|
Работа с историческими источниками.
|
|
|
|
« Для историка не существует источников хороших и плохих, достоверных и недостоверных, в каждом источнике так или иначе отразилась какая-то частичка исторической действительности…»
В.Б.Кобрин «Кому ты опасен историк?»
Методики источниковедения.
|
» Тэги к этому документу:
» Размещено в сообществах:
|
|
|
|
|
|
|
|
На: Работа с иторическими источниками.
Друзья! Спешу поделиться важным событием - 14 марта в ВИПКРО прошла встреча - лекция с историком Данилевским Игорем Николаевичем. Среди важных вопросов, рассмотренных на этой встрече, главным был вопрос о том, как изучать источники. Ждите рассказов участников встречи и новых интересных идей о том, как работать с источниками.
Далее публикую отзывы о лекции со страницы объявлений
О встрече с историком И.Н.Данилевским
Встреча состоялась в субботу (!) 14 марта 2009 года. Приехали , кто по обязанности(курсы идут), кто по – убеждению .Что, по моему мнению, могли получить приехавшие?
- Заряд энергии ( слушалось так, как будто разговаривают с тобой).
- Что-то новенькое ( для меня было откровением узнать имена историков мне неизвестных, информацию о выходе «6-томной истории», «словаря средневековой культуры» А.Я.Гуревича, о том, что историки всё же считают европейской державой ,а не «азиопой»; что история Великой Монгольской империи – это и наша история, что Ломоносов был весьма амбициозным деятелем, жившим по соседству с Миллером, что объективная сторона события в средневековье практически отсутствует, что формационный подход в преподавании весьма ещё продуктивен, что понятие «эффективный менеджер» слишком современно, чтобы применять его для анализа прошлого и многое другое, что можно было только услышать, а написанное теряет «вкус», как у Мераба Мамардашвили.
- убеждение, что историческая наука ещё существует, несмотря на потуги власти сделать ее представительницей «самой древней профессии»
- хорошее настроение от общения с интересным собеседником
Отзыв на лекцию Данилевского И.Н.
Данилевский И.Н. - замечательный лектор и собеседник. Свободная манера общения с аудиторией, цитаты источников по памяти и не только, возможность услышать древнерусский текст, взглянуть свежим взглядом на исторические источники. Наверное, для учителя можно порекомендовать следущее, попробую процитировать историка:
В исторических источниках есть три вида информации:
1.историческая информация. которая проверяется другими независимыми историческими источниками.
2.уникальная информация - которая никакими другими источниками не подтверждается - к такого рода информации следует, наверное, подходить с точки зрения здравого смысла.
3.информация - большое количество цитат из других текстов, когда авторы, например, летописей цитируют или начинают словами из этих текстов, а часть информации тот, кто знал эти тексты, понимает сам. А мы - своременные люди не понимаем.
Таким образом, мы видим, что история должна рассматриваться все-таки не только при помощи схем, построений, формаций и цивилизаций. а с точки зрения Человека. Нас должно интересовать что думали люди того времени, а многие историки и всед за ними интересующиеся историей думают, что люди прошлого были такие же как мы.
Еще раз подчеркну, что так я - автор комментария - поняла лекцию и некоторые ее положения. Надеюсь, что будут еще коментарии. Хочется заметить, что здравый смысл - это не категория науки. Но ведь История - не точная наука. Еще хочется отметить широкий кругозор летописцев того времени, их осведомленность. Для меня многие моменты были откровением.
Также очень понравились задания по историческим источникам из школьных учебников Истории России, которые созданы при участии Данилевского И.Н. Они на понимание истории, сравнение и поиск информации.
На: Отзыв на лекцию Данилевского И.Н.
По поводу пункта 2. Этот подход не гарантирует, что оно так и было. Мне кажется, Что Данилевский имел ввиду, что данная информация - не повод для дискуссий, это скорее литература. Вы же сами пишите, что здравый смысл - не категория науки. И всё же именно эта информация - повод к её развитию. Ведь не было бы открытия Трои, если бы не здравый смысл Шлимана? Как впрочем, не было бы всплеска антисемитизма, если бы не "Протоколы сионских мудрецов"? Думаю,что если есть противоречие, то есть и движение вперёд. (Спасибо Гегелю!)
На: Отзыв на лекцию Данилевского И.Н.
Очень ценные замечания, ведь действительно написать все услышанное трудно! Спасибо!
На: Отзыв на лекцию Данилевского И.Н.
Спасибо, коллеги. Даже в комментарии вы умудряетесь внести зерно, дающее повод к новым размышлениям. Очень любопытно их читать.
На: Работа с историческими источниками.
Есть такие понятия как внешняя и внутренняя характеристики источников. Они обычно рассматриваются в старших классах. Некоторые учителя, особенно в профильных классах, организуют работу с источниками таким образом: ученики покупают хрестоматии, и работают с тестами источников, причем им не разрешается при этом пользоваться исторической литературой. И обучение строится на источниках. Начинается с них. Используются методы критического мышления.