Некоторые аспекты организации самоуправления в коллективе школьников
Изменения в системе образования в последнее десятилетие непосредственно связаны с процессом демократизации. Многие проблемы, которые приходится решать в этот период, требуют пристального внимания всей педагогической общественности.
Не так давно каждый педагог знал, что формирование активной позиции ученика возможно через вовлечение его в деятельность пионерской или комсомольской организации, имеющих четкую структуру, свои законы и традиции. Время неузнаваемо изменило общество, которое в свою очередь, предъявляет новые требования к школе.
В связи с демократизацией общества возродилась идея детского самоуправления. В Законе РФ "Об образовании" в статьи 50 говорится о том, что: «Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников гарантирует школьникам право … на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений».
Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. Развитие самостоятельности подразумевает поэтапную передачу детям прав и обязанностей по мере развития детского коллектива и формирования готовности лидеров-организаторов из числа детей к организации своих товарищей.
Самоуправление дает возможность ученику раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности; ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем классного коллектива.
Цель школьного самоуправления – обеспечение управления коллективом детей на основе взаимодоверия и требовательности, уважения и ответственности, тесного творческого сотрудничества детей со взрослыми.
Задачи ученического самоуправления:
развитие самостоятельности учащихся, подготовка к самореализации в жизни;
развитие организаторских навыков;
обеспечение широкого выбора форм внеурочной деятельности;
обеспечение возможности реализовать свои способности, таланты.
В повседневной деятельности самоуправление учащихся проявляется в планировании деятельности их коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии решений.
Деятельность органов самоуправления строится на принципах:
открытости и доступности;
добровольности и творчества;
равенства и сотрудничества;
непрерывности и перспективности
Структура органов самоуправления в нашей школе строится на следующих уровнях:
Первый уровень предполагает самоуправление коллектива учащихся школы – школьное самоуправление. См.схема ученического самоуправления
Высшим органом ученического самоуправления является ученическая конференция, которая проходит дважды в год – в сентябре и апреле месяце.
Второй уровень предполагает ученическое самоуправление на уровне классного коллектива. В классном коллективе выбираются органы самоуправления: Мэр города, Главный редактор, Магистр знаний, Главный затейник, Главный дежурный, мастер спорта
Сущность ученического самоуправления состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса.
Самоуправление основывается на следующих нормативных документах:
1. Федеральный закон «Об образовании» (№12 – ФЗ от 13 января 1996г.)
2.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (№124-ФЗ о 24 июля 1998г.)
4. Конституция Школьной республики, содержащая следующие главы:
-Основы школьного самоуправления
- Права, свободы и обязанности граждан школьной республики.
- Обязанности основных должностных лиц школьного самоуправления
- Администрация города – исполнительный орган Школьной республики
- Школьная символика (у школы свой флаг, герб и гимн) – эту атрибутику можно увидеть в холле школы
- Назначение и выборы членов Школьной республики
-Изменения и дополнения Конституции Школьной республики
Особая глава - Правила поведения жителей Школьной республики
5. Положение о школьном ученическом самоуправлении
6Положения о работе Министерств: Министерства Просвещения и культуры, Министерство труда и спорта, Министерство ДЮО и печати
7. Положение о мэре города
Работа органов ученического самоуправления строится на основе Плана работы органов Ученического самоуправления
Кроме того, имеется план работы с активом школьного самоуправления, целью которого является содействие формированию у учащихся личностно-активных качеств для успешной реализации идей и принципов школьного самоуправления.
При организации этой работы необходимо руководствоваться следующими правилами:
·дать учащимся возможность самим планировать свою работу;
·проводить свои дела, особенно традиционные;
· давать возможность регулярно обсуждать свои дела, анализировать проделанную работу;
·все соревнования, конкурсы, организованные лидерами, оценивать самими учащимися, дать возможность детям самим выносить решение.
Большую значимость приобретает работа в данном направлении и среди классных руководителей. Не случайно, одним из разделов плана реализации программ воспитательной деятельности является раздел «Ученическое самоуправление». Анализ планом выявил определенные трудности в организации этого вида деятельности, поэтому в прошедшем учебном году был проведен теоретический семинар по организации работы органов самоуправления, совершенствованию форм работы по данному вопросу.
В связи с этим большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детских организациях. Эта задача в полной мере способствует социализации личности, а развитие лидерских способностей повышает возможности личности в новых социально-экономических условиях. 1 место Кравцовой
Современная воспитательная практика объективно актуализирует и обостряет проблему самоуправления. Эта одна из вечных проблем воспитания, да к тому же еще такая, в которой всегда много спорного и путанного. Возникает множество проблем и трудностей при организации детского самоуправления:
с ликвидацией детских организаций ученическая среда стала походить на аморфную, самотечную общность детей;
поиски новых самоуправленческих структур шли по привычному пути простого переноса на детскую среду политических игр взрослых. В школах стали возникать правительства, президенты, думы и т.п. Не избежали этого и мы;
значительно снизилась активность детей за счет изменения общественных ценностей – понятие «коллективизм» сменило понятие «индивидуализм»;
организация системы самоуправления, во многом, носит формальный характер и не вовлекает учащихся в общественно-значимые дела.
Хотелось бы обратить ваше внимание на следующий момент: совершенствуя модель школьного самоуправления, мы определили это направление как приоритетное при организации работы школьных методических объединений. Опытом работы по данному направлению с вами поделиться руководитель МО классных руководителей 9-11 классов Леонова Н.Г.