Submitted by екатерина Ринатовна гатиятуллина on чт, 30/06/2011 - 12:48
p { margin-bottom: 0.21cm; }
Предмет. Окружающий мир.
4 класс.
Учитель: Гатиятуллина Екатерина Ринатовна.
Тема. Средние века: время рыцарей и замков.
Цели урока: формировать представление о средневековье; познакомить обучающихся со знаменитыми людьми средних веков, их изобретениями. Географическими открытиями, развивать кругозор обучающихся, устную речь, учить делать выводы, творческое мышление; воспитывать любовь и интерес к истории.
Ход урока.
Организационный момент.
Вот книжки на столе. А вот -тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И на досуг дуть на корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
Слайд 1, 2.
Проверка домашнего задания.
Нескольким ученикам предлагаются карточки с тестами:
1). Главная площадь Рима:
А) Форум;
Б) Капитолий;
В) Палатин.
2). «Жилище» для богов в древнем Египте:
А) храм;
Б) саркофаг;
В) пирамида.
3). Гробница фараона в Древнем Египте:
А) храм;
Б) пирамида;
В) сфинкс.
4). Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте:
А) саркофаг;
Б) пирамида;
В) мумия.
5). На берегу этой реки возникло Египетское государство:
А) Нил;
Б) Амазонка,
В) Дон.
6) Кто, согласно легенде, основал город Рим?
А) Рем;
Б) Ромул;
В) Марс.
Остальные слушают подготовленные сообщения и оценивают ответы.
Работа по ленте времени.
Слайд 3.
Новая тема.
-Дома вы должны были подумать, какого человека вы сегодня назвали бы рыцарем. Ваши мнения.
( Рыцарь – это смелый человек, верный своему долгу. Рыцарь-это благородный человек. Рыцарь-это самоотверженный, безупречный человек.)
- вы правы. В наше время, благородного, смелого, безупречного человека можно назвать рыцарем. А в Средневековой Европе -это феодал, тяжеловооруженный конный воин. Для рыцаря считалось обязательными моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине.
- И сегодня на уроке у нас речь пойдет об эпохе, которая продолжалась с 5 века до конца 15 века и называлась Средними веками или Средневековьем.
Слайд 4.
Рассказ учителя.
Средние века охватывают 12 столетий между древним миром и новым временем, когда речь идет о таком большом временном отрезке, трудно назвать точные даты его начала и конца. Одна эпоха постепенно переходит в другую. Но началом Средневековья принято считать 476 год, когда был свергнут с пристола последний римский император и произошло крушение великого государства древности – Западной Римской империи.
Многое изменилось в жизни людей в средние века. Люди стали обрабатывать большие земли и собирать хорошие урожаи. В Европе стали выращивать растения, которые раньше не знали: рис и хлопчатник, чай и кофе, картофель и кукурузу, апельсины, помидоры, какао…
В средние века появилась фарфоровая посуда, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы. Были изобретены порох и огнестрельное оружие.
.
Слайд 5, 6-16 .
Прочитайте в учебнике о средневековых мореплавателях (или прослушивание сообщения).
Слайды 17, 18.
-В Средние века образовались многие государства, существующие и поныне.
Слайды 19, 20, 21.
- С развитием общества изменились и верования людей. Появились новые боги. Старых забывали. Прочитайте текст на странице 15-17 учебника и постарайтесь ответить на вопрос: какие веры возникли в средневековье? ( распространяется христианство. Возник ислам и буддизм.)
-Где распространялись эти веры? ) Христианство - по всей Европе, ислам- на Ближнем Востоке- у арабов. Буддизм - в Индии, Китае , Японии.)
-Как назывались здания для молитв у каждой веры? ( Христианство -церкви, соборы, ислам- мусульманские мечети, буддизм- буддистские храмы.)
Слайды 22-24.
Христианство появилось в 1 веке в восточной провинции Римской империи-Палестине. Где была распространена религия древних иудеев. Христиане верят в Иисуса Христа как богочеловека и Спасителя мира. Главный источник вероучения- Священное писание ( Библия).
Ислам тоже одна из мировых религий. Это слово по-арабски означает «покорность». Ислам возник в Аравии в 7 веке. Основал его пророк Мухаммед. Последователи религии- их называют мусульманами- поклоняются единому богу-Аллаху. Основы учения изложены в священной книге мусульман - Коране.
Раньше всех из них возник буддизм. Это было в Индии, в 5-6вв. до нашей эры. Имя Будда получил основатель религии Сиддхартха Гаутама, догстигший состояния высшего духовного совершенства. Будде поклоняются народы Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти Средней Азии и Сибири.
Физкультминутка.
Продолжение новой темы.
- Из Средневековья пришло к нам прекрасное слово рыцарь!
Слайды 27-28.
-Слово «рыцарь» первоначально означало «всадник». Рыцарями могли быть люди только «благородного происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение- меч, щит. Латы.
Рыцари несли службу в войске короля или других знатных людей, хозяев больших земельных владений – герцогов, графов. Баронов.
Для того. Чтобы стать настоящим воином-рыцарем, требовалось много сил и времени. К военной службе рыцари готовились с детства. В возрасте 7 лет мальчики покидали родительский дом и становились пажами (личными слугами) знатных феодалов (землевладельцев0 или короля. Там они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде. Метанию копья, пению и танцам. Умение читать и писать для рыцаря считалось не обязательным.
Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю, становился его оруженосцем. В его обязанности входило ухаживать за лошадьми, собаками рыцаря. Он встречал гостей и прислуживал им за столом. В походе- вез доспехи, во время боя должен был находиться за спиной рыцаря. Чтобы подать запасное оружие.
И только после нескольких лет службы отличившихся в бою оруженосцев посвящали в рыцари.
Прочитайте текст на стр. 18-19.
-расскажите, каким вы представляете себе замок.
Слайды 25, 26.
-Чем занимались обитатели замка? ( Хозяин замка охотился, принимал гостей. Устраивал пиры. Женщины занимались рукоделием.)
Слайд 29.
- Главным изобретением в Средние века было изобретение книгопечатания. Прочитайте на стр. 20.
Слайд 30.
- Кто открыл способ как быстрее и легче создать книги? ( Этот способ открыл немец Иоганн Гутенберг.)
6. Закрепление изученного.
-Как ученые узнают о жизни людей в Средневековье? ( В Средневековье создавались первые книги.)
-как изменился облик Европы за время Средневековья? ( Было построено множество замков, церквей, соборов, мечетей. Храмов. Некоторые сохранились до наших дней.)
-Какие религии возникли в средние века?
-Как назывались здания для молитвы?
Слайды 31, 32.
-Кто такие рыцари Средневековья? ( Воин на коне, закованный в латы, в шлеме. С мечом и щитом.)
-Для чего строили замки?
-Где строили замки?
Какие укрепительные сооружения были у замков?
(окружены глубоким рвом с водой, у ворот был мост. В жилище вели тяжелые дубовые ворота, окованные железом, вход в замок преграждала металлическая решетка с острыми зубьями наверху.)
-Удобное ли было это жилище?
-Чем занимались обитатели замка?
-Кто первым нашел способ создать книгу?
-Что он предложил использовать?
-Как назывались металлические буквы?
-какой год считается годом рождения книгопечатания? (1445).
Самостоятельная работа в рабочей тетради с взаимопроверкой.