Петрович «пред всеми знал почет»?

- Почему в конце монолога Фамусова почти все предложения восклицательные?

Действие 3. Явление 3.

- Почему в фамусовском обществе столь весомо имя Татьяны Юрьевны?

- Как вы понимаете фразу:

Чиновные и должностные

Все ей друзья и все родные?

 

- Какова роль знаков препинания в репликах Молчалина, когда он упоминает Татьяну Юрьевну?

 

- Итак, какова, по-вашему, роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии? Какую функцию они несут?

 

4.Обобщение. Итоги урока.

5.Домашнее задание:

Конспект статьи И.А. Горчарова «Мильон терзаний»; анализ статьи; сообщения по теме «Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» в русской критике»

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн