«Формирование информационных, коммуникативных, исследовательских, общекультурных компетенций в обучении математике через сравнение дробей в 5-6 классах»
«Современные подходы к преподаванию математики в условиях модернизации общего образования»
Тема: «Формирование информационных, коммуникативных, исследовательских, общекультурных компетенций в обучении математике через сравнение дробей в 5-6 классах»
Выполнила:
Минина Н.А., учитель начальных
классов МАОУСОШ п. Волот
Великий Новгород 2011
Содержание
1. Обоснование 3-4
2. Теоретическая часть 5-7
3. Практическая часть 8-11
4. Литература 12
Обоснование
Сегодня перед образовательной школой стоит одна из важнейших задач – не просто «снабдить» обучающихся багажом знаний, а активно включать их в творческую, исследовательскую деятельность, тем самым привить умения, позволяющие нашим учащимся самостоятельно добывать информацию. Исторически сложилось мнение, что школа обязана «давать» знания, а учащиеся должны из «получать», но результат такой системы отрицательный, т.е. воспитывали ученика-потребителя, который считал, что ему все должны «дать» в готовом виде.
Джон Равен пишет: «Общество нуждается в новых убеждениях и ожиданиях. Но их нельзя развивать безотносительно к личным системам ценностей, и система образования, школьного и социального, должна это учитывать Те, кто заинтересован в развитии компетентности, обязаны помочь людям задуматься о том, как должны функционировать организации и как они функционируют на самом деле, задуматься о своей роли и о роли других людей в обществе».
Концепция модернизации российского образования поставила перед общеобразовательной школой ряд задач, одна из которых – формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.
Под ключевыми компетенциями здесь понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Такой подход требует от педагога четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные (квалификационные) качества личности необходимы выпускнику общеобразовательной школы в его дальнейшей профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, предполагает умение педагога составлять ориентировочную основу деятельности – совокупность сведений о деятельности, которая включает
описание предмета, средств, целей, продуктов и результатов деятельности. От педагога требуется научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни.
Естественно, что реализовываться данный подход должен как в начальной, так и в средней школе.
Основными проблемами в структуре традиционного урока является недостаток времени на закрепление изученного материала, а также то, что подавляющее число учащихся все реже и реже домашнее задание перестают выполнять, или готовят его на формальном уровне. Традиционный урок по Каменскому ориентирован преимущественно на активность учителя. Нынешнее поколение школьников к этому не готово. Перед учителем стоит задача не столько передать определенный багаж знаний учащимся, а научит эти знания добывать самостоятельно.
Молодому человек, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях
современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентноспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.
Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.
Теоретическая часть
Проблема:
Анализируя контрольные работы учащихся, выполнения тестовых заданий, а так же самостоятельных работ , можно сделать вывод, что учащимися 5-6 классов имеют недостаточные навыки и умения при выполнении упражнений с дробями с разными знаменателями.
Тема: «Формирование компетентностей в обучении математике через сравнение дробей в 5-6 классах»
Цель: Используя компетентностный подход, наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.
Задачи:
Учить ставить цели и планировать деятельность по их достижению.
Учить добывать нужную информацию, используя доступные источники,передавать ее.
Совершенствовать навыки работы в команде, учить высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение.
Вносить посильный вклад в достижение общего результата.
Прививать навыки самостоятельной творческой работы.
Учить грамотно использовать в речи математические термины.
Учить применять математические знания и умения в реальных ситуациях.
Прививать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Урок обобщения и систематизации знаний, на котором отрабатывается формирование учебно-познавательных, информационных, исследовательской, самообразовательной и общекультурной компетенций.
Этапы урока
Цель, результативность
Виды деятельности
1. Актуализация знаний
Цель:активировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление, учить оценивать знания учащихся учащимися
1. Введение понятия сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.
2. Активизация познавательной деятельности учащихся, повышение мотивации учебной деятельности.
Задачи:
1. Активизация и развитие познавательных процессов учащихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и т.д.);
2. Повторение и закрепление знаний, приобретаемых на уроках;
3. Расширение кругозора и математической культуры учащихся;
4. Создание деятельной, творческой обстановки в процессе урока, благотворно влияющей на эмоциональность, психику учащихся;
5. Совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной форм работы с учащимися;
6. Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения.
Оборудование урока: проектор, презентация “Сравнение дробей”
Ход урока:
1. Актуализация знаний учащихся:
На сколько частей поделена каждая фигура? Посмотрите на первый круг: как вы думаете на сколько частей поделили эту фигуру, сколько частей взяли? Как назвать по-другому “половина”? А “треть”? Покажите на рисунке, где здесь изображена четвертая часть круга? Десятая часть круга? А восьмая часть? Что больше - половинка или целый круг?
Что меньше - целый круг или половинка? Что больше - половинка или одна из четырех частей(одна четверть)? Почему?
Как называется число, стоящее над дробной чертой? Как называется число, стоящее под дробной чертой?
2. Объяснение нового материала:
Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, как сравнивать дроби с одинаковым знаменателем. Для этого изобразите в тетрадях прямоугольник, длина которого 8 см, а ширина 1 см. Это один прямоугольник. Запишем в первом прямоугольнике число 1 (Результат проверяется по слайду). Начертите под первым прямоугольником такой же второй и разделите его на 2 равные части. Какие доли получили? Сколько вторых долей в целом прямоугольнике? Подпишите. Ниже начертите такой же прямоугольник и разделите его на 4 равные части. Как называется каждая часть? Сколько четвертых долей в целом прямоугольнике? Сколько четвертых долей в половине? Что больше: одна вторая или две четвертые? Начертите четвертый такой же прямоугольник и разделите его на 8 равных частей . Как называются полученные доли? Сколько восьмых долей в целом? Сколько восьмых долей в четверти, в половине прямоугольника? Что больше: три восьмых или одна четвертая? Какой дроби равна одна вторая?
Ответы на все перечисленные вопросы дети дают, глядя на рисунок.
Сравните, пожалуйста, две дроби: .
Сформулируйте правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.
Молодцы!
А теперь помогите жителям одного города. Пока они потеряли что-то очень важное, в этом городе все было хорошо, а потом все перепуталось. И сами жители стали грустные и понурые. Расставьте жителей в порядке возрастания, и вы поможете им найти то, что они потеряли (КНИГА). (Двое учащихся выполняют работу на откидных досках. Затем работа учащимися проверяется с комментарием).
А как сравнить, например, вот такие дроби: ? Посмотрите на рисунок. Проанализируйте это выражение. Сколько частей было взято в первом и втором случае? А сколько частей было всего при делении? Как вы думаете, что можно сказать об этих частях? Сформулируйте правило сравнения дробей с одинаковыми числителями .
( найти информацию в учебнике)
А теперь я предлагаю вам решить небольшую самостоятельную работу . (Двое учащихся выполняют работу на откидных досках. Затем работа проверяется учащимися с комментарием).
(Создание проблемной ситуации)
А теперь… Послушайте одну сказочку. За лесами, за морями, за высокими горами, не на море, на земле жили два мужика в одном селе. Жили не тужили. Все лето работали они на своем поле, запасались на зиму. Да и зимой небедно жили: чай пили да пирогами закусывали. Но сколько зиме не злиться-длиться, а весна в окошко уже стучится. Вот и стали мужички свои запасы осматривать. У одного осталось мешка муки, а другого – . Призадумались: у кого же больше осталось муки? Может быть вы им поможете?
Вводится сравнение дробей “по остатку”.
А теперь сравните, пожалуйста, вот такие две дроби: . При ответе вы можете пользоваться нашим рисунком, который вы начертили в тетрадях в начале урока.
3. Первичное закрепление знаний:
Математический диктант (выполняется на отдельных листах):
1) Запишите дробь:
а) сорок восемь сотых;
б) сто семьдесят шесть десятитысячных;
в) девятнадцать двести пятьдесят первых.
2) Запишите меньшую из дробей восемнадцать двадцать третьих и пятнадцать двадцать третьих.
3) Запишите дробь с числителем двадцать шесть большую дроби двадцать один двадцать седьмых.
4) Косте дали две седьмых торта, а Мише – две девятых такого же торта. У кого из мальчиков больший кусок?
5) Верно ли высказывание:
а) точка М с координатой восемь тринадцатых лежит на координатном луче правее точки К с координатой три тринадцатых?
б) три десятых от тридцати метров равны десяти метрам.
в) одна минута составляет одну сотую часть часа.
г) если поменять местами числитель и знаменатель дроби , то полученная дробь окажется больше исходной?
При выполнении последнего задания учащиеся за верное высказывание учащиеся ставят “1”, за неверное – “0”. Таким образом, учащиеся получают четырехзначное число.
Проверка диктанта проверяется на уроке. При этом учащиеся комментируют свой ответ.(работа в группах)
4. Подведение итогов: сегодня на уроке мы познакомились с правилами сравнения дробей. Как можно сравнить дроби:
- с одинаковыми знаменателями;
- с одинаковыми числителями?
А как сравнить дроби “по остаткам”?
Домашнее задание: кроме традиционного задания, напишите сказку или стихотворение о дробях. А может быть вам захочется рассказать о сравнении от лица одной из дробей.
Литература:
1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы
2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования. Народное образование.