Использование народной педагогики в системе музыкального воспитания дошкольников
Размещено: Виктор Иванович Снетков - вс, 10/07/2011 - 16:31
Использование народной педагогики в системе музыкального воспитания дошкольников
Неотъемлемой частью творческого вклада множества поколений в культуру народа является народная педагогика, которая определяется как "совокупность педагогических сведений о воспитании ребенка, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и т.п." (Г.Н. Волков). Насыщенные яркой образностью и выразительностью произведения народного творчества занимают одно из важных мест в обучении и воспитании детей. Они вызваны к жизни "педагогическими надобностями народа" и по силе воздействия на чувства и воображение ребенка занимают одно из первых мест среди других воспитательных средств. Неоценимы возможности народного творчества в музыкальном воспитании детей.
Народная педагогика мудро создавала ребенку условия для присвоения им духовных ценностей, предлагая в самых различных жизненных ситуациях богатые разнообразными переживаниями музыкальные впечатления. Все народные праздники, обряды сопровождались пением, танцами, звучанием народных инструментов. Эстетически ценные музыкальные впечатления ребенок получал с детства. Так формировался и усваивался подобно словам родной речи многокрасочный музыкальный язык родной национальной культуры.
Большие возможности погружения ребенка в мир народного искусства, обучения языку народной, а в дальнейшем - классической и современной музыки открываются перед педагогами дошкольных учреждений. Их музыкально-педагогическая деятельность, предполагающая активное использование средств народной педагогики в учебно-образовательном процессе, может включать несколько направлений.
Первое направление- составление перспективного плана работы с включением причисляемых к фольклору словесных, музыкальных, хореографических видов народного творчества во все формы организации музыкального воспитания.
Второе направление- проведение познавательных бесед о народном творчестве, праздниках, обрядах.
Ориентируясь на имеющиеся теоретические сведения об особенностях русских народных песен, о неразрывной связи их с бытом, трудом, жизнью крестьян, а также праздниками и обрядами, на которых они звучали, педагог читает детям рассказы русских писателей, где говорится о народной музыке, использует в беседах иллюстрации художников к русским народным сказкам к сказкам, творения народных мастеров, знакомит детей с народными музыкальными инструментами, их звучанием и историей происхождения. Большую помощь могут оказать аудиозаписи подлинных образцов народных песен в исполнении выдающихся певцов и фольклорных ансамблей. Ознакомление детей с живым песенным фольклором и сопутствующая этому образовательная деятельность повышают уровень их знаний, расширяют общий и музыкальный кругозор, психологически подготавливают к осознанию важности народной музыки, пробуждают интерес к ней. Особенно необходимым для педагога является осознание важности задачи как можно более ранней перестройки музыкального слуха и мышления ребенка, которые в современном мире преимущественно складываются и формируются в условиях и под воздействием традиционных, обыденных мотивов и ритмов массовой песенной культуры. Педагог вносит свой посильный вклад в процесс приобщения ребенка к лучшим образцам поэтического, музыкального, игрового фольклора, противопоставляет примитивные интонации окружающей дошкольника современной развлекательной музыки богатому совершенством выражения интонационному словарю музыки народной.
Третье направление- работа с детьми по формированию певческих навыков.
Решение задачи развития певческого голоса ребенка дошкольного возраста предполагает активную работу со специально подобранным репертуаром. Специалисты признают лучшими хоровыми произведениями для разучивания народные мелодии с ограниченным диапазоном и нисходящим мелодическим движением. Такой песенный материал больше всего подходит для правильного воспитания лучших качеств голоса, его тембра. Сам характер народных песен ("поющийся" текст, удобный ритмический рисунок напева, одинаковые по длине и небольшие по объему фразы) способствует выработке легкого, льющегося звука, ровных по интонированию гласных. Зная особенности голосового аппарата дошкольника и его возрастные возможности, следует использовать унисонное пение с детьми при исполнении уже ранее выученных попевок и песен различных жанров. Процесс формирования одного из самых сложных и важных певческих навыков - дыхания - происходит при этом наиболее эффективно. Это объясняется тем, что в мелодии каждой напевной песни используются отдельные звуки большей, чем остальные, длительности. Используя специально отобранный фольклорный репертуар, педагог обращает внимание на упражнения детей в торможении выдоха, медленном и постепенном расходовании заключенного в легких воздуха. За искусственно удлиненным протяжным звуком выдоха следует более глубокий вдох.
Пение напевных песен, удлиняя выдох и углубляя вдох, активизирует главную дыхательную мышцу - диафрагму и вырабатывает при этом умение постепенного расходования воздуха. Таким образом, напевные народные песни являются певческим материалом, который необходимо использовать для выработки нужных качеств певческого дыхания.
Четвертое направление- исполнение песен с детьми без музыкального сопровождения.
С учетом традиции звучания народной песни одной из задач использования средств народной педагогики в работе с дошкольниками является обучение детей пению без сопровождения. Сама мелодическая структура многих народных песен помогает формированию этого умения: небольшой диапазон; ясная ладовая основа; несложные, основанные на широком использовании импровизации приемы развития музыкального материала. В процессе обучения пению без сопровождения у детей формируются такие важные певческие навыки, как напевность исполнения и чистота интонирования. Умение детей петь без сопровождения является хорошей тренировкой и воспитанием внутреннего слуха, т.е. способности слышать музыку и ее отдельные элементы как бы "про себя", без предварительного повторения звуков вслух. Необходимой на первоначальном этапе обучения пению дошкольников является поддержка голоса ребенка педагогом, который, как правило, первым начинает петь песню и пропевает с детьми ее наиболее сложные фрагменты.
В музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста одной из задач является освоение дошкольниками элементов музыкальной грамоты. Успех работы педагога будет зависеть от умелого построения занятий, на которых обучение музыкальной теории (освоение ритмических рисунков, основ нотации, различных вариантов музыкальных построений) строится непосредственно на фольклорном материале. Воспитатель формирует представления детей о таких средствах выразительности, как темп, динамика, регистр, тембр, метроритм, в процессе ознакомления с известными и доступными жанрами детского фольклора, включения его во все виды исполнительской деятельности. При этом использование произведений устного народного поэтического творчества для музыкального развития детей является не менее важным, чем работа с песенным материалом.
Прибаутки, считалки и произведения других жанров обладают такой же музыкальной ценностью, как и детские песни, и их роль в работе с дошкольниками не менее значительна.
Согласно последним исследованиям, прибаутки и считалки когда-то напевались; их мелодии не нотировались лишь потому, что собиратели либо не считали нужным их фиксировать, либо не умели писать ноты. Это доказывается живой устной традицией: взрослый, играющий с ребенком, не проговаривает один лишь текст, а поет игровую песню; что касается детей, то они поют свои считалки.
При разучивании с дошкольниками прибауток как литературного материала педагог должен добиваться выполнения основного требования - осмысленного произнесение стиха. Для целей музыкального воспитания требуется акцентировка каждой четвертной ноты и расчлененное произнесение прибаутки в соответствии с темпом игровых движений. Точное произнесение текста, так же как и непрерывная пульсация, способствует развитию четкой, связной, правильно акцентированной речи.
Интересным педагогическим материалом являются прибаутки, построенные в вопросно-ответной форме. Их живописные, достаточно развернутые по содержанию сюжеты побуждают детей к творческим проявлениям в певческой и театрализованной деятельности.
Прибаутки и считалки не могут быть отделены от первоначально связанных с ними движений. Но вместе с тем они могут побудить придумывать к ним новые движения. Что касается считалок, то, произнося их, педагог прикасается на каждый удар пульсации (на каждую четверть) к одному из детей, формируя у ребенка ощущение сильной доли такта.
Шестое направление- использование пения в сочетании с хореографическими движениями при инсценировании знакомого детям фольклорного репертуара. Естественной формой исполнения народной песни является выражение ее содержания в хореографическом движении. Сопровождение пения движением способствует развитию у ребенка музыкально-ритмических навыков, влияет на качество хорового звучания, чистоту интонирования. У детей укрепляется дыхание, улучшается дикция, вырабатывается навык согласованности движения с музыкой. Решение задачи отражения в движении содержания и характера музыкального образа помогает развивать у ребенка дошкольного возраста воображение, активизировать его творческие проявления.
Незаменимым средством в работе с дошкольниками по формированию двигательных навыков являются и "игры со словом", использование которых знакомит детей с основными видами движений (пружинным, переменным шагом, поскоками, галопом, элементами танца и т.д.), совершенствует качество их выполнения. Так, в игре "Скок - поскок" под распевное произнесение текста дети учатся ритмичному, выразительному выполнению легких прыжков, мягкому пружинному шагу, шагу с высоким подъемом ног:
Скок-поскок,
Молодой дроздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька,
Невеличенька,
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Седьмое направление- включение фольклорного материала в праздники, развлечения, самостоятельную деятельность.
Разученные на занятиях песни, танцы, импровизации на музыкальных инструментах становятся близкими и доступными ребенку дошкольного возраста, когда включаются в его повседневную жизнь, используются в самостоятельной деятельности. Известно, что большой интерес у детей вызывают выступления на праздниках и различных по тематике развлечениях. Взрослый организует участие дошкольников в массовых хороводных играх и плясках, инсценировании шуточных песен, частушек, индивидуальных сольных выступлениях, что позволяет детям наиболее полно проявить свои музыкальные и творческие способности, вызывает состояние психоэмоционального комфорта, побуждает к дальнейшему освоению музыкального фольклорного репертуара.
Организации и проведению годовых праздников в дошкольных учреждениях следует уделить особое внимание. Необходимо помнить, что традиционно каждый народный праздник - это общая организация детско-взрослой жизни. Он естественным образом ориентирован на создание благоприятной воспитательной среды для детей разных возрастов. В народных праздниках нашло ярко выраженное ощущение народом своего единства с окружающей природой. Чтобы научить ребенка искусству жить в ладу с природой, а значит и с самим собой, друг с другом, ему необходимо дать возможность почувствовать атмосферу весенних, летних, осенне-зимних народных праздников, понять, что своими добрыми делами, таинствами, игрищами, обрядами народ стремился помочь весеннему пробуждению солнца, появлению цветов, растений, прилету птиц.
Педагоги организуют праздники, в которых на Руси традиционно принимали участие дети. Для весеннего праздника закликания весны они вместе с детьми делают маленьких жаворонков, куликов, грачиков. Таким образом решается задача и нравственного воспитания, так как в этой деятельности находит воплощение чувство любви каждого ребенка к природе, собственное представление о красоте, с ней будет связано и духовное возвышение личности будущего гражданина.
Восьмое направление- использование средств народной педагогики в различных режимных моментах дня и нерегламентированной деятельности.
Педагог дошкольного учреждения имеет возможность познакомить детей с важнейшими датами народного календаря. Народное понимание года как круга жизни отражено в былинах, сказках, пословицах, загадках. Знакомство с датами народного календаря дополняется, по возможности, различными сведениями из русской истории, фольклорным материалом.
Педагог детского сада имеет значительно большую возможность для воспитания детей в духе родной культуры, чем, например, преподаватель школы. Именно он проживает с ребенком все события текущего дня, и фольклор может стать не просто предметом изучения, а частью детской жизни, делая ее богаче, интереснее, красочнее и одухотвореннее.
В свободное от занятий время, включаясь вместе с детьми в игровую деятельность, педагог стремится передать детям неисчерпаемые богатства народной игры, ввести ребенка в школу освоения нравственного, трудового опыта социальной жизни. В играх "Я по горенке шла, клубок ниток нашла", "Заинька", "Репка", "Редька" проявляются в единстве не только ловкое и сильное движение, драматическое действие, пение, но и содержится масса сведений о том, что, например, редьку надо сеять, полоть, следить за всходами, а потом, как вырастет, рвать "с конца, да не сорвать с кореньица", не повредить. В игре "Утена", которая "По лугам гуляла, Гнездо совивала, Деток выводила, Деток собирала", народ создает ласковый, светлый образ доброй надежной матери, который вместе с игрой, предложенной педагогом, впитывают дети, проникаясь нежностью и напевностью мелодии, уменьшительно-ласкательными суффиксами слов, плавными повторами. Лучше всяких занятий по этике будет служить воспитанию нравственности у детей рожденное народом поэтическое слово.
Интересным и полезным оказывается прослушивание педагогом вместе с детьми записей произведений народной музыки. Эффективным в работе является слушание музыки без предварительного объяснения, но со специально поставленной задачей - определить назначение фольклорного произведения на основе лишь слухового восприятия и слухового анализа. Для этого должны быть выбраны записи произведений, особенно ярко демонстрирующие тот или иной жанр народной музыки. Это могут быть трудовые припевки, колыбельные песни. При прослушивании припевок трудовые возгласы-команды подскажут ребятам предназначение припевок. При слушании колыбельных негромкое пение, равномерный ритм, характерный припев, знакомые детям персонажи - Угомон, Сон да Дрема - помогут им точно определить жанр. Такое прослушивание произведений с последующим выяснением их назначения даст возможность педагогу познакомить детей с выразительными средствами различных музыкальных жанров, показать зависимость содержания фольклорных произведений от их жизненного назначения.
Крайне важно взаимодействие педагога с семьей на основе опыта народной педагогики. Только в тесном сотрудничестве с родителями должны решаться задачи воспитания и развития ребенка. Необходимо помнить, что возраст дошкольного детства - период, когда ребенок особенно привязан к дому, семье. Для него важным являются прежде всего те ценности, которые признаются его родителями. Поэтому эффективность проводимой в детском саду работы, как считают педагоги, зависит от отношения к ней в семье ребенка. Умение наладить тесный контакт с семьей дошкольника, оказать помощь родителям в правильной организации воспитания детей - важное требование, предъявляемое к педагогу-профессионалу. Эффективность применения средств народной педагогики в работе с семьей обусловлена рядом педагогических условий, к которым относятся:
· создание и развитие семейных традиций;
· создание круга семейных знакомств по принципу дружбы с семьей и дружбы по интересам;
· наличие в семье системы правил, норм поведения, общения, деятельности;
· привлечение ребенка к посильной и нужной для семьи работе;
· постоянный интерес членов семьи к успехам ребенка, его увлечениям;
· владение взрослыми воспитательными средствами народной педагогики: фольклором, песенным и танцевальным искусством, умением проводить праздники и игры дома;
· постоянное обращение к истокам народной культуры: к народным играм, праздникам и т.д.
Идеи, опыт народной педагогики может стать предметом обсуждения на родительских собраниях, в индивидуальных беседах с родителями. Именно воспитатель детского сада должен помогать родителям в овладении народной мудростью, корректировать совместную жизнедеятельность семьи, детского сада и ребенка.
Фольклорный праздник «Вербное воскресение»
Представление начинается у дверей муз. зала .Скоморохи- зазывалы встречают гостей, зазывают в зал, где уже идет представление.
1 скоморох:
Милости просим,
Будьте как дома,
Вся территория вам знакома.
Судари и сударыни,
Девушки-лебедушки,
Девочки-молодушки,
Да ребята-удальцы
Дорогие зрители,
Праздник начинается,
Каждый из вас
на ярмарку приглашается!
2 скоморох:
Собирайтесь гости дорогие,
Старые и молодые,
Весь люд честной, Проходи, не стой!
Нынче Ярмарка у нас
Все товары напоказ,
С песнями да плясками,
Частушками да сказками,
С русским квасом да с переплясом.
Гости входят в зал, рассаживаются, а в это время уже идет игра на ярмарке "Вербочка".
1 скоморох:
Российские жители,
Товаров не хотите ли?
У нас товары дивны,
Доставайте гривны.
2 скоморох:
Все товары хороши
Выбирайте для души.
Будем дело начинать,
Ярмарку открывать!
Звучит фонограмма "Базар", скоморохи объясняют:
1 скоморох:
В Вербное воскресенье на Руси проводились Вербные базары, где можно было купить любой товар на любой вкус. Особенно, эти базары любили дети.
2 скоморох:
Для них был большой выбор игрушек, книг, сладостей и, конечно, веточки вербы с ангелочками из бумаги (показывает) "вербным херувимом"
Скоморохи раздают детям веточки вербы и приговаривают:
1 скоморох:
Верба хлест, бей до слез
Верба синя, бьет не сильно,
Верба красна, бьет напрасно,
Верба бела, бьет за дело,
Верба хлест, бьет до слез!
2 скоморох:
Как вербочка растет, так и ты расти.
Как вербочка цветет, так и ты цвети.
1 скоморох:
Все товары хороши
Выбирайте для души!
Лавка:
Покупайте ложки!
Ложки оловянные,
Ложки деревянные, Ложки расписные,
Яркие, резные!
Можно щи хлебать, Можно музыку играть!
Выходят дети ясельной группы. Исполняется танец с ложками. "Ах ты, береза", за ними дети подгот. группы "Ложкари" - рус. нар. мел. "Ах вы, сени"
2 скоморох:
Аи да ложки, удивили
Мое сердце разбудили!
1 скоморох:
Если вдруг кому-то плохо
И тепла не достает,
К самовару подходите
Тут всегда толпой народ!
Лавка:(поют)
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром.
У него горят бока
1 чтец
Самовар поет - гудит,
только с виду он сердит
К потолку пускает пар
Наш красавец - самовар.
Под музыку (частушки)
На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так споем про самовар
Чайные частушки!
Частушки:
В пляске не жалей ботинки,
Предлагай-ка чай друзьям,
Если в чашке есть чаинки,
Значит письма, пишут вам!
Самовар блестит, кипя.
Чай в нем пенится! Погляди-ка на себя-
Ну и отраженьице!
Подавай мне чашку чаю,
Ведь тебе не жалко, чай,
В чае я души не чаю, Наливай горячий чай!
2 скоморох:
А ну, частушечницы - девочки,
Подарите нам припевочки!
Девочки поют частушки
1 девочка:
Эх, топни нога, топни правенькая,
Я плясать пойду, хоть и маленькая.
Пойду плясать по соломушке,
Раздайся народ по сторонушке!
Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире
Не одна иду плясать,
Нас идет четыре
2 девочка:
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла,
Я не удержалася.
3 девочка:
Сидит ежик на березе -
Белая рубашка,
На головке сапожок,
На ноге - фуражка.
4 девочка:
Балалаечка - гудок
Свое дело знает,
Она в Ваниных руках,
Хорошо играет.
Девочки поют вместе
Если б не было воды,
Не было б и кружки
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?!
Под музыку уходят.
1 скоморох:
А сейчас, а сейчас
Начинаем перепляс
Подходи сюда, народ,
Тот, кто пляшет, тот вперед!
2 скоморох:
Русская барыня
Еще не затоварена!
Барыня, барыня, Барыня - сударыня!
Пляска "Барыня"
1 скоморох:
Вы работали ногами
Так, что трудно говорить.
И сегодня пирогами
Мы хотим вас одарить.
Принимай от нас, дружок,
Вкусный русский пирожок!
2 скоморох:
Не одна она пришла.
А сестричек привела.
Все румяны - круглолицы,
Петь плясать все мастерицы.
Исполняется танец "Матрешки"
1 скоморох:
Здесь на ярмарке – веселье,
Развлекайся, не хочу.
Я сейчас на карусели
Вас ребята прокачу.
Проводится игра "Карусель"
Коробейники:
Подходи, честной народ,
Коробейник продает
Вербные веточки
Для Катеньки и Светочки.
Исполняется песня "Коробейники".
1 коробейник:
Для всех ребят, для всех девчат,
Для всех красивый наряд! Подходите, не зевайте, Товары выбирайте!
К нему подходит девочка с коромыслом.
2 коробейник:
По улице мостовой,
По широкой столбовой,
Шла девица за водой,
За холодной ключевой.
Высока, стройна, красива,
Ну, а пляшет, просто диво.
Девочка:
Выходите, подружки
Хоровод водить
Себя показать,
Люд простой удивить.
Исполняется хоровод "Ой, утушка, моя луговая ".
1 скоморох:
А вот еще удивленьице
Здесь девицы сидят, рукодельницы
Они пряжу прядут,
Тихо песни поют.
Девочки-рукодельницы акапелъно исполняют «В низенько светелке»
Мы работницы рукодельницы
На все руки умелицы
И пряжу прясть, И петь, и плясать.
2 скоморох:
А и мальчики у нас молодцы
Удалые молодцы - кузнецы
Они железо куют,
Да подковы гнут.
Мальчики исполняют песню «Во кузнеце»
1 скоморох:
Что за ярмарка
Без представления,
Без лотереи и без угощения.
2 скоморох:
Подходи скорее, у нас лотерея:
Чайник без дна, только крышка одна.
Китайский фарфор, был выкинут на двор.
Фонарь на свечах, на трех кирпичах.
Сорок кадушек, зеленых лягушек.
Сорок амбаров сухих тараканов.
Играйте в лотерею.
Проводится лотерея. Отгадай пословицу об этом предмете: Например, "Хрен редьки не слаще", "Назвать приметы Вербного воскресенья". После лотереи в зал входят бродячие цыгане.
Цыган: А что зрители? Вы дрессированного медведя видели Он и пляшет и кувыркается, Пусть народ удивляется.
1 скоморох:
А на ярмарке у нас
Есть краса - девица звонко песни поет
Каждый удивится.
Песня "Я на горку шла" рус нар.
2 скоморох:
Как же в девицу такую не влюбиться
Как на красной такой не жениться
Только всякое в жизни случается
И не все и не всегда получается.
Инсценировка"Во деревне то было, в Олъховке".
Скоморохи (вместе)
Не печалься, красна - девица
Не горюй, наш добрый молодец
Нынче праздник у нас.
Не разлучим мы вас.
1 скоморох:
Гармонист, бери гармошку,
Для игры - не понарошку
Ты гармонь рукою тронь,
Веселей играй гармонь
2 скоморох:
Балалайки разбирайте,
Рожки, да дудочки
А девицы молодицы
Яркие платочки.
Оркестр "Во саду ли в огороде".
Девочки поют песню и приплясывают с платочками на припев.
Скоморохи:Продолжаем ярмарку. Для гостей, для всех! Начинаем представленье Удивительных потех.
Представление кукол Театр Петрушки.
1 скоморох:
А знаете ли вы, гости дорогие
Какая сила волшебная у вербы
И почему в этот день празднуют Вербную.
Дети отвечают.
2 скоморох:
Раздайся народ
У нас нынче хоровод
Выходите поиграть
Свою удаль показать.
Проводится игра "На ухвате чугунок".
1 скоморох:
А скотинушка, животинушка
Тоже праздника ждет.
Без вербного благословеньица
Пастись не идет.
Выводят корову, за ней девочка идет и хлещет корову вербными веточками, приговаривая:
Верба хлест, бьет до слез!
Не я бью, верба бьет!
Господь, благослови и здоровьем награди!
Уж как я свою коровушку люблю.
Прогоняет корову по залу и уходит.
1 скоморох:
Нашу ярмарку продолжаем
Тех кто устал, угощаем
"Барашками" угощаем,
Здоровья и счастья желаем.
Праздник заканчивается чаепитием.
Фольклорный праздник «Красная горка»
Даниловна:Первое воскресенье после Пасхи, последний день пасхальной
недели носит название "Красная горка" или радостное воскресенье.
Гавриловна:В это время и весну встречали. Делали для этого соломенное чучело, укрепляли его на длинном шесте, ставили на горке. Для празднования выбирали самое высокое, сухое место - Красную горку. Заводили вокруг чучела хороводы, пели песни, угощались крашеными яйцами, яичницей. Вечером чучело сжигали с песнями, плясками
Даниловна:"Красная горка" называется еще "девичьим праздником". В этот день все девки рядятся, ведь женихи будут себе невест выбирать. Считалось дурной приметой, если парень и девушка просидят "Красную горку" дома: такой парень или совсем не найдет себе невесты, или возьмет рябую, а девушка или совсем не выйдет замуж, или выйдет за ленивого последнего мужичонку замухрышку.
Даниловна и Гавриловна расходятся.
Варя, (ленивица) лежит на печи, а Машенька (рукодельница) хлопочет около печи.Отец приносит дрова, а мать приносит молочка, чтобы дочка замесила тесто.
Звучит рус. нар. музыка (запись).В избу входят девчата.
Девчата:Хозяева, пироги-то поставили?
Хозяйка:Да, да, поставили. Знаем, знаем, что молодежь в гости придет, праздновать "Красную горку".
Девчата:А где у вас Варвара-то?
Отец: Да все на печи лежит. Пошли бы, разбудили ее.
Хозяйка будит: Вставай, Варенька, гляди, девчата пришли. Аль забыла, что парни в этот день невест выбирают? Смотри-ка, как девчата все нарядились.
Варвара с ленцой, потягиваясь, встает с печи.
Варвара:Ой, как мне не хочется вставать. Mамка, одень меня. Папка, обуй мне лапти.
Звучит песня "Умница-разумница".
Мать одевает и наряжает дочку, нарумянивает ей щеки, наводит брови. Отецобувает ее.
Звучит песня "Варенька! Варенька!"
Варвараговорит матери: Нет ли у тебя пирожков горяченьких.
Хозяйка:Не поспели еще.
Варя: Тогда яйцо давай
Хозяйка:А яйца у нас на игры припасены.
Отец: Девчата, я вам горку сделал, подите-ка, покатайте яички, да хоровод поводите.
.
Хоровод "Улица широкая". Игры с яйцами.
Парни идут с ложками и гармошкой.
Парень:
Вьюница - молодица,
Выходи на крыльцо,
Выноси красное яйцо!
А не вынесешь яйцо –Разломаем все крыльцо!
Девчата:Хватай пасхальные яйца, а то парни отнимут.
Девушки прячутся.
Парень:Что попрятались девчата, а ну, вылезайте.
Мальчик с девочкой христосоваются.
Мальчик: Христос воскрес!
Девочка: Воистинувоскрес!
Меняются яйцами и целуются.
Хозяйка:
По избе парни ходят.
Они ходят, гуляют,
Девок выбирают.
А ну, девчата, не подкачайте,
Покажите, на что вы способны.
Ваня:
Распожалуйте девчата,
С нами поиграть!
Оркестр "Во поле береза стояла".Игра.
Отец:
Наш Ванюша Варю выбрал,
И вы, парни, не зевайте, невест выбирайте!
В конце игры Ваня выбирает Варю, целует ее и водит по кругу (по избе).Сольный танец "Кадриль"
Ваня спрашивает: А ну-ка, девица красная, покажи свое умение.
Варя печет пирог, звучит песня "Захотела меня мать ..."
Варя:А вот и умение мое.
Все смеются над ее горелыми пирогами.
Ваня:Этот пирог только корове в хлев.
Варя:Да ну вас, лучше на печи полежу.
Мать:Да что ты, дочка, разве не знаешь, что грех сегодня на печи лежать -
вовсе замуж не выйдешь. А если выйдешь, то за какого-нибудь последнего мужичонку - замухрышку.
Отец:Давайте лучше солнышко закликать, да веселье начинать.
Песня "Солнышко"
Парень: Ребята! Аида в игру играть!
Игра "Гори, гори ясно!"
Появляется в окошке Баба-Яга.
Баба Яга:Эй, не у вас ли мой домовенок Кузенька?
Отец:Да мы ничего не слышим, заходи к нам.
Баба-Яга заходит в избу.
Отец:Проходи бабусенька, проходи родненькая.
Баба-Яга: Да у меня родня - только лапти одни. Эй, топни нога, Да притопни друга Ты не стой на пути, Коли жизнь дорога. Не мешайте мне Кузьку искать. Сорока сказала, что он в вашей избе прячется.
Отец:Ну что ты, бабушка, успокойся. Мы его не видели, давай поищем вместе.
Ищут, зовут, а Кузя в это время с печки издает звуки: "У - у - у!"
Баба-Яга: Кузенька, не пугай нас5 покажись нам, мой яхонтовый. Чего у чужих людей делать тебе?
Кузя:Ой, беда, беда, огорчения! А вот и я!
Баба-Яга:Пойдем со мной, я крендельков напекла, пирожков, жаворонушек, блинов.
Кузя:Не пойду! Не хочу твоих крендельков, хочу пасхальное яичко.
Баба-Яга: Пойдем со мной, коль хочешь я тебе и яичко крашеное дам.
Кузя (считает): Не хочу уходить! Мне здесь весело, песни поют, в игры играют, а у тебя в лесу скукотища. Хочу играть! Хочу, хочу, хочу!
Баба-Яга: Ну, ребятки, поиграйте с Кузенькой, да я его в избушку заберу.
Игра с колокольчиком "Жмурка".
Кузя:Ой, как весело! Останусь-ка я лучше в этой избе.
Баба-Яга пытается силой утащить Кузю, но Ваня его держит, а дети начинаютБабу-Ягу дразнить.
Ведущий: Ребята, не отпустим Кузю, давайте Бабу-Ягу дразнить.
Игра "Баба-Яга - костяная нога". В конце игры Баба-Яга падает на пол, начинает Кузю уговаривать.
Баба-Яга: Кузенька, полетели домой (жалобно) я тебе такое "меню" приготовила, пальчики оближешь. На первое – «суп-санте» нахолодной воде: крупинка за крупинкой гоняется с дубинкой. На второе - пирог Начинка из лягушачьих ног, слуком, с перцем, да с собачьим сердцем. На третье, значит, сладкое. Да сказать по правде, такое гадкое не то желе, не то вроде торту, Только меня за него послали к черту.
Баба-Яга:Кузенька! И у меня есть гусли и дудки, песни и прибаутки, загадки и пляски, игры и сказки: про Бабу-Ягу - костяную ногу, про Кикимору Болотную и Шишигу перелетную.
Кузя (топает ногами):Не хочу! Не хочу, в лес, хочу здесь с ребятами веселиться.
Баба-Яга: Ты, Кузенька, думаешь, они веселые? Нет, милочек, они сонные.
Под музыку появляется Кот-Баюн, поет и усыпляет всех детей, кроме Кузи.
Кузя:Да вы что? Я к вам веселиться пришел, а вы спать? А ну просыпайтесь
(пытается стучать ногами, свистеть, кричать, не помогает).
В это время Баба-Яга и Кот-Баюн пытаются схватить Кузю. Хватают. Кузякричит Ване.