«Системно-деятельностный подход как усвоение формирования предметных, метапредметных и личностных действий детей с ограниченными возможностями здоровья в обучении математике (начальная школа).
Submitted by Наталия Анатольевна Минина on Tue, 12/07/2011 - 16:31
«Системно-деятельностный подход как усвоение формирования предметных, метапредметных и личностных действий детей с ограниченными возможностями здоровья
в обучении математике (начальная школа).
1. Введение
Образование есть система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающих вхождение индивида в это общество (социализацию), и в то же время - взаимодействия людей с предметным миром (то есть процессов деятельности человека в мире). Вообще «в функциональном отношении человек и среда выступают всегда вместе, как единое целое»*.
Значит, развитие личности человека - это развитие системы «человек - мир». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром он строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путём самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.
Значит процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно - деятельностный» подход в образовании!
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
2. Теоретическая часть
Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает деятельностный метод обучения. Данная дидактическая модель позволяет осуществлять:
формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);
формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.
Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический
Система дидактических принципов.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.
Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.
Остановлюсь на структуре урока и особенностях некоторых его этапов.Структура урока в технологии системно деятельностного подхода
1.Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
• 1-2 минуты;
• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
• включение детей в деятельность;
• выделение содержательной области.
Приёмы работы:
• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
• самопроверка домашнего задания по образцу.
Настраиваю детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.)
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1. 4-5 минут;
2. Возникновение проблемной ситуации.
• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
• создание проблемной ситуации;
• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
• 4-5 мин;
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
«IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
• 7-8 мин;
• Способы: диалог, групповая или парная работа:
• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
• организация самостоятельной исследовательской деятельности;
• выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.
В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.
V. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
• 4-5 минут;
• Способы: фронтальная работа, работа в парах;
• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
• выполнение заданий с проговариванием в громкой речиВ процессе первичного закрепления примеры решаются с
комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
• 4-5 минут;
• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
• Выполняется письменно;
• Методы: самоконтроль, самооценка.
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.
При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
VII.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
• 7-8 минут;
• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
• Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.
VIII.Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
• 2-3 минуты;
• Вопросы:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания? В процессе первичного закрепления примеры решаются с
комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
• 4-5 минут;
• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
• Выполняется письменно;
• Методы: самоконтроль, самооценка.
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.
При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
VII.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
• 7-8 минут;
• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
• Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.
VIII.Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
• 2-3 минуты;
• Вопросы:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания?
Конспект урока математики в 4 классе
Задачи урока:
- дать учащимся представление о прямоугольном треугольнике, вывести формулу нахождения площади прямоугольного треугольника;
- тренировать навыки устных вычислений, навыки решения задач на нахождение части числа и целого;
- Сегодня нам с вами предстоит сделать новое открытие. Но прежде чем это произойдет, давайте немного повторим пройденный материал.
На доске темы уроков , которые надо расположить в порядке их изучения в начальной школе. (пересечение и объединение множеств, сложение и вычитание чисел первого десятка, таблица умножения, площадь прямоугольника, деление на многозначное число, дроби и действия с дробями, решение задач на движение).
Тему, которую не изучали, учитель убирает в сторону, остальные листы с темами переворачивает и получается поговорка: Есть желание, путь найдется.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
- Что вы видите на доске?
На доске запись: 27 30 36 45 57 72 100… (продолжи закономерность на два числа в тетрадях)
- Что можно сказать про эту закономерность? (бесконечная, состоит из натуральных чисел, из двузначных и трехзначных чисел, из круглых и некруглых чисел)
- Найди лишние числа. Обоснуй. На какие 2 множества можно разделить эти числа? (трехзначные и двузначные, круглые и некруглые, четные и нечетные, кратные5 – ти, некратные 5 – ти).
- Что вы можете сказать про число 100? (трехзначное, кратно 2, 5, 10, 20, 25 и т.д., четное, круглое)
- Найди сумму наименьшего и наибольшего числа, разность трехзначного и двузначного числа, сумма цифр которого равна 9, на сколько больше100, чем 36? Что скажете про число 36? Составьте дробь из чисел… как вы думаете, почему я попросила вас составить дробь.
- Что вы видите на доске? Почему вы так думаете? Что называют дробью? Что показывает числитель, что показывает знаменатель? Какие цифры используются в записи дробей? Почему?
- Что объединяет эти дроби, что различает? Как узнать, какая дробь из двух с одинаковым знаменателем больше? Почему? Расположи дроби в порядке возрастания. Найди сумму наиболь шей и наименьшей дроби. Что для этого надо сделать? (эталон сложения дробей)
- Найди разность наибольшей и наименьшей дроби. Что для этого надо сделать?
- Расположите дроби в порядке возрастания: 13 , 22 , 40 , 12 , 4 ( 1 у доски)
100 100 100 100 100 (в тетрадях)
.
- Что скажете по поводу?
- Найди лишнюю дробь (4/100 – числитель однозначное число, 12/100 – сумма цифр числителя не равна четырем, 40/100 – числитель круглое число, 22/ числитель состоит из одинаковых цифр).
- Найдите 12/100 от 1 000 кг, 4/100 от 1ц. (эталон нахождения части числа)
- Как записать эти дроби по – другому? (1 у доски)
4 4 4 4 4 4 (1 у доски)
100,41, 6, 12, 53, 54
- Что объединяет эти дроби, что различает?
- Какая из двух дробей с одинаковыми числительными больше?
- Расположить в порядке убывания в тетрадях, 1 у доски.
- 4/100 = 36. Найди целое число. 4/12 = 24. Найди целое число. (эталон нахождения целого числа). Показать дроби 4/6 и 4/ 12 на единичном отрезке. Сравнить эти дроби по отрезку. Переворачиваем карточки обратной стороной.
- Какое получилось слово? (фигура).
Слово – многозначное. Зачитать значения слова в толковом словаре.
- Как вы думаете , с каким значением данного слова мы сегодня будем работать? Почему?
- Какие геометрические фигуры вы видите? (2 слайд)
- На доске опорная таблица, найти неизвестную величину. Вспомните формулу нахождения площади прямоугольного треугольника.
а
в
S
1
3
3
?
2
20
18
?
3
30
?
600
- Как вы думаете, что произойдет с площадью прямоугольника, если его длину увеличить на 10 см? Докажите? Запишите в тетрадях только решение данной задачи. Взаимопроверка.
- Как вы думаете, что произойдет с площадью данного прямоугольника, если ширину уменьшить в 3 раза? Докажите. Взаимопроверка.
- По какой формуле находили площадь прямоугольника? (3 слайд)
- Что интересного заметили? (первый прямоугольник – квадрат).
- Что такое квадрат?
- Найти формулу нахождения площади квадрата. (высвечивается 2 кадр слайда)
- Что такое формула?
- Какие еще формулы вы знаете?(высвечиваются на третьем слайде).
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой формулой. Какой…
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
Работа в парах. На партах модель прямоугольника АВСД. Проведите диагональ АС. - Разрежьте прямоугольник по диагонали. Что получилось?
- Что вы можете сказать по поводу этих треугольников? (они равны)
- Докажите, что треугольники равны. (метод наложения)
-Назовите углы, которые образует треугольник.
- Какие это углы? Как ответить на данный вопрос?
- Как вы назовете данные треугольники?
- Сколько задано вопросов?. А ответов – несколько . Почему?
- 4 слайд. (Маленькая подсказка, и мы поймем, кто прав).
Попарно три прямых , пересекаясь,
Мне к трем углам дают три стороны.
По – разному всегда я называюсь, когда углы иль стороны даны.Коль остры все углы и я остроуголен.
С одним тупым - тупоуголен.
Коль остры два, а третий прям – прямоуголен.
По сторонам бываю я равносторонним ,
Когда все стороны равны.
Когда ж все разные даны,
То я зовусь разносторонним.
И если , наконец, равны две стороны, То равнобедренным я величаюсь.
- Мы находили площадь прямоугольника , как выдумаете на основе того что мы говорили, какова главная цель нашего урока? Тема урока? Какова цель нашего урока?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Каковы ваши предложения по поводу нахождения площади прямоугольного треугольника?
Проверка гипотез детей: при помощи палетки; половина площади прямоугольника, какая – то новая формула.
Проверка гипотез:
- палетка (работа в парах) (эталон на доске)
- Прямоугольные треугольники одинаковы, почему же разные получились площади?
- Удобно ли вычислять площадь с помощью палетки? Почему? (С помощью палетки мы находим приближенное значение площади). А можно ли вычислять площадь треугольника по – другому? Вот мы и проверим ваши предположения.
- Как найти точное значение площади прямоугольного треугольника?
- Итак, мы можем находить площадь прямоугольника. Можно ли , используя формулу нахождения площади прямоугольника, находить площадь прямоугольного треугольника? Как?
-Мы немного позднее выясним прав ли Сережа.
- Вернемся к нашим моделям. (возьмите треугольник)
- Найдите прямой угол треугольника. Обозначьте его. Стороны образующие прямой угол, называются катетами. Обведите катеты красным цветом.
- Слайд пятый.
- Мы два брата – стороны, катетами названы.
Болтаем мы о том , о сем, сходясь в вершине не в углу прямом.
А третья сторона – гипотенуза. Какая сторона наз. гипотенузой?
- Слайд шестой.
Гипотенуза я, особый элемент, длинней меня сторон здесь просто нет.
Меня найти не трудно, право слово, лежу напротив я угла прямого.
- Найдите гипотенузу, обведите синим цветом.
- Учебник стр.94 №3(б) (обвести катеты и гипотенузу)
- стр.95 №4
- Какова данная фигура? Что известно у прямоугольника? Как найти площадь прямоугольника? Как они называются по - другому? (катеты)
- Как найти площадь прямоугольника, пользуясь данными терминами? (перемножить 2 катета.
- А как же тогда найти площадь прямоугольного треугольника, пользуясь данными терминами? (половина произведения катетов).
- Запишите формулу, нахождения площади прямоугольного треугольника.
- Соотнести наш вывод с выводом учебника.
(Похвалить тех, кто догадался). Слайд 7.
- Составление алгоритма: слайд 8.
Треугольник прямоугольный?
да нет
измерить катеты
перемножить два катета
разделить на 2
5.Первичное закрепление во внешней речи.
- Учебник, стр. 95№5 (1,2)
1) коллективно
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
2)выберите задание, которое вам больше нравится и выполните его. У каждого на парте эталон выполнения задания.
8.Включен ие в систему знаний и повторения. Выполнение задания №6 стр.95
9. Рефлексия деятельности.
Составляем дерево успеха.
Зеленый листок – не допустил ни одной ошибки, доволен собой;