Вы не зарегистрированы

Авторизация



Духовно-нравственное воспитание в рамках предмета химия: "М.С. Цвет - создатель хроматографии"

Фото пользователя Елена Александровна Пономарева
Размещено: Елена Александровна Пономарева - пн, 11/07/2011 - 13:24
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пономарева Елена Александровна
Место работы, должность: 
МОУ гимназия № 9 города Воронежа
Регион: 
Воронежская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 

Познакомить с жизнью замечательного ученого, профессора - химика М.С. Цвета, методом хроматографии, открытым им. Приоткрыть одну из страничек истории Воронежского края, неизвестную большинству детей. Подтолкнуть подростков к философскому осмыслению предназначения ученого и человека на земле. Обратиться к истории Алексиево-Акатова монастыря, на кладбище которого был похоронен Цвет.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор, презентация, слайдфильм об Алексиево-Акатове монастыре.

Лабораторный опыт: Хроматографическое разделение чернил черных фломастеров. Черные фломастеры или маркеры (желательно из наборов разных фирм-производителей), фильтровальная бумага, чашечки Петри, вода.

Используемые ЦОР: 

Презентация "М.С. Цвет", слайд-фильм об Алексиево-Акатове монастыре.

Краткое описание: 
Данная разработка реализует идею духовно-нравственного воспитания в рамках традиционного предмета – химии. Она может быть использована на занятиях химического кружка, как внеклассное мероприятие, а также на уроках в 8 классе в теме «Галерея великих химиков» по программе О.С. Габриеляна или в теме «Разделение смесей» по учебнику Рудзитиса.

Жизнь и деятельность Михаила Семеновича Цвета - пример нравственного подвига ученого во имя своей страны, во имя науки, очень актуальный для воспитания молодежи.

Михаил Семенович Цвет – создатель хроматографии.

«Ему дано открыть хроматографию –

разделяющую молекулы, объединяющую людей».

Надпись на памятной плите, посвященной М.С. Цвету,

установленной в Алексиево-Акатовом

монастыре г. Воронежа.

Пояснительная записка. Данная разработка реализует идею духовно-нравственного воспитания в рамках традиционного предмета – химии. Она может быть использована на занятиях химического кружка, как внеклассное мероприятие, а также на уроках в 8 классе в теме «Галерея великих химиков» по программе О.С. Габриеляна или в теме «Разделение смесей» по учебнику Рудзитиса.

 

Урок был апробирован на базе МОУ гимназия 9 города Воронежа. При подготовке урока примерно за две недели обучающиеся выбрали задания, которые ближе соответствовали их интересам. Несколько ребят выполняли исследовательский проект, предусматривавший поиск методики опыта по разделению хлорофилла, осуществленного Михаилом Семеновичем Цветом, по литературным источникам и попытку воспроизведения его в условиях школьной лаборатории. Причем опыт был выполнен обучающимися в двух вариантах - колоночной хроматографии (использовалась стеклянная трубочка, набитая мелом) и тонкослойной хроматографии (использовали специализированные пластины, но при их отсутствии можно взять яичную скорлупку, аккуратными фрагментами снятую с яйца. Каждый фрагмент - пластина для тонкослойной хроматографии). Другая группа побывала в Алексеево-Акатове монастыре, на могиле Цвета, используя фотографии, найденные в сети Интернет и сделанные ими, подготовила рассказ и слайд-фильм о монастыре. Остальные занимались поиском информации о сущности и роли метода хроматографии, Воронежском государственном университете. Таким образом, у каждого ученика уже до урока появилось чувство причастности и заинтересованности. В ходе урока желающие могли дополнить ответы выступавших.

Цель: Познакомить с жизнью замечательного ученого, профессора - химика М.С. Цвета, методом хроматографии, открытым им. Приоткрыть одну из страничек истории Воронежского края, неизвестную большинству детей. Подтолкнуть подростков к философскому осмыслению предназначения ученого и человека на земле. Обратиться к истории Алексиево-Акатова монастыря, на кладбище которого был похоронен Цвет.

            Оформление: Слайд-фильм об Алексиево-Акатовом монастыре.

Оборудование: Компьютер, проектор. Лабораторный опыт: Хроматографическое разделение чернил черных фломастеров. Черные фломастеры или маркеры (желательно из наборов разных фирм-производителей), фильтровальная бумага, чашечки Петри, вода. (Оборудование для лабораторного опыта находится на столах обучающихся).

Подготовка: Индивидуальные творческие задания: 1) повторить опыт М.С. Цвета по разделению хлорофилла. 2) Подготовить сообщение об истории Алексиево-Акатова монастыря. 3) Создать слайд-фильм: виртуальная экскурсия в монастырь. 4) Подготовить сообщение о роли хроматографического метода сегодня и видах хроматографии. 5) Подготовить сообщение об истории создания Воронежского государственного университета.

Михаил Семенович Цвет

Рассказ учителя. В 2008 году Европейское химическое общество назвало 100 выдающихся химиков трех последних столетий. Среди них наших соотечественников только пять: Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), Александр Михайлович Бутлеров (1828-1886), Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907), Михаил Семенович Цвет (1872-1919) и Николай Николаевич Семенов (1896-1986). (Слайды 1-6)

Если первые три имени школьникам хорошо известны, о Цвете вы практически ничего не знаете. А ведь этот человек жил в Воронеже, здесь в Алексеево-Акатовом монастыре находится его могила. (Слайд 7)

Постараемся сегодня исправить эту несправедливость. (Слайд 8)

 

Михаил Семенович Цвет родился в 1872 году в Итальянском городе Асти. Его мать, Мария де Дороцца, итальянка, умерла вскоре после рождения сына. Отец, Семен Николаевич Цвет, родом из русской купеческой семьи, был крупным чиновником, известным в кругу интеллигенции человеком, писал труды на литературные и экономические темы, был близко знаком с И.С. Тургеневым, П.В. Анненковым, В. Гюго, А.И. Герценом. Посвятил брошюру "К истории русского нигилизма" роману Тургенева "Отцы и дети".

Жизнь Михаила Цвета была недолгой. Неполных 48 лет, разделенных на две равные половины. Первая – швейцарская – спокойная и безмятежная. Колледж в Лозанне и Женеве, Женевский университет, диплом бакалавра, через пять лет – диплом доктора естественных наук. (Слайд 9)

Вторая – русская – трудная и напряженная, связанная с лишениями, разочарованиями, но и величайшим открытием.

Почему человек, чье детство и юность прошли в Швейцарии, вдруг решает переехать в Россию?  А, приехав, пишет: «Я вернулся(!) в Россию». Почему?

Вероятнее всего, сказалось отцовское воспитание. Что вложил отец в юношу, что влекло его в Россию? Русская культура? Но существуют сведения, что до 10 лет он даже не говорил по-русски. Значит, вероятнее всего, вера его отцов – Православие. Не случайно он записал в дневнике: «Я посетил Москву, святой город». Только православный назовет Москву святым городом.

Знал ли Цвет, что его докторский диплом не котируется в России? Во всяком случае, он не привез его с собой, получил позже по почте. Но оказалось, что здесь он не дает даже степени магистра. Ученый просто не мог найти работу. Бесплодные поиски повергали в уныние:"...в течение тех шести с лишним месяцев, что я в России, я тщетно пытаюсь заставить себя почувствовать, что в моей груди бьется русское сердце! Я пересек всю Россию... Ничто не дрогнуло, ничто не отозвалось во мне. На своей родине я чувствовал себя иностранцем. И это чувство меня глубоко и отчаянно удручает... Теперь мне жаль, что я покинул Европу..." (Слайды 10-11)

Потом настроение изменилось. Цвет знакомится с замечательными людьми, выдающимися исследователями. Собрания общества "Маленьких ботаников", проходившие каждую неделю в доме у Бекетова (профессор ботаники и дед А. Блока), Воронина или в лаборатории Фаминцына, помогают преодолеть "холод жизни".

Он заново сдает магистерские экзамены, защищает диссертацию, выступает с докладом на заседании Петербургского общества естествоиспытателей, становясь его действительным членом. Продолжает исследования в Биологической лаборатории Лесгафта. Казалось, жизнь начала налаживаться. Но 4 марта 1901 года в Петербурге прошла бурная демонстрация студентов. Полиция зверски расправилась со студентами. Лесгафт организовал сбор подписей в их защиту, за что был выслан в Финляндию. Лабораторию закрыли. Цвет был вынужден искать новое место работы. Он оказывается в Варшавском университете, в должности всего лишь лаборанта-ассистента. Но надежд не теряет. Здесь он женится на Елене Александровне Трусевич, защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора ботаники. Теперь он может претендовать на звание и должность профессора. Сильным и духовно зрелым людям Бог посылает испытания.

В августе 1914 началась Первая мировая война... Цвет с семьей был на летнем отдыхе в Одессе. В это время германские войска заняли Варшаву, и возвращение обратно оказалось невозможным. Все имущество, книги, рукописи, научные дневники остались в Варшаве и считались погибшими.

Начался последний, самый печальный и трудный период жизни М.С. Цвета. В его биографии подробно рассказывается о том, как он искал работу после Варшавы. Наиболее привлекательной была вакансия заведующего кафедрой анатомии и физиологии растений Новороссийского университета в Одессе. Однако Цвета не избрали. Нет документальных подтверждений, но есть устойчивая легенда - рассказы старых сотрудников Московского университета о резко и активно отрицательном отношении известного ученого К.А. Тимирязева к работам М.С. Цвета.

Тимирязеву поставлен памятник в центре Москвы. Его именем названы улицы и учебные заведения. Этот, безусловно, великий ученый работал в той же области, что и Цвет, изучал пигменты зеленого листа – хлорофиллы, и воспринимал Цвета как конкурента. Власти к Тимирязеву прислушивались.

 

В сентябре 1917-го М.С. Цвет приехал в Юрьев и начал работу в университете. Но и здесь он был совсем недолго. Университет переводят в Воронеж. Почему? Об этом мы услышим из сообщения учащегося. (Слайд 12)

 

Сообщение учащегося. (Слайды 13-14) После оккупации Эстонии войсками кайзеровской Германии местные власти повели линию на превращение Юрьевского (Дерптского) университета в немецкое учебное заведение, университет оказался в критическом положении. Русские профессора и студенты были лишены всяких источников существования, и им было предписано покинуть территорию Эстонии. Закрытие университета вызвало тревогу за его судьбу, стремление к возвращению в Россию. Было принято решение о его перемещении в Центральную Россию, и в качестве желательного пункта, где могла бы возобновиться деятельность университета, назывался город Воронеж.

В то же время общественность Воронежа ходатайствует об открытии университета в городе, где до сих пор существовало лишь одно высшее учебное заведение - сельскохозяйственный институт (1913). Так исторически соединились стремления профессоров и студентов одного из старейших российских университетов и передовой общественности города в центре России. Правительство России отнеслось к этому с пониманием, результатом чего и стало постановление Большой государственной комиссии по просвещению от 18 мая 1918 г., в котором записано: "Считать необходимым учреждение университета в г. Воронеже, для чего использовать имущество и свободный персонал эвакуированных университетов. С этой целью войти с предложением в Совет Народных Комиссаров о содействии в переезде юрьевских профессоров вместе со студентами и архивом университета в Воронеж. Ассигновать на перестройку зданий под университет 500 000 рублей".

В июле и сентябре 1918 г. из Дерпта (теперь Тарту) специальными поездами в Воронеж прибыло 39 профессоров, 45 преподавателей, 43 человека обслуживающего персонала и около 800 студентов. Среди приехавших был и М.С. Цвет.

 

Рассказ учителя. Дорога оказалась очень трудной. Квартира в Воронеже, где поселился Цвет на улице Батуринской, находилась рядом с Алексиево-Акатовым монастырем (Случайно ли?). Но далеко от университета. У Михаила Семеновича развивалась сердечная недостаточность. После войн и революций, в период разрухи, голода, холода по инициативе М.Горького для спасения интеллектуальной элиты страны была создана " Центральная комиссия по улучшению быта ученых" (ЦКБУ). Комиссия определяла, кому следует выделить продовольственный паек и дрова, а кому нет. Легенда утверждает, что против выдачи пайка М.С.Цвету возразил Тимирязев, он не счел Цвета важным для государства. В Воронеже, тяжело больной, без пайка ...

Однако он пытался думать о будущем. 7 октября 1918 года представил докладную записку об организации ботанической кафедры во вновь формирующемся Воронежском университете. 9 апреля 1919-го начал чтение лекций. Стоять он не мог и читал сидя, тяжело дыша. 26 июня 1919 года Цвет умер от голода и болезней. Он похоронен в Воронеже, лишь недавно найдены документы, подтверждающие, что его могила была на монастырском кладбище. Само кладбище не уцелело, но на территории монастыря установлена плита с надписью: "Ему дано открыть хроматографию - разделяющую молекулы, объединяющую людей".В мае 1922 г. умерла его жена. Оставшиеся в Воронеже его бумаги и архив были утрачены во время Великой Отечественной войны. В 1918 он номинировался на Нобелевскую премию, но получил отказ. Метод, изобретенный им, был слишком революционным. Научная общественность признает его лишь через 20 лет. Но Михаил Семенович Цвет вполне мог дожить до триумфа хроматографии. В 1942 году ему было бы всего 70 лет! Россия упустила возможность иметь еще одного Нобелевского лауреата. (Слайды 15-17)

 

Почему он, светский человек, похоронен на кладбище Алексиево-Акатова монастыря?  Да, он жил рядом с монастырем. Но не забывайте, это был 1919, начало периода воинствующего атеизма. И если в дореволюционный период знатные горожане почитали за честь быть похороненными в монастыре, теперь сам монастырь, хотя и действовал еще десятилетия, находился постоянно на грани закрытия. Но ведь случайностей не бывает!

О монастыре, ставшем последним пристанищем выдающегося химика и биолога, сообщения учеников.

 

Сообщение учащихся и слайд-фильм (слайд-фильм прилагается).

Алексиево-Акатов монастырь, один из старейших монастырей Воронежского края.  Находится в частном секторе около водохранилища, недалеко от Чернавского моста. Основан в 1620 году, когда Воронеж был незначительным городом-крепостью, построенным для защиты южной окраины России. Первоначально был мужским монастырем. Обитель строилась по обету жителей города после победы над литовцами и черкасами, которая была одержана воронежцами в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского. В его честь был освящён первый монастырский храм. Местность, избранная для строительства, называлась в старину Окатовой поляной, с чем связано второе название монастыря — Акатов.

Основателем ее и первым настоятелем стал игумен Кирилл, двадцатью годами ранее основавший в Воронеже монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Монастырь был устроен на началах пустынножительства, о чем свидетельствует и старинный документ – так называемая сказка игумена Феодосия, в которой обитель именуется «новой пустынью Олексея Митрополита Московского Чудотворца».

Первоначально братство состояло из семи монахов. Впоследствии число насельников несколько увеличилось, особенно после упразднения Успенского монастыря. Вплоть до начала XIX века монастырь оставался единственной в городе мужской обителью.

В царствование императрицы Екатерины II, резко сократившей число монастырей, Алексиевский монастырь был отнесен ко второму классу. По штату ему полагалось 17 человек. За обителью были оставлены восемь десятин земли и озеро для рыбной ловли.

В 1804–1819 годах была построена двухэтажная каменная церковь, сохранившаяся и ныне действующая. Строительство велось по проекту губернского архитектора И. Волкова на пожертвования купеческой вдовы Евдокии Аникеевой. Прежний, также каменный, храм был разобран в 70-е годы XIX века. Колокольня, оставшаяся от него, в настоящее время является самой древней постройкой в Воронеже (1674).

С юга к шатровой колокольне примыкало старинное кладбище. Монахов и состоятельных горожан тут погребали издавна, но особенно активно могилы стали расти на погосте с 1772 года, когда запретили постоянные захоронения у приходских церквей. Летописцы Елисеевы в своем «Синодике» дают обширную некрологию похороненных в Акатовом монастыре в последние три десятилетия XVIII века.

В основном это духовенство кафедрального собора и купеческие семьи: Аникеевы, Аносовы, Вяхиревы, Грековы, Елисеевы, Журавлевы, Клемешовы, Молоцкие, Мосолитиновы, Нечаевы, Ростовцевы, Сахаровы, Тибекины, Титовы, Тулиновы, Харины. Использование кладбища продолжалось до начала XX века, только упоминаний о погребениях меньше. Могилы позднего времени еще сохранялись перед революцией.

Огненные испытания, выпавшие на долю Русской Церкви в ХХ веке, не миновали Алексиевского монастыря. В 20-е годы, когда многие храмы в Воронеже были закрыты или заняты раскольниками-обновленцами, он становится центром духовной жизни города, местом пребывания епархиального архиерея. Здесь жил и был погребен в 1926 году митрополит Владимир (Шимкович).

На близлежащей улице находился сохранившийся до настоящего времени дом священномученика Петра (Зверева), чье недолгое (около года) служение в Воронеже стало одной из ярких страниц в истории города. Монастырь был местом, где Владыка совершал богослужения и произносил проповеди, собиравшие множество верующих. Настоятелем монастыря в то время был архимандрит Иннокентий (Беда), ближайший к Владыке человек, вместе с ним сосланный в Соловецкий лагерь. Оба они погибли на Соловках и причислены к лику святы.

Священномучеником стал и последний настоятель Алексиево-Акатова монастыря в 1930 году архимандрит Тихон (Кречков), обвиненный в якобы контрреволюционной деятельности и расстрелянный в окрестностях города. Вместе с настоятелем были расстреляны братия монастыря иеромонахи Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников), служившие в монастыре священники Феодор Яковлев и Сергий Гортинский. Все они канонизированы на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года как новомученики.

Летом 1931 года Алексиево-Акатов монастырь был закрыт. С этого времени на протяжении нескольких десятилетий святое место было предано поруганию и разорению. Все имущество монастыря, богослужебная утварь, чтимые иконы, библиотека и архив были изъяты и исчезли бесследно. Храм и другие монастырские здания использовались различным, нередко самым неподобающим образом. В разное время здесь были жилые квартиры, художественные мастерские, склады, конюшни. Надругательству подвергались могилы на монастырском кладбище, впоследствии сровнявшемся с землей и заросшем бурьяном. Над этой печальной картиной запустения возвышалась старинная колокольня, еще в 70-е годы взятая под охрану как исторический памятник и в 1986 году частично отреставрированная.

Восстановительные работы начались здесь с 1990 года, после передачи монастыря Воронежской епархии. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II на этом месте была открыта женская обитель. 4 января 1992 года был совершен первый постриг десяти сестер.

На территории монастыря восстановлены все уцелевшие здания (храм, колокольня), построены келейные корпуса, трапезная, часовня для водосвятных молебнов и часовня в честь новомучеников Воронежских с мозаичными иконами. Взамен утраченных храмовых росписей были выполнены новые.

 

Рассказ учителя. Вернемся к Михаилу Семеновичу Цвету. В чем его заслуга перед наукой?

Он бился над задачей разделения пигментов зеленого листа и сумел выделить их. Но главное, что метод, найденный им, оказался универсальным.  Он был так странно прост, что большая часть современников или не восприняла это удивительное открытие, или, что еще печальнее, резко восстала против его автора. Молчание длилось почти 20 лет...

Сегодня метод хроматографии используется везде: от разделения изотопов урана до криминалистики.

Что же такое хроматография?

 

Отчет учащихся, выполнявших задание. (Слайд 18) Цвет взял стеклянную трубку, наполнил ее порошком мела и на верхний слой налил немного спиртового экстракта листьев. Экстракт был буро-зеленого цвета, и такого же цвета стал верхний слой меловой колонки. А затем Михаил Семенович начал по каплям лить сверху в трубку с мелом чистый спирт. Капля за каплей очередная его порция растворяла пигменты с крупинок мела, передвигаясь вниз по трубке. В результате в столбике мела получались однородные окрашенные полосы чистых веществ. Ярко-зеленая полоса, полоса чуть желтее зеленого - это два вида хлорофиллов и яркая желто-оранжевая полоса каротиноидов. Цвет назвал эту картину хроматограммой.

(Трудно удержаться от улыбки: Цвет - хромос, хроматограмма - цветограмма. Так в названии метода оказалась зашифрована фамилия автора).

Мы получили задание повторить опыт Цвета. Мы выбрали то же растение, что и М.С. Цвет - китайскую розу. Измельчили пестиком в ступке несколько листьев, сложили их бюкс, залили спиртом для получения экстракта, дали настояться, потом отфильтровали. Поместили несколько капель в верхнюю часть трубки с мелом, потом капали небошими порциями сверху этиловый спирт. На тонкослойной хроматографии мы нанесли внизу пластины каплю экстракта, а потом поставили в стаканчик со спиртом так, чтобы спирт не касался нашей капли. Спирт поднимался, смачивая пластину и увлекал за собой хлорофилл. Вот что у нас получилось. (демонстрируется рисунок на слайде презентации (слайды 19-23) и результат, полученный в стеклянной трубочке и на пластине тонкослойной хроматографии).

 

Опыт Цвета

 

Рис. 1. Хроматографическое разделение пигментов зеленого листа,

полученное в опыте Цвета.

 

Лабораторный опыт. (Слайды 24-25) (Учитель объясняет, как выполняется эксперимент, и демонстрирует приемы работы, обучающиеся повторяют, потом показывают результат. Если для опыта были взяты фломастеры разных фирм - результаты будут разные! Обратите внимение: можно взять гелевые ручки, но не маркеры. Чернила маркеров в воде не растворяются ).

 

Сейчас мы с вами проведем эксперимент с бумажной хроматографией. Мы разделим на составные части черные чернила фломастеров. Берем полоску фильтровальной бумаги, рисуем в сантиметре от нижнего края горизонтальную полосу. Наливаем в чашечку Петри воду и опускаем в нее нижний край бумаги. (Внимание, следите, чтобы черная черта не погружалась в воду). Наблюдаем, как вода поднимается по бумаге вверх. Получаем хроматограмму, состоящую из 2-3-4 цветов, в зависимости от того, фломастеры какой фирмы-производителя мы выбрали для исследования.

Хроматограмма черных чернил фломастеров

 

Рис. 2. Хроматографическое разделение чернил черных фломастеров различных фирм-производителей, полученное с помощью бумажной хроматографии.

 

Где используется метод сегодня?

 

Сообщение учащегося. (Слайды 26-27) Сегодня использование принципа хроматографического разделения веществ - основа большинства достижений в науке и технике. Хроматография стала в наши дни незаменимым методом разделения и анализа сложных веществ. С ее помощью были установлены структуры ДНК и последовательности аминокислот в белках. На этом принципе основаны выделение и очистка антибиотиков, витаминов, алкалоидов, гормонов и множества других веществ. На этом же принципе основано разделение изотопов урана, и, следовательно, создание ядерного оружия и атомных электростанций, искусственно получены и выделены многие трансурановые элементы периодической системы Менделеева…

В аналитической химии это уникальный метод разделения и анализа сложных многокомпонентных смесей. Велика роль хроматографии в контроле окружающей среды. В промышленности она стала не только рутинным методом контроля производства и качества продукции, но и промышленным методом выделения и обогащения ценных продуктов, имеющим во многих случаях преимущество перед традиционно используемыми ректификацией и кристаллизацией.

На самом же деле, хроматография как универсальный метод - условие успеха и многих других замечательных работ. Несколько Нобелевских премий в значительной степени обязаны хроматографическому методу: П. Каррер .(1937), Р. Кун (1938), Л.С. Ружичка и А.Ф. Бутенандт (1939), а позже А.Дж.П. Мартин и Р.Л.М. Синг (1952) и Ф. Сенгер (1958 и 1980).

Сегодня существуют различные методы хроматографии: бумажная, тонкослойная, газовая. Опыт, проведенный Цветом, относится к колоночной хроматографии, наш лабораторный опыт – к бумажной. В тонкослойной хроматографии проводят разделение на пластинке, покрытой тонким слоем твердого вещества. Чувствительность при этом возрастает в 10-20 раз, а простота сохраняется. В газовой хроматографии исследуемая проба увлекается током газа и при повышенной температуре проходит через очень длинную – 50-100 м – трубку. При исследовании кофе, например, из него удалось выделить до двухсот веществ.

 

Беседа.

  • Биографические справочники  определяют Цвета как известного ботаника-физиолога. А химики считают его выдающимся химиком. Почему? (Слайд 28)

Предполагаемый ответ обучающихся: Михаил Семенович Цвет был ботаником. Он изучал пигменты заленого листа. Однако для успешной работы в этой области ему понадобилось создать метод разделения смесей, ставший революционным в химии. На этом методе основана сегодня аналитическая химия. Появились более совершенные методики, но суть осталась та же. Человечество высоко оценивает роль хроматографии для развития современной науки и считает  ученого, внесшего столь большой вклад в развитие химии,  химиком.

  • Судьба Цвета связана с Воронежским государственным университетом. Какова его роль в создании крупнейшего учебного заведения нашего города? (Слайд 29)

Предполагаемый ответ обучающихся: Михаил Семенович Цвет приехал в Воронеж вместе в преподавателями и студентами университета, эвакуированного сюда из Юрьева. Он стоял у истоков создания кафедры ботаники, переросшей позже в биолого-почвенный факультет. Это один из современных, высоко востребованных факультетов университета, готовящий специалистов в области биологии (ботаника, генетика, зоология, физиология, биохимия, биофизика, биоэкология), почвоведения (управление земельными ресурсами, почвоведение), экологии и природопользования.

  • В монастыре установлена памятная плита «Ему дано открыть хроматографию - разделяющую молекулы, объединяющую людей». Как вы понимаете смысл этих слов? (Слайд 30)

Предполагаемый ответ обучающихся: Хроматография - это метод разделения смесей, основанный на разной скорости движения молекул различных веществ в разных средах. Поэтому молекулы здесь разделяются. Для человечества этот метод позволил совершить качественный скачок вперед, создать в науки новые направления, провести новые исследования, сделать важные открытия, объединяя единомышленников в работе над каждой из проблем.

 

Подведение итогов урока. (Слайд 31)

 

Литература

  1. Е.М.Сенченкова. Михаил Семенович Цвет. - М.: Наука, 1974.
  2. Нифантьев Э.Е., Верзилина М.К., Котлярова О.С. Внеклассная работа по химии с использованием хроматографии: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 143 с.
  3. Александр Акиньшин. Храмы Воронежа. – Воронеж, 2003. – с.123-134.
  4. В. А. Даванков, Я. И. Яшин.Сто лет хроматографии. /Вестник Российской академии наук.
  5. том 73, № 7, 2003 - с. 637-646.
  6. Симон Шноль. Герои, злодеи и конформисты российской науки. Сайт: People's History
  7. Пилипенко А.Т., Пятницкий И.В. Аналитическая химия. В 2 кн. – М.: Химия, 1990. – с. 580-630.
  8. Материалы сайтов:    http://www.znanie-sila.ru

http://www.peoples.ru

http://a-nomalia.narod.ru

Прикрепленный файлРазмер
М.С. Цвет.ppt5.4 Мбайт
М.С. Цвет.doc331.5 Кбайт
Слайд-фильм.rar9.13 Мбайт

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Анна Юрьевна Земцова

На: Духовно-нравственное воспитание в рамках предмета химия: "М.


Елена Александровна, спасибо за отличный урок. Примите слова признательности за душевную и очень теплую презентацию!

С уважением Анна Юрьевна




Фото пользователя Елена Александровна Пономарева

На: Духовно-нравственное воспитание в рамках предмета химия: "М.


Спасибо, Анна Юрьевна, за добрые слова. Очень хочется надеяться, что разработка кому-нибудь пригодится. Все-таки не слишком привычное сочетание - химия и духовно-нравственное просвещение.

Дорогу осилит идущий!



Поиск

Loading
Сообщество преподавателей ОПК