Официальный сайт fresher 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



КУЛИКОВСКАЯ БИТВА

Фото пользователя Лариса Николаевна Казанцева
Submitted by Лариса Николаевна Казанцева on Wed, 06/07/2011 - 16:50
Данные об авторе
Автор(ы): 
Казанцева Лариса Николаевна
Место работы, должность: 
МОУ" СОШ №27 с углубленным изучением отдельных предметов", учитель начальных классов
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
27
Краткое описание: 
Данный материал может быть использован в 4 классе на уроке окружающего мира. Он формирует представление детей о Куликовской битве, о подвигах защитников Руси. Данный материал развивает кругозор учеников, устную речь, познавательный интерес. Воспитывает интерес к истории Отечества. Предлагаемая презентация помогает детям усвоить материал в доступной и более интересной форме.

 

 

 

 

Конспект урока

по теме

«Куликовская битва»

 

УМК «Школа России» 4 класс

                                                                                       

 

                                          Казанцева Лариса Николаевна,

                                             учитель начальных классов высшей категории

                                                  МОУ « СОШ №27 с углубленным

                                                  изучением  отдельных предметов»                                                                                

                                                                  г. Балаково Саратовской области

 

                                                                            

План – конспект  урока

Тема  урока:Куликовская битва»

Тип  урока:  урок  изучения  нового  материала.

Цели  урока:

1)формировать  представление    учащихся о Куликовской битве, о подвигах защитников Руси;

2) развивать  кругозор  обучающихся,  устную  речь,  творческое  мышление,

память,  познавательный  интерес;

3) воспитывать  интерес  к  истории Отечества.

Оборудование:

-мультимедиа   проектор;

-диск  с  презентацией;

-компьютер;

-экран;

-карточка  с  тестовым  заданием (у  каждого  ученика);

-

-Плешаков  А.А.,  Крючкова  Е.А. Мир  вокруг  нас. Учебник  для  4  класса    начальной  школы. Ч.2.- М.: « Просвещение»,2007.

Ход  урока:

I.   Организационный    момент.

-Здравствуйте,  ребята!  Я  рада  вас  видеть.

-Сегодня  на  уроке  мы  с  вами  продолжим  путешествие  по  страницам  родной истории. 

-Какие  качества  нам  понадобятся,  чтобы  узнать  что-то  новое,  сделать  своё  маленькое  открытие?

II.  Проверка    домашнего  задания,  подготовка  к   основному  этапу.

-Вспомните,  что  такое  история? 

(История – это наука о прошлом. История изучает, как  жили  разные  народы,  какие  происходили  события.)

Пришвин говорил, что любить свою Родину, значит знать историю.

Блиц опрос.

 

- Как в Древней Руси называли воина, богатыря?  ( витязь)

-Когда в военной истории Росси опасность представляли в виде свиньи ? (Ледовое побоище  5 апреля  1242 г. Немецкие  воины  были построены клином – свиньёй)

- Объясни происхождение слова « Кремль» (город, окружённый крепостной стеной)

- Объясни смысл слова « князь» ( глава государства на Руси)

-Почему князя Александра прозвали Невским?

- Как понять слова А. Невского «Бог не в силе , а в правде2?

Кому принадлежат слова: « Кто на нашу землю с мечом придёт, тот от меча и погибнет ?

( А. Невский)

- Какой город стал центром объединения русских земель? Почему? ( Москва)

 

- Как народ прозвал московского князя Ивана Даниловича? Почему?  (Калита)

Тест

- Выбери  правильный  ответ  и  отметь .

 

1)Что выплачивала Русь Золотой Орде?

а)выкуп;

б)налог;

в)дань.

2)Первый удар в 1240 г. на северо-западном рубеже Руси нанес­ли...

а)монголы;

б)шведы;

в)рыцари-крестоносцы.

 

3)   Разбил шведов на реке Неве князь...

а)Александр;

б)Ярослав;

в)Владимир.

 

4)Какое прозвище получил новгородский князь за победу над шведами?

а)Мудрый;

б)Невский;

в)Вещий.

 

5)   Когда состоялось Ледовое побоище?

а)5 апреля 1242 года;

б)20 мая 1242 года;

в)5 апреля 1421 года.

 

III.   Изучение   нового   материала

Учитель читает высказывание  и предлагает ученикам  определить тему сегодняшнего урока.

Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться”. (Дм. Донской. “Куликовская битва” )  Слайд 1

Сколько раз земля русская подвергалась вражеским нападениям за всю историю своего существования. Сколько горя, слез, унижений пришлось испытать нашим предкам. Это навевает грусть, печаль в сердцах каждого гражданина Отечества. Об одном из таких событий мы сегодня и поговорим. Тема нашего урока «Куликовская битва» .

 Историки, называют Куликовскую битву вели кой битвой. Почему? На этот вопрос мы дадим ответ в конце урока. Слайд 2

Работа с родословным древом. Слайд 3

- Используя родословное древо московских князей, давайте разберемся, кто чей родственник

Александр Невский

Дмитрий Александрович

Иван Калита

Иван Красный

Дмитрий Донской

 

Внуку Ивана Калиты, московскому князю Дмитрию Ивановичу, несмотря на молодость мало кто на Руси решился встать  по перёк дороги. В большинстве земель его признавали  главным. Князь Дмитрий одел Москву в белый камень Многочисленные мастера начали возводить вокруг города из известняковых глыб невиданную крепость с толстыми высокими стенами и башнями с железными воротами. Длиною в два километра встал новый Кремль и надёжно оградил Москву от неприятеля. С тех пор Москву  стали звать Белокаменной .Князь неслучайно затеял перестройку деревянного Кремля.

Как вы думаете, почему? ( предположения детей) Слайд 5, 6

- Он хорошо знал, что пропитанные нефтью стрелы , выпущенные из ордынских луков, способны поджечь дубовые брёвна. А вот кладка из известняка послужит надёжной защитой: она прочна и  огню не поддаётся.

Дмитрий Иванович дерзко бросал вызов ордынскому хану: он посылал ему очень маленькую дань, а в1378 г.впервые нанесли монголам сокрушительное поражение.

В те времена Ордой правил Мамай. Слайд 7

Он женился на дочери хана Бердибека. Затем вместе с отцом жены умертвил родного отца и 12 братьев. Началась борьба за власть, в результате которой погиб еще 21 хан. Мамай трижды пытался захватить столицу Сарай, наконец, закрепился в междуречье Днепра, Дона и Волги, на Кавказе в Таври, фактически став правителем Орды.Он подчинил себе Северный Кавказ, Астраханские земли. На очереди была  строптивая Русь. ( работа с картой )

Мамай решил проучить московского князя. Монгольский хан строил планы разрушить Москву, камня на камне от неё не оставить.Собрал огромное войско из ордынцев , нанял военные отряды из Западной Европы.  Итог: войско от 100 до 150 тысяч человек. Слайд 8

Не терял времени даром и московский князь. Он объявил сбор военных сил и призвал  всех  русских  князей к нему присоединиться. И явилась на зов Дмитрия такая великая рать, какой никогда ещё не вставало на защиту земли Русской. Сам же князь поехал в Троицкий монастырь, где в уединении и молитвах жил старец Сергий Радонежский.

Рассказ ученика о Сергии Радонежском. Слайд 9, 10

Сергий Радонежский был боярского рода Звали его прежде Варфоломеем. Он жил с родителями в городе Радонеже, близ Москвы. Мальчик был слабым и болезненным, у него была плохая память, отчего учение шло плохо. Однажды он заблудился в лесу, и ему встретился монах, который благословил его и дал чудесную шкатулку. Мальчик почувствовал, как окреп и прояснился ум. Догадался Варфоломей, что этот добрый человек послан ему Богом, а шкатулка – ларец знаний. Отрок решил посвятить себя служению Господу. Вместе с братом , отказавшись от наследства, они пустились в путь. Шли долго и набрели на полянку в глухом лесу. Здесь они срубили себе по келье и поставили деревянную церковь. Вскоре Варфоломей остался один: брат не вынес тягот лесной жизни и ушёл в монастырь. Варфоломей стал жить отшельником. Лишь изредка его навещал монах, который приносил ему хлеб и наставлял в богослужении. Варфоломей принял монашество и назвался Сергием. Молитвы давали ему силы преодолеть трудности. Прослышали люди про Сергия и захотели последовать его примеру:  жить с ним, добровольно отречься от мира. Один за другим стали приходить ученики. Жили они в трудах и молитвах. Пригревали больных,  помогали  неимущим, кормили голодных и нищих.

Сергий Радонежский прожил до глубокой старости и умер в 70 лет. Этот замечательный человек обладал удивительным даром утешать людей .Для каждого он находил нужные слова, наставлял, внушал надежду на лучшее. Славился Сергий и чудесным умением предсказывать будущее.

И вот у него Дмитрий  Иванович решил просить благословение, прежде чем идти на битву с Мамаем. Старец благословил его и напутствовал так: « Господь будет тебе помощником. Он победит недругов и прославит тебя. Вместе с Дмитрием старец послал на правый бой двух монахов – Пересвета и Ослябю. Оба были настоящими богатырями. Слайд 11

Физкультминутка

Мы старались, мы учились.

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех'?

(Дети имитируют движения крыльев.)

Продолжение  новой  темы.

Там где тихий Дон принимает в себя воды реки Неряды вышло русское войско. (Работа с учебником с71)

- Почему не стали дожидаться прихода Мамая?

(Не желали подпускать ордынцев к стенам Москвы.)

- Какие реки окружали Куликово поле? (Дон и Непрядва)

- Почему выбрали это место?

- Когда русское войско переправилось через Дон, сожгли все мосты. Почему?

Рассказ детей.  Слайд 12

Рано поуту 8 сентября 1380 г.сошлись русская рать(50 тыс.) и ордынское войско (60 тыс.).Перед началом битвы , по обычаю тех времён, выехал вперёд на огромном коне великан- монголЧелубейи, играя копьём, стал вызывать на поединок  русских . Его вызов принял могучий  Пересвет – тот самый монах – витязь.. Их поединок был недолог - сблизившись, они нанесли друг другу смертельные удары копьями. Удары их были страшны, щиты разлетелись вдребезги. Пронзенные друг другом богатыри замертво упали наземь. Поединок был сигналом к началу битвы. В сражение ринулись огромные силы. Задыхаясь от тесноты, многие воины гибли под копытами коней.

Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.  Слайд 13

Самостоятельная работа

 

Рассказ о битве.

- Используя текст учебника и карту- схему, расскажите о ходе сражения.

(Учитель может добавить…)

- И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мячи.

Теснили ордынцы русских, того и гляди, их окружат. Но устоял большой полк. Тогда Мамай главный удар перенес на левый фланг.

Страшен был набег ордынской конницы.

Но тут вышли из засады отборные русские дружины. Это произошло столь стремительно и внезапно, что ордынцы растерялись, русские стали их теснить. Беспорядочно отступавшая конница ордынцев, опрокинула и растоптала собственную пехоту.

Перед сражением князь Дмитрий поменялся доспехами со своим дружинником и во время битвы ничем не отличался от других воинов.

Почему  он так поступил?  (предположения детей)   Слайд 14

“Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за Отечество!)

Каждый воин схватки знал, что великий князь бьётся бок о бок с ним. Если бы Дмитрия взяли в плен на поле брани, никто бы того не заметил, не охватило бы русскую рать уныние.

Великий князь был в самой  гу ще боя. Немало ордынских воинов полегло  от его меча. Но и ему пришлось нелегко. После боя его нашли  л ежащим в забытьи. От удара по голове он потерял сознание, но ран у него не было. Все обрадовались , что князь цел и невредим. Слайд 15

Как вы считаете, были ли на поле битвы женщины?

Рассказ ученика. Слайд 16

По преданию против татар сражались и русские женщины. В Ростовском полку были одетые в мужские доспехи две всадницы Дарьи и  Феодора.

Обе девушки пошли на смертный бой со своими женихами. Дальнейшая судьба Дарьи неизвестна , а раненую Феодору после битвы доставили в родное село.  Об удалых русских амазонках, искусно владеющих копьём, мечом и стрелами сохранилось немало сказаний. Добрыня Никитич был женат на богатырке Настасье. В бою эти женщины не только не уступали в смелости и ловкости , но инее редко превосходили их сноровкой, хитростью, выносливостью.

Слайд  17

 Русские воины заплатили большую цену за эту победу. С 9 по 16 сентября русские хоронили убитых. Историки считают, что на Куликовом поле билось не менее 300 тыс. воинов. Известно, что погибло 12 князей (из 23) и 483 боярина и около 100 тыс. русских воинов, потери татар - 150 тыс. человек. Это был  полный разгром монголов. Поэтому в русскую историю Куликовская битва вошла как Мамаево побоище. Доблестного князя Дмитрия за славную победу  на берегах Дона  прозвали Донским.

. Итоги Куликовской битвы. Слайд

Вернёмся к вопросу   Почему Куликовскую битву называют Великой битвой?

- Каковы же итоги Куликовской битвы для России ?

1) С Куликова поля возвращалось уже единое войско земли Русской.

2) Выросло значение Москвы и московского князя.

3) Дала народу веру, что зависимость не будет вечной.

К чувству торжества и ликования примешивалась горечь и скорбь. Почему?

- Многие славные сыны Руси полегли на Куликовом поле. Все оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона 3 дня были красны.Слайд 18

- В честь всех погибших на Куликовом поле поставлен этот памятник-музей.

 

VII.  Итог   урока:

-Что  узнали  для  себя  нового?

-Чем  вы  заинтересовались  и  хотели  бы  узнать  более  подробно?

Большое спасибо вам, ребята! За то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке не только умом, но и душой и сердцем. А это дорогого стоит.

Список  используемой  литературы:

  1. Дмитриева  О.И.,  Мокрушина  О.А. Поурочные  разработки  по  курсу  «Окружающий  мир»  4  класс.- М.: « ВАКО», 2007.   

 

  1. Ожегов  С.И.,  Шведова  Н.Ю. Толковый  словарь  русского  языка. – 4-е  изд.,дополненное. – М.: «Азбуковник»,2001.
  2. Плешаков  А.А.,  Крючкова  Е.А. Мир  вокруг  нас. Учебник  для  4  класса  начальной  школы. Ч.2.- М.: « Просвещение»,2007.

 

  1. Энциклопедия  для  детей и взрослых.  История России.   Соловьёв В.М. – М.: - «Белый город»,2007.

 

 

 

.


Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн