Тема урока: Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова
Цель урока:
закрепить знания учащихся о правописании слов с парными звонкими и глухими согласными;
развивать речь, мышление, внимание, память учащихся;
воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: словари русского языка (толковый, этимологический).
Ход урока
1. Организационный момент и сообщение цели урока
На доске написаны группы слов:
- кролик, ватрушка, карандаш;
- заяц, гадкий, календарь;
- рука, башмак, катушка;
- хобот, лодка.
- Из слов каждой строки составьте новое слово, используя для этого их первые слоги. Назовите полученные слова. ( Кроватка, загадка, рубашка, холод.)
- Что объединяет эти слова? (Есть орфограмма – парная согласная.)
- Скажите, какие знания мы будем закреплять сегодня на уроке? (Мы будем закреплять знания о правописании слов с парными звонкими и глухими согласными.)
2. Минутка чистописания
- На минутке чистописания мы напишем букву, которая будет следующей в данном ряду: б, в, г, д, ж,…(Это буква з, так как написанные буквы - звонкие согласные и написаны по алфавиту.)
- Напишите начатый ряд букв в данной последовательности, ориентируясь на алфавит: Зза Ззе Ззё…(слайд 1)
3. Словарно-орфографическая работа
- Мы познакомимся с двумя словами. Постарайтесь их узнать в записи.(слайд 2)
шсктобедфпждвзавтракг
- Какие это слова? (Обед и завтрак)
- Назовите смысловое сходство слов завтрак и обед. (Завтрак и обед - это приёмы пищи.)
- В чём их различия? (Завтрак – это прием пищи утром, а обед – приём пищи в середине дня.) (Дети используют словари.)
- Слово завтрак тесно связано со словом завтра. Чтобы приготовить пищу, древним людям требовалось много времени. Для этого надо было обработать тушу убитого животного, зажечь огонь, приготовить еду. Еда готовилась на завтра, на другое утро, «за утро», и называлась поэтому завтраком. Слово обед имеет несколько значений. Слово обед обозначает не только приём пищи в определенное время. Оно может обозначать время, а может обозначать перерыв в работе.(слайды 3, 4)
- Найдите слово завтрак и обед в словарике, напишите каждое слово три раза, проговаривая его по слогам, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
- Какую ещё орфограмму вы заметили в этих словах? ( На конце слов парные согласные.)
- Как проверить эту орфограмму? (Изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного стоял гласный.)