Submitted by Людмила Ивановна Петрова on пн, 18/07/2011 - 13:22
Урок русского языка по теме «Междометие как часть речи»
7 класс
Учитель: Петрова Людмила Ивановна
МОУ «Лицей «Вектор»
.Каждый урок должен быть результативным, и достичь этого можно только при условии, если привить учащимся стремление к активной творческой деятельности. По тому, насколько самостоятелен ученик в решении поставленных перед ним задач, можно судить о прочности его знаний. Именно поэтому считаю эффективными уроки, на которых ребята вовлечены в исследовательскую деятельность.
1-ый час в системе уроков по теме «Междометие»
Урок объяснения нового материала и первичного закрепления.
Урок – исследование.
Цели урока:
1.Организовать исследовательскую работу учащихся, в ходе которой ребята узнают морфологические признаки междометия; выяснят, почему междометие является особой частью речи, выявят роль междометия в речи и узнают правила правописания междометий и правила пунктуации при междометиях.
2. Развитие коммуникативных компетенций учащихся, умения работать с информацией и выражать свои мысли
3. Развитие умения работы в коллективе, навыка сотрудничества
Нет ничего более интересного, чем человек. И мне интересно узнать, какие чувства вы сейчас испытываете? А знаете ли вы, что существует часть речи, которая помогает выразить множество чувств при помощи только одного слова?
Русский язык богат тайнами и загадками. Сегодня мы поговорим об этой, пожалуй, самой необычной части речи- междометии. Для того, чтобы поставить перед собой учебные задачи, выясним, что нам известно и неизвестно о междометии.
2.Актуализация
На экране вы видите отрывок из стихотворения Н.Брауна
Мне русская речь – вот как музыка.
Чу! Слово звучит, поёт.
В нем дышит душою русскою
Создатель его – народ…
1 вариант выпишет из данного отрывка самостоятельные части речи.
2 вариант выпишет служебные части речи.
Проверка:
Назовите самостоятельные части речи, употребленные автором. (Докажите).
Назовите служебные части речи. (Докажите)
Одно слово не было отнесено ни к одной группе. Какое это слово?
Это междометие – особая часть речи.
Ученик – консультант рассказывает об истории термина «междометие» (задание было выполнено дома)
Можете ли вы доказать, что это междометие? (Нет, так как признаков данной части речи учащиеся не знают)
А можете ли вы сказать, почему междометие не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи, т.е. является особой частью речи?
3.Целеполагание
Итак, поставьте перед собой учебную цель, которую вы должны реализовать.
(Учащиеся заполняют индивидуальную карту деятельности и проговаривают цели, которые каждый из них перед собой поставил)
Учитель: цель нашего урока – узнать признаки междометия как части речи; определить, почему эта часть речи является особой; узнать правила выделения междометий в устной и письменной речи.
4.Исследовательская работа : учащиеся делятся на микрогруппы
1) Задание для 1-ой группы: изучите теоретический материал учебника и выделите признаки междометия как части речи. Дополните опору научными сведениями. Учащиеся результат работы будут показывать на интерактивной доске
2)Задание для 2-ой группы: Как выделяются междометия в устной речи? А в письменной? Приведите свои примеры
3)Задание для 3-ей группы: лингвистический эксперимент
На карточке записаны предложения. Дополнить их междометиями. Дать характеристику. Сравнить записи и сделать вывод: с какой целью употребляются междометия в речи.
Что за погода сегодня!
Есть здесь кто-нибудь?
Вот это песня!
Подайте книгу.
Кто говорит?
4) Задание для 4-й группы: Даны тексты различных стилей. Необходимо выяснить, в каких стилях речи употребляются междометия? Почему?
4.Представление учащимися результатов самостоятельной исследовательской работы:
1 группа представляет опору как результат исследования
Вывод: мы узнали признаки междометия как части речи. Наши знания помогут нам справиться со следующим заданием, цель которого – научиться выделять междометия из предложений и определять признаки междометия
5.Тренировочные упражнения
А) Учебник М.М.Разумовской, стр.180, упр.390: выпишите из предложений междометия, докажите, что задание выполнено вами правильно. (Ученик называет междометия, доказывает правильность выполнения задания. Оценка)
Вывод: мы учились отличать междометия от других частей речи
Б) 2-ая группа дополняет опору и таким образом представляют результаты исследования
Тренинг: класс под диктовку записывает предложения, обращая внимание на постановку знаков препинания. Письменно охарактеризовать междометия
(1 учащийся выполняет работу у доски). Цель задания – закрепить умение правописания междометия и постановки знаков препинания при междометии
Эй, садись ко мне, дружок!
Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая.
О, я совершенно спокоен.
«Ой-ой!»- воскликнула Соня испуганно.
Эта песня, увы, не прозвучит.
Сверка. Могли ли быть варианты постановки знаков препинания? От чего зависит постановка знака препинания?
Вывод: мы учились постановке знаков препинания при междометии
В) 3-я группа: какова роль междометий в речи?
С помощью междометий выражаются в речи различные чувства;
выражается отношение говорящего или пишущего к окружающему
высказывается побуждение к действию
Г)4-я группа: в каких стилях речи употребляются междометия?
Почему?
(Междометия широко используются в разговорной и художественной речи, представляя разнообразные чувства человека и особенности живой речи, богатой эмоциями)
Конкурс актерского мастерства
Вы говорили уже сегодня о том, что междометия произносятся с особой восклицательной интонацией и обычно сопровождаются мимикой и жестами, усиливающими то значение, которое передается междометием. Учтите это, выполняя следующее групповое задание:
1 группа: выразительно прочитать предложенные стихи (подборки стихотворений с междометиями)
2 группа: составить варианты предложений, используя данные в скобках междометия. Выразительно прочитать с соответствующе мимикой, жестами.
Какая ночь! (О! Ну и ну, господи!)
3 группа: выразительно прочитать. Объяснить, какое значение выражает каждое междометие.
«Фу-у-у! Какая невкусная каша.
Ура! Мы ломим, гнутся шведы.
Мария, бедная Мария! Опомнись! Боже!.. Что с тобой?
4 группа (аналитическая): прослушав одноклассников, сделать вывод, что придают речи междометия
Вывод: мы учились выделять междометия в устной речи