Актуализация знаний
|
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
|
Работа в тетради.
- Чистописание.
- Работа с рядом слов:
Прочитайте слово, в котором:
- ь – разделительный
- ь – обозначает мягкость согласного звука
- есть хитрые буквы, почему хитрые?
- состоит из 3 слогов
- из 2 слогов
- односложные слова.
Какие знания понадобились?
Как проверить, правильно ли подсчитали слоги?
Обозначим.
- Прочитайте ряд слов.
На доске карточки со словами с пропущенными буквами:
Суббота, сорока, класс, группа, тонна, масса,
- Я считаю, что все эти слова двусложные. Кто считает, что я права?
- Почему ты считаешь, что я права (не права)?
Какое задание можно выполнить со словами?
- Давайте выполним задание: найти лишнее слово. Какое слово здесь лишнее?
Учитель подводит детей к тому, что лишнее слово – сорока, т.к. не содержит удвоенную согласную. (Возможны и др. варианты.)
|
Учащиеся работают с рядом слов.
Роль Ь, правило определения слогов.
Обозначить гласные буквы.
Учащиеся читают ряд слов:
Суббота, сорока, класс, тонна, группа, масса,
Учащиеся делают выбор.
Обоснование детьми своего выбора?
Варианты детей (списать, подчеркнуть орфограммы; разделить на группы, найти лишнее слово и т.п.)
Предположения детей.
|
Актуализация изученных способов действий, мыслительных операций,
|
Выявление затруднений и постановка проблемы
|
Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого
|
- Уберём лишнее слово и запишем остальные слова, объясняя орфограммы.
(учитель пишет на доске или один из учащихся)
Слово не входит на строку.
- Что же делать?
- Что значит перенести?
2. Поработайте в парах и подумайте, как можно перенести это слово?
- Какие у вас идеи?
Учитель фиксирует варианты переноса на доске.
- Посмотрите, сколько вариантов переноса 1 слова.
Задание было одно?
Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем?
Как вы думаете, какая тема урока?
- Учитель фиксирует тему на доске (Слайд 1)
Прочитайте внимательно тему урока. В каком числе стоит слово ПРАВИЛА?
О чём это нам может говорить?
-Действительно, этих правил несколько, и вы сами попробуете их открыть.
Какие задачи поставим перед собой? (Слайд 2)
ФИЗМИНУТКА (пальчиковая гимнастика)
|
Записывают в тетради число, записывают слова с комментированием.
Надо слово перенести
Часть слова оставить, а другую записать на новой строке.
Дети работают в парах и пишут на листе, как можно перенести это слово.
Дети предъявляют результат своего труда. Варианты переноса могут быть разные: ма-сса, мас-са, масс-а…
Да
Как переносятся слова.
Как переносить слова; правила переноса слов.
Во множественном.
Наверное, их много, несколько.
Открыть правила переноса, научиться переносить слова.
|
Фиксация во внешней речи причины затруднения.
Формулировка темы и цели урока.
|
Построение проекта выхода из затруднения
инструкция
целеполагание
предъявление результата
|
Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия
|
Сейчас вы будете работать в группах. Значит, в каждой группе нам надо выбрать лидера. Какова его роль?
У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило.
А план работы такой.
(Слайд 3)
1. Прочитать слова
2. Обратить внимание на выделенные буквы
- Посмотреть, где стоит знак переноса
- Сформулировать правило переноса слов.
Что вы должно получиться у каждой группы в результате своей работы?
Сколько правил у нас получится?
Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе.
Слушаем результаты работы групп.
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. Слайд 4
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.
Вы согласны с выводом группы?
Фиксирует на доске модель:
О чём говорит эта схема?
Слушаем вторую группу. Слайд 5
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.
Вы согласны с выводом группы?
Фиксирует на доске модель:
...С — С...
Слушаем третью группу. Слайд 6
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?
Вы согласны с выводом группы?
Фиксирует на доске:
..Ъ-.., …Ь-.., …Й-….
Слушаем четвёртую группу. Слайд 7
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод
Вы согласны с выводом группы?
Фиксируем модель:
Что случилось, почему буква плачет?
Почему изменилось настроение?
Аналогично последнее правило: 1 слог – не переносим Слайд 8
А почему нельзя переносить?
|
Следить, чтобы каждый выражал своё мнение и строго работать по плану.
Правило переноса слов.
Сколько групп, столько и правил
Дети работают в группах и формулируют правило.
Представитель от 1 группы показывает задание.
Все читают слова: то-пор, ка-ран-даш,
Выделены гласные буквы, а знак переноса стоит между слогами. Значит, слово переносится по слогам.
По слогам!
Показ задания.
Все читают хором слова: кас-са, тон-на
Выделены двойные согласные, знак переноса стоит между ними. Значит, если две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними.
Показ задания.
Все читают хором слова: конь-ки, зай-ка, подъ-езд
Выделены Ъ,Ь,Й. знак переноса стоит после них, значит… (их нельзя отрывать от предыдущего слога)
Показ задания.
Все читают хором слова: Обед, Ещё, краЯ
Выделены слоги О -, Е-, -Я. Знак переноса не стоит, значит одну букву переносить нельзя.
Не хочет стоять одна!
Слово тоже протянуло ей руку, теперь она не одна.
Читаем слова: сОн, тОк, лУк, стрАх.
Выделен гласный звук, в слове 1 слог, переноса нет.
Слова переносятся только по слогам!
|
Сформулированное правило, представленное в громкоречевой форме и графической
|
Реализация построенного проекта:Структу-рирова-ние полученных знаний
|
Построение нового способа действия
|
Сколько правил мы открыли?
Проговорим их ещё раз, пользуясь схемами-моделями.
Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно?
Составьте алгоритм: как будете действовать, если надо перенести слово.
Фиксирует на доске:
- Читаем слово.
- Делим на слоги
3. Вспоминаем, какое правило подходит.
4. Записываем
Слайд 9
Почему выделены слова«вспоминаем правило»?
Физминутка
|
Проговаривают правила.
Сравнивают с учебником с.21, делают вывод: мы открыли больше правил.
Высказывают свои варианты, обсуждают, выбирают более удачный.
Можем перенести неправильно
|
Составленный алгоритм
|
Первичное закрепление нового способа действия
|
Зафиксировать во внешней речи новое учебное действий
|
Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение?
Как же мы перенесём слово масса, которое не вошло в строку?
Слайд 10
Из предложенных слов
Осень, касса, долька, юла, пень, ветер, лайка, сорт, ягода, клён.
Выписать:
Мальчикам – слова, которые можно перенести, разделить их для переноса (но-ты)
Девочкам – слова, которые нельзя переносить.
Выяснение понимания задания
Будут ли у вас одинаковые слова?
Взаимопроверка.
Есть ли у вас совпадения?
Проверить вслух.
Самопроверка Слайд 11
|
Не могли перенести слово МАССА.
Применяют алгоритм и объясняют перенос.
Дети читают слова и выбирают те, которые нельзя перенести.
нет
Обосновывают свой выбор, опираясь на правила и алгоритм.
Применяют правила, объясняют перенос.
|
Выполненное задание
|
Рефлексия.
|
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности
|
Какое открытие мы сегодня сделали?
Для чего нам понадобились эти правила?
Как нам удалось открыть правила.
Что понравилось на уроке?
Оцените себя с помощью таблицы.
Слайд 12
Воспользуйтесь подсказками на экране и на парте (лист самооценки)
|
Правила переноса слов.
не смогли перенести слово.
Мы работали в группах, выполняли задание.
Дают словесную оценку и цветовую.
|
Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности
|