Конспект
обобщающего занятия
по развитию речи в средней группе.
Тема «Зима».
Воспитатель:Ермилова О.Н.
Программное содержание:
1.Обобщить знания детей о времени года – зима.
2.Закреплять знания о приметах зимы.
3.Воспитывать умение внимательно слушать рассказы о зиме своих товарищей, дополнять ответы.
4.Развивать эстетическое восприятие красоты зимней природы.
Словарная работа:
1.Называть зимующих птиц – сорока, синица, воробей, голубь, ворона.
2.называть приметы зимы.
3.Рассказывать пословицы о зиме.
Связь с другими занятиями:
1.Наблюдения в природе на прогулках.
2.Рисование на тему «Деревья в снегу».
3.Аппликация на тему «Падает снег».
4.Рассматривание картин о зиме.
Материал:
Картины о зиме, плоскостные фигуры птиц и животных.
Ход занятия.
1.Организационная часть.
(дети сидят на стульчиках.)
Воспитатель. – Ребята, вы любите отгадывать загадки?
Послушайте, внимательно мою загадку и отгадайте?
«Кто в году четыре раза переодевается?»
(Это наша Земля).
- Назовите все четыре времени года?
(зима, весна, лето, осень).
2.Основная часть.
- Ребята, послушайте еще одну загадку, отгадаете, узнаете, о каком времени года сегодня мы с вами будем беседовать.
«Кто угадай – ка,
Седая хозяйка?
Тряхнет перинками –
Над миром пушинками.»
(Это время года – зима).
- Кто ребята, из вас знает другие загадки о зиме? (ребенок загадывает загадку)
Снег на полях, лед на водах. Вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой)
- Сегодня ребята, мы с вами на занятии будем путешествовать во времени года – Зима.
- Давайте вспомним и назовем приметы зимы.
Дни короткие, рано темнеет. Выпадает снег, стоят морозы.
Солнце светит мало и не греет. Деревья стоят голые, без листьев.
Только ели и сосны зеленые стоят. У некоторых животных вырастает густой мех, чтобы им было теплее. Люди носят теплую одежду (шапки, шубы, зимнюю обувь и т. д.)
Перелетные птицы улетели в теплые края.
-Ребята, а теперь давайте назовем пословицы о зиме, которые предупреждают нас, что зима – холодное, суровое время года.
Зима не лето, в шубу одета.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Береги нос в большой мороз.
В зимний холод всякий молод.
3.Физминутка. «На прогулке».
(Дети стоят около стульчиков).
Мы шли, шли, шли.(шагаем на месте).
И на речку пришли,
А на речке лед
Прокатились по льду и дальше пошли.( показываем катимся по льду).
Мы шли, шли, шли.
И на горку пришли,
Съехали с горы на лыжах и дальше пошли. (показываем спускаемся на лыжах).
Мы шли, шли, шли,
И в лес пришли.
- Ребята, я вам предлагаю погостить в зимнем лесу.
4.Рассматривание картины «Зима в лесу».
а) Составление рассказа по картине.
Тяжелыми, белыми шапками накрылись и притихли деревья. Будто спят.
Но в лесу много зверей, которые выходят из нор в поисках пищи. Зайчик гложет кору деревьев, лиса ищет мышей и на зайцев нападает. Голодный волк рыщет по лесу. А медведь спит в берлоге.
б) Загадывание загадок.(дети).
Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый краса, а зовут ее …Лиса.
Что за зверь лесной. Встал как столбик под сосной. И стоит среди травы, уши больше головы. … Заяц.
Большой косолапый. Зимой спит, а летом ульи ворошит…. Медведь.
Серый, зубастый, по полю рыщет. Телят, ягнят ищет….Волк.
Воспитатель.
Хвост пушистый дугой.
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый
По деревьям любит лазить,
Строит свой дом в дупле
Чтоб зимою жить в тепле….Белка.
Сердитый недотрога,
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток ни одной….Ёжик.
в) – Ребята, а что вы знаете о птицах? Почему на деревьях, кустах не видно птиц?
Холодно. Перелетные птицы улетели в теплые края, а зимующие прилетают ближе к жилищу человека. Люди подкармливают птиц хлебными крошками, семенами, семечками.
Д /И. «Покорми птиц».
(Дети должны взять фигурку птицы – назвать и посадить на кормушку).
- Ребята, наша прогулка по лесу заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад.
( дети имитируют движения на лыжах).
5.Итог занятия.
- В какое время года мы с вами путешествовали?
- Кого можно встретить в зимнем лесу?
- Что вам особенно понравилось в путешествии?
|