Официальный сайт all-remont 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Реализация деятельностного подхода в обучении учащихся по курсу «Наш край». Знакомство с рассказом В.Елагина «Фенька»

Фото пользователя Виолета Амаяковна Аракелян
Размещено: Виолета Амаяковна Аракелян - ср, 29/06/2011 - 09:17
Данные об авторе
Автор(ы): 
Аракелян Виолета Амаяковна
Место работы, должность: 
Владимирская область, Юрьев-Польский район, МОУ "Семьинская ООШ", учитель начальных классов
Регион: 
Владимирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 

  

1. Прививать любовь к творчеству писателей родного края.

                               2. Формировать умение работать с этимологическим словарём, справочной литературой, энциклопедиями.

                              3. Обогащать кругозор, речь и словарный запас учащихся.

 

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

текст с рассказом «Фенька», разделённый на части; карточки со словами, характеризующими героя рассказа, фото воробьёв, этимологический словарь, толковый словарь, энциклопедия животных, выставка книг.

Краткое описание: 
Показать методику и эффективность применения ряда приёмов при моделировании занятий по курсу «Наш край»:  приём «Верите ли вы?», Данный прием позволяет организовать проблемную ситуацию: ситуацию «знаю - не знаю», которая является основой, мотивом для исследования нового текста с целью нахождения верного утверждения. Начатая дискуссия активизирует слушателей, возбуждает интерес, а поставленные вопросы - не что иное как цель предстоящего информационного поиска. Таким образом при моделировании урока учитель решает задачу по организации совместного целеполагания.  Приём “чтение с остановками” формирует у учащихся умение прогнозировать, предвосхищать развёртывание дальнейших событий произведения, умение сравнивать авторскую и читательскую позиции. Кроме того, приём создает условия для сохранения интереса к тексту на протяжении всего времени работы с ним, т.к. возбуждает стремление угадать последующие события, совпадение или несовпадение с замыслом автора.  «Сочинение синквейна». Синквейн- сочинение пятистишия по правилам. Использование этого приёма на этапе обобщения или рефлексии позволяет развивать не только творческий потенциал учащихся, но и способность выразить своё отношение к изученному (новому знанию).  Стратегия «Зигзаг» и приём «взаимообучение». Учит работать с научно-познавательным текстом и справочными пособиями, с помощью приёма совершенствуется умение в различных видах пересказов, учит взаимообучению.

 Содержание урока.

1.Сообщение темы и цели урока.

Мы познакомимся с рассказом нашего земляка Владимира Елагина «Фенька».           

-Как вы думаете о ком наш рассказ?

-Кого могли бы звать Фенькой?

-Это имя человека или кличка?

-А вы кого хотели бы видеть героем рассказа?

Узнаем: кто же был прав?

2. Приём «чтение с остановками».

Чтение 1частирассказа.

  1. В одном городе жил воробей. Звали его Фенька. Был он из породы тех воробьёв, каких тысячи, и всё же не такой, как все.

 

  • Что в воробье могло было быть не так?
  • А  каким вы представляете себе Феньку?
  • Откуда у воробья могла появиться такая кличка и что она означает?

А что вы знаете вообще о воробьях?

Попытаемся ответить на ряд вопросов.

   3. Приём «Верите ли вы?».

  • Воробей - полезная птица.
  • Воробей - храбрая птица.
  • Оседлые птицы - это птицы с седлом.
  • Птицы предсказывают погоду и указывают время.
  • Воробей- это значит «вора бей».

 

Чтение 2 частии ответ на вопрос: откуда у воробья такая кличка?

  1. Фенька имел громадную квартиру с подогревом. Размещалась она в двух буквах  рекламы « Кафе  «   .  «  Фе » - светилось, а «  Ка » - нет. Вот и прозвали воробья Фенькой.  Тот самый воробей, который живёт в « Фе ».
  2. Что на самом деле означала кличка?
  3. Какими чертами характера может быть наделён  наш герой?

Чтение 3 части.

  1. В отличие от своих соседей, был Фенька большой задира, хвастун и проказник.

Но слыл и воробьём начитанным. Он много знал и обо всём подолгу любил порассуждать с другими птицами.

  -Почему задира?- спросите вы.

О, ещё какой!- подтвердят его соседи.

 Вздумал однажды подселиться к Феньке бездомный воробей. Мол, и так живёшь просторно, пусти! Тут Фенька ему такую трёпку устроил, что у бедняги пёрышки полетели.

А Фенька ещё долго шумел со своего балкона. «Я покажу, как жилплощадь занимать, я покажу…»

  С трудом воробьиха его успокоила.

Фенька хоть и задира, но и храбрец. И это птицы подметили.

  • Каким был Фенька в отличие от своих соседей?
  • Докажите, что он задира.
  • Какие поступки мог совершать Фенька, чтоб его признавали храбрецом?

(На доске появляются таблички со словами: не такой, как все; задира; храбрец.)

Чтение 4части.

  1. Все воробьи как воробьи – для своих постелей случайные пёрышки подбирают, травинки разные. А Фенька до чего додумался? Пикирует на голубей и пух из них дёргает. Чтобы помягче в постели было.
  2. Какие чувства вызывает у вас такое поведение героя?
  3. Вам хочется ещё что – нибудь  узнать о Феньке? Как бы вы продолжили рассказ?

Чтение 5части.

  1. Любит Фенька выйти на балкон и попеть во весь голос.

-Чик-чирик, чирик-чик! – так и раздаётся по всей округе.

Рассердилась однажды соседка-ворона.

-Гр-р-ражданин  Фенька! Прекратите! –строго потребовала она.- Сколько можно?! Безоб-р-разие! Какой соловей нашёлся!..

Фенька как будто этого и ждал. Он не стал браниться:

-А знаешь ли, дорогая ворона, что соловей- мой дальний родственник?!

Ворона от неожиданности чуть на землю не свалилась.

-Крак, как? –удивлялась она. –Птицы добрые, рассудите. Ну и пройдоха же ты, Фенька! К соловью в родственники записался…

На шум прилетела сорока, появились другие пернатые. Стали разбираться, что к чему.

- Дер-р-р-жу пари, Фенька снова врррёт, -наступала ворона. –Ведь в прошлый

р-раз до чего докатился! Помните, птицы?!

-Помним, помним! – закричали кругом.

-Фенька утверждал, что родственники его в Средней Азии живут, в самой пустыне.

-И даже в тундре…

Долго шумели птицы, но вскоре ….

  • Обманщик ли Фенька?
  • Оправдают его птицы-соседи?
  • Что же случится дальше?

Чтение 6части.

  1. Долго шумели птицы, но вскоре всё подтвердилось. Вызвали филина, и тот рассудил: Фенька прав!

По-другому посмотрели птицы на своего соседа. Кто-то вспомнил, как Фенька за три дня предсказывал морозы, сколько он уничтожал за лето различных сельскохозяйственных вредителей . Называли и другие его доблести и достоинства.

Порассуждали птицы и согласились: воробей- птица полезная. Ну, а если и пошумит ненароком, так то же Фенька! Без него было б скучно…  

                       

  • Рады вы за героя?
  • Какую пользу приносят воробьи?  
  • А как можно проверить, что филин говорит правду?    

(На доске таблички: говорит правду, предсказывает погоду, уничтожает вредителей, птица полезная).

На все ли вопросы мы смогли найти ответы?

Определите жанр прочитанного. Это научно-познавательная сказка.

Интересно ли вам было читать этот рассказ?

А герой понравился?

 

Творческий приём. Сочинение  синквейна.

Творческий приём «Белый стих» или «Синквейн».

   Сочиняем по правилам:

Правила написания пятистишия (синквейн).

  1. В первой строчке одним словом (обычно существительным) называется тема.
  2. Вторая строчка – это описание этой темы двумя прилагательными.
  3. Третья строчка – это три глагола.(или глагольные формы), называющие самые характерные действия предмета.
  4. Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая личное отношение к теме.
  5. Последняя строка – это синоним темы, подчёркивающий её  суть.

 

Образец.

                                     Фенька.

                        Храбрый, задиристый.

               Уничтожает, предсказывает, говорит правду.

                      Без него было б скучно.

                           Полезная птица.

 

 

 

Физ. Минутка.

 Птички в гнёздышке сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

 

  1. Интегрированный подход в изучении курса «Наш край».

Стратегия «Зигзаг».

1.Целеполагание.

Давайте еще раз обратимся к вопросам, на которые мы так и не нашли ответа.

-Сейчас нам предстоит осуществить информационный поиск, для чего разобьёмся на группы и поработаем с текстами.

 

  • ( «Воробьиный термометр» - как по поведению определить  погоду,
  • Этимологию слова воробей – в этимологическом словаре. Загадка (армячишка в толковом словаре)
  • В  энциклопедии животных о двух видах воробьёв.

 

2.Работа в группах.

1 шаг(индивидуальная работа с текстом в рабочей группе).

Каждый в группе получает индивидуальную дидактическую карточку, материал которой отличен от материала карточки другого члена группы.(Самостоятельное чтение информации на карточке).

2шаг (Объединение участников  с одинаковыми дидактическими карточками в кооперативную группу -теперь у всех членов кооперативной группы одинаковые карточки).

Обсудите в группе свой материал. Решите, какие сведения  представляют особый интерес. Приготовьте коллективный пересказ.

3 шаг ( возвращение в свои рабочие группы). Вернувшись в рабочую группу, по очереди расскажите друг другу, что нового вы узнали, работая с научной информацией.  (используется приём “взаимообучение”).

4 шаг ( фронтальная работа с целью закрепления материала). Идёт выступление одного члена от каждой группы.

3.Обобщение.

-Вернемся к началу занятия. На какие вопросы мы смогли найти ответ?

-Если остались “открытые вопросы”, попробуйте самостоятельно  дома поработать над ними.

 

Вернёмся к нашим утверждениям. Приём «Верите ли вы?». Подтвердить наши предположения мы можем из прочитанного рассказа, из знаний, полученных при чтении дополнительной литературы. Научно-познавательные рассказы и сказки пишут:  Н.Сладков, В.Зотов, В.Бианки и другие.

Дети получают научно-познавательные тексты с целью найти ответ на те вопросы, с которых начиналось занятие.

                                                    

                                                            Воробьиный термометр.

Птицы у меня не бездельничают. Воробьи у меня, например, температуру показывают. Как термометры. Утром только взглянул в окно на кормушку - и уже знаю, тепло на улице или холодно, надевать рукавицы и шарф или не надевать.

Если воробьи гладенькие и поджарые, значит тепло на улице, а если пухлые и взъерошенные, словно надутые шарики, значит мороз трескучий, береги уши и нос! И хоть бы когда подвели меня воробышки.

А вот просыпаются позже всех птиц – в 6часов утра.

                                                                                                                        (Н.Сладков)

  •  

А воробьи и галки, вороны и синицы, дятлы, сороки и голуби никуда не улетают. Круглый год живут они у нас. И называются осёдлыми. Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой.

                                                                                                                        (Клаус Руге)

                                                                     

 

                                            Откуда пришло слово воробей?

Когда увидишь, как ловко таскают крошки у неповоротливых голубей эти смышлёные птахи, поневоле подумаешь: воробей – это просто-напросто «вора бей».

А вот некоторые учёные думают иначе. Слово воробей восходит к древней основе вор-. От неё образованы такие слова, как ворота, забор.

Наверное, за то воробей получил своё название, что издавна вертелся возле человеческого жилья, на воротах да заборах сидел.

                                                                                                             (В.Волина)

 

                                                                    Воробей.

Городской воробей – страшный забияка и драчун: поёт неважно, но весну встречает радостным неугомонным чириканьем. А вообще-то надо сказать, что мы так к воробьям пригляделись, что  и не замечаем их. А ведь они особенные: эти самые многочисленные птицы нашей планеты. Никогда не живут в клетках и не попадают в западни птицеловов. Недаром сложили люди поговорку: «Старого воробья на мякине не проведёшь». Так говорят про опытного, бывалого человека, которого невозможно перехитрить.

                                                                                                                    (В.Волина)

 

Приём «Знаете ли вы, »

  • что такое орнитология?
  • что существуют два вида воробьёв?
  • что существует водяной воробей – оляпка?

 

 

Ответы на вопросы, которые вы не нашли можно узнать,  прочитав энциклопедию животных (о двух видах воробьёв) и в толковом словаре( наука, изучающая жизнь птиц).

Проверить и закрепить свои знания о птицах вам поможет кроссворд.

Подберите названия птиц так, чтобы в выделенной графе получилось слово «орнитология».

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

р

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

л

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

                         

 

Ответ: сова, орёл, ворона, синица, стриж, скворец, иволга, соловей, снегирь, свиристель, дятел.

 

  1. Подведение итогов. Рефлексия. (Рефлексией называется умение человека осознать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность).

- Вам было интересно? А что вызвало интерес?

-Испытывали затруднения? Почему было трудно?

-Узнали для себя что-то новое? На какие вопросы вы теперь можете ответить, а какие так и остались без ответа? (вопрос о водяном воробье и двух видах воробьёв).

-О чём хотелось бы рассказать.

 


»  Тэги к этому документу:

Фото пользователя Анна Юрьевна Сапожкова

На: Реализация деятельностного подхода в обучении учащихся по к


Уважаемая Виолета Амаяковна, спасибо за конспект урока. Вы показали, не только то, как обучать детей читать грамотно и много, а то, как научить детей проводить смысловой анализ текста.  Это важнейшее умение необходимо современному человеку, живущему в информационном обществе.

Посмотрите, пожалуйста, мою рецензию. Если будут вопросы, пишите, обязательно отвечу. Дальнейших учспехов!

 

С уважением Анна Юрьевна



Поиск

Loading

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн