Официальный сайт terra-z 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Некоторые аспекты организации самоуправления в коллективе школьников

Фото пользователя Наталия Георгиевна Леонова
Размещено: Наталия Георгиевна Леонова - пн, 04/07/2011 - 22:06
Данные об авторе
Автор(ы): 
Веснина Г.И.
Место работы, должность: 

заместитель директора по воспитательной работе МОУ СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов села Александровского Ставропольского края

Регион: 
Ставропольский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Социология
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;Детское самоуправление &ndash; демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. Развитие самостоятельности подразумевает поэтапную передачу детям прав и обязанностей по мере развития детского коллектива и формирования готовности лидеров-организаторов из числа детей к организации своих товарищей.</p> <p> &nbsp; &nbsp;Самоуправление дает возможность ученику раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности; ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем&nbsp; классного коллектива. Об этом пойдет речь в этой статье.</p>

 

Некоторые аспекты организации самоуправления в коллективе школьников

 

Изменения в системе образования в последнее десятилетие непосредственно связаны с процессом демократизации. Многие проблемы, которые приходится решать в этот период, требуют пристального внимания всей педагогической общественности.

  Не так давно каждый педагог знал, что формирование активной позиции ученика возможно через вовлечение его в деятельность пионерской или комсомольской организации, имеющих четкую структуру, свои законы и традиции. Время неузнаваемо изменило общество, которое в свою очередь, предъявляет новые требования к школе.

  В связи с демократизацией общества возродилась идея детского самоуправления. В Законе  РФ "Об образовании" в  статьи 50 говорится о том, что: «Права  и социальная поддержка обучающихся, воспитанников гарантирует школьникам право … на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений».

 Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. Развитие самостоятельности подразумевает поэтапную передачу детям прав и обязанностей по мере развития детского коллектива и формирования готовности лидеров-организаторов из числа детей к организации своих товарищей.

   Самоуправление дает возможность ученику раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности; ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем  классного коллектива.

Цель школьного самоуправления – обеспечение управления коллективом детей на основе взаимодоверия и требовательности, уважения и ответственности, тесного творческого сотрудничества детей со взрослыми.

Задачи ученического самоуправления:

  • развитие самостоятельности учащихся, подготовка к самореализации в жизни;
  • развитие организаторских навыков;
  • обеспечение широкого выбора форм внеурочной деятельности;
  • обеспечение возможности реализовать свои способности, таланты.

В повседневной деятельности самоуправление учащихся проявляется в планировании деятельности их коллектива, организации этой  деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии решений.

Деятельность органов самоуправления строится на принципах:

  • открытости и доступности;
  • добровольности и творчества;
  • равенства и сотрудничества;
  • непрерывности и перспективности

         Структура органов самоуправления в нашей школе строится на  следующих  уровнях:

Первый  уровень предполагает самоуправление коллектива учащихся школы – школьное самоуправление.  См.схема ученического самоуправления

Высшим органом ученического самоуправления является ученическая конференция, которая проходит дважды в год – в сентябре и апреле месяце.

Второй уровень предполагает ученическое самоуправление на уровне классного коллектива. В классном коллективе выбираются органы самоуправления: Мэр города, Главный редактор, Магистр знаний, Главный затейник, Главный дежурный, мастер спорта 

  Сущность ученического самоуправления состоит в реальном участии школьников в управлении делами  класса. 

 

Нормативно-правовая база, регулирующая функционирование ученического самоуправления

 Самоуправление основывается на следующих нормативных документах:

1. Федеральный закон «Об образовании» (№12 – ФЗ от 13 января 1996г.)

2.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (№124-ФЗ о 24 июля 1998г.)

4. Конституция Школьной республики, содержащая следующие главы:

-Основы школьного самоуправления

- Права, свободы и обязанности граждан школьной республики.

- Обязанности основных должностных лиц школьного самоуправления

- Администрация города – исполнительный орган Школьной республики

- Школьная символика (у школы свой флаг, герб и гимн) – эту атрибутику можно увидеть в холле школы

- Назначение и выборы членов Школьной республики

-Изменения и дополнения Конституции Школьной республики

Особая глава -  Правила поведения жителей Школьной республики

5. Положение о школьном ученическом самоуправлении

6Положения о работе Министерств: Министерства Просвещения и культуры, Министерство труда и спорта,  Министерство ДЮО и печати

7. Положение о  мэре города

 

Работа органов ученического самоуправления строится на основе Плана работы органов Ученического самоуправления

Кроме того, имеется план работы с активом школьного самоуправления, целью которого является содействие формированию у учащихся личностно-активных качеств для успешной реализации идей и принципов школьного самоуправления.

При организации этой работы необходимо руководствоваться следующими правилами:

       ·дать учащимся  возможность самим планировать свою работу;

       ·проводить свои дела, особенно традиционные;

  ·  давать возможность регулярно обсуждать свои дела, анализировать проделанную работу;

       ·все соревнования, конкурсы, организованные лидерами, оценивать самими учащимися, дать возможность детям самим выносить решение.

 

Большую значимость приобретает работа в данном направлении и среди классных руководителей. Не случайно, одним из разделов плана реализации программ воспитательной деятельности является раздел «Ученическое самоуправление». Анализ планом выявил определенные трудности в организации этого вида деятельности, поэтому в прошедшем учебном году был проведен теоретический семинар по организации работы органов самоуправления, совершенствованию форм работы по данному вопросу.

       

В связи с этим большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детских организациях. Эта задача в полной мере способствует социализации личности, а развитие лидерских способностей повышает возможности личности в новых социально-экономических условиях. 1 место Кравцовой

Современная воспитательная практика объективно актуализирует и обостряет проблему самоуправления. Эта одна из вечных проблем воспитания, да к тому же еще такая, в которой всегда много спорного и  путанного.  Возникает множество проблем и трудностей при организации детского самоуправления:

  1. с  ликвидацией детских организаций ученическая среда стала походить на аморфную, самотечную общность детей;
  2. поиски новых самоуправленческих структур шли по привычному пути простого переноса на детскую среду политических игр взрослых. В школах стали возникать правительства, президенты, думы и т.п. Не избежали этого и мы;
  3. значительно снизилась активность детей за счет изменения общественных ценностей – понятие «коллективизм» сменило понятие «индивидуализм»;
  4. организация системы самоуправления, во многом, носит формальный характер и не вовлекает учащихся в общественно-значимые дела.

 

Хотелось бы обратить ваше внимание на следующий момент: совершенствуя модель школьного самоуправления, мы  определили это направление  как приоритетное при организации работы школьных методических объединений. Опытом работы по данному направлению с вами поделиться руководитель МО классных руководителей 9-11 классов Леонова Н.Г.


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн