Официальный сайт ysaa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



урок-семинар "Электролиз"

Фото пользователя Татьяна Алексеевна Тулупова
Submitted by Татьяна Алексеевна Тулупова on чт, 21/07/2011 - 12:06
Данные об авторе
Автор(ы): 
Тулупова Татьяна Алексеевна
Место работы, должность: 

учитель химии МОУ Дубово-Уметской  СОШ "ОЦ" муниципального района Волжский Самарской области

Регион: 
Самарская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Химия
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> сценарий и презентация урока -семинара &quot;Электролиз&quot; для 11 класса профильной школы (физико-химический профиль); на уроке рассматривается&nbsp; решение заданий по электролизу в рамках подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ;знакомство с областями&nbsp; применения этого процесса</p>

Конспект урока - семинара      «Электролиз»

«Открытия в области электрохимии представляют собой одно из самых больших революций в химии и открывают эру новых открытий»

(Английский электрохимик Джон Фредерик Даниэль)

 

Цели:

Образовательная:

- Наблюдая, что происходит с расплавами и растворами солей при электролизе, научиться объяснять происходящие процессы на электродах, составлять уравнения химических реакций; определять продукты электролиза растворов солей, применяя правила;

- Закрепить правила:

восстановления катионов на катоде;

окисления анионов на аноде;

- Узнать о применении электролиза в химической промышленности.

Развивающая: совершенствовать умения учащихся анализировать, сравнивать, наблюдать, делать выводы, устанавливать взаимосвязь между физическими и химическими процессами.

Воспитательная: продолжать воспитывать у учащихся культуру умственного труда, положительного отношения к знаниям и их применению в жизни.

Урок начинается с обсуждения отрывка из легенды:

«Некий мастер, имя которого история не сохранила, принес римскому императору Тиберию, правившему в начале Iвека н.э., чашу из металла,   напоминающего серебро, но только более легкого. Подарок стоил жизни изобретателю: Тиберий  приказал казнить его, а мастерскую уничтожить, поскольку боялся, что новый металл может обесценить серебро Императорской сокровищницы». Согласно рассказу Плиния Старшего, этот металл, похожий на серебро, был получен из «глинистой земли».  Предмет, изготовленный из этого металла, у меня в шкатулке . Ваши предположения?

 Да, это алюминий. Кстати, в 1852 году это чайная ложечка весом 25 граммов  стоила бы 30 долларов.

А почему так дорого? Верно, единственным возможным способом его получения является электролиз расплава его оксида. И только применение криолита, понижающего температуру плавки, позволило в настоящее время уменьшить стоимость производства металла  двадцатого, 21 века. Чтобы отработать материал по теме, давайте повторим основы теории.

Блиц-опрос:электролиз                 электроды             катод              анод

катод – катион         анод – анион                          восстановление

окисление         окислитель                           восстановитель

Вспомним основные правила электролиза расплавов (демонстрация слайда- электролиз расплава поваренной соли).

Закрепим знания, решив следующее задание (устно):

1.  Назовите продукты электролиза расплавов следующих солей:

А)MgCl2    Б)Li2S     В) CuBr2         Г) CuSО4

В одном из олимпиадных заданий была предложена следующая проблемная задача:

2. Проблемная задача: при электролизе раствора какой соли можно одновременно получить 0,2 моль нерастворимого гидроксида и 13,44 л газообразных продуктов (н.у.)? Напишите уравнения процессов, происходящих на электродах:  1) NaCl                               2) CuSO4                            3) AlCl3

Чтобы решить задачу, вспомним теориюэлектролиза  растворов (интерактивное пособие)

А) электролиз раствора NaCl(видео)    2 NaCl+2H2O→2NaOH+H2↑+ Cl2

В качестве продуктов получаются  газы и щелочь, но не нерастворимый гидроксид.

Б) электролиз раствора CuSO4(интерактивное пособие)

http://festival.1september.ru/articles/564677/img5.gif

3.Дорешаем задачу:      AlCl3→ Al3++ 3Cl

   K (-) Al3+   H2O                                                                      A(+)    2Cl - 2 e→  Cl20       

               2H2O  +2e→  2OH  + H20  

                                                                                n=0,3моль  n=0,3моль n=0.2 моль

                                       2 AlCl3+ 6 H2O  → 3H20↑ +3Cl2↑ + 2Al(OH)3

                                                                      n=3моль  n=3моль n=2моль

n(газов)=13,44л/22.4л/моль=0,6моль

n(газов):n(осадка)= 0,6моль:0,2 моль=3:1-по условию

6моль: 2 моль=3:1-по уравнению

Значит, хлорид алюминия при электролизе его раствора дает предложенные продукты. 

Знания по теме проверяются в ЕГЭ в блоке А и блоке В. Например:

Задание 1: Установите соответствие между  формулой вещества и простым веществом, которое образуется на катоде в результате электролиза его водного раствора.

    ХИМИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА                                    ПРОДУКТ ЭЛЕКТРОЛИЗА                                                                                                                       

        А) MgCl2                                                                     1) Mg

        Б) AgNO3                                                                    2) H2

        В) CuSО4                                                                    3) Ag

        Г) Li2S                                                                        4) Li

                                                                                            5) S

                                                                                            6) Cu

 

А

Б

В

Г

2

3

6

2

 

Задание 2 (самостоятельно) - на отдельных листах

   Установите соответствие между формулой вещества и   продуктом, который образуется на инертном катоде в результате электролиза его водного раствора

Формула вещества                       Продукт электролиза

А) Al(NO3)3                                          1) водород

Б) Hg(NO3)2                                         2) алюминий

В) Cu(NO3)2                                         3) ртуть

Г) NaNO3                                              4) медь

                                                               5) кислород

                                                               6) натрий

А

Б

В

Г

1

3

4

1

 

Задание 3: Установите соответствие между формулой вещества и продуктом, который образуется на инертном аноде в результате электролиза его водного раствора.

    ХИМИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА                                    ПРОДУКТ ЭЛЕКТРОЛИЗА                                                                                                                       

   

А) NiSO4       

1) Cl2

Б) NiCl2

2) O2

В) NiF2     

3) H2

Г) K2S

4) S

 

5) SO2

6) HF

 

А

Б

В

Г

 

 

2

1

2

4

 

 

 

 

             

Задание 4 (самостоятельно)

Установите соответствие между  формулой соли и продуктом, образующимся на инертном аноде при электролизе ее водного раствора.

       ФОРМУЛА  СОЛИ                                       ПРОДУКТ  НА АНОДЕ

        А) Rb2SO4                                                1)   метан

        Б) CH3COOK                                           2)  сернистый газ

        В) BaBr2                                                   3)  кислород

        Г) CuSО4                                                  4)   водород

                                                                          5)  бром

                                                                          6)  этан и углекислый газ

А

Б

В

Г

3

6

5

3

 

  Задание 5: установите соответствие между формулой вещества и продуктами электролиза его водного

 раствора на инертных электродах (разбираем вместе с учащимися)

Формула вещества

Продукты электролиза

А) AlCl3

1) металл, галоген

            Б)  RbOH

В)  Hg(NO3)2

Г)  AuCl3

А

Б

В

Г

2

5

6

1

 

 

Задание 5А (самостоятельно)установите соответствие между формулой вещества и продуктами вещества и продуктами электролиза его водного раствора на инертных

электродах:

Формула вещества                 Продукты электролиза

   А) Na2SO4                  1) металл, галоген

   Б)  KOH             2) гидроксид металла, хлор, водород

   В)  CuBr2           3) металл, кислород,кислота

   Г)  AgNO3                 4) водород, галоген

                              5) водород, кислород

                              6) водород, кислота,    кислород

 

А

Б

В

Г

1

5

3

3

2) гидроксид металла, хлор,

     водород

3) металл, кислород

4) водород, галоген

5) водород, кислород

6) металл, кислота, кислород

 

 

 

 

 

      Задание 6:установите соответствие между  металлом и способом его электролитического получения

       (совместное обсуждение)

           МЕТАЛЛ                                                             ЭЛЕКТРОЛИЗ                                              

     А)  хром                                                       1) водного раствора солей 

    Б) алюминий                                                2) водного раствора гидроксида 

    В) литий                                                       3) расплава соли

    Г)  барий                                                       4) расплавленного оксида

                                                                          5)  раствора оксида в  расплавленном криолите

                                                                          6) расплавленного нитрата 

 

А

Б

В

Г

1

5

3

3

 

Домашнее задание включает 5 расчетных задач. Давайте вспомним алгоритм решения:

      Расчетная задача (решает ученик у доски):

     Полученный электролизом хлор идет на получение белизны и соляной кислоты. Определить объем хлора,

       который выделится на аноде при полном электролизе 200г 10%-ного раствора хлорида калия?

2KCl+2H2 O—H2 +Cl2 +2KOH

1.200г*0,1=20г

2.20/149=х/22.4

Х=3л

На уроках физики в 10 классе вы изучили первый закон Фарадея. Вспомним его формулировку (слайд)

Решаем физическую задачу (класс физико-химический)

   Через раствор нитрата серебра пропускали ток силой 6А в течение 30 минут. Какая масса серебра осела на катоде?

m=Mэ.I.t/F                       F=96500Кл/моль                Mэ=М/nе

Решение:

m=108*6*1800/96500=12г

Обобщим все услышанное на уроке и проверим себя на химическом диктанте (верно ли утверждение).

Химический диктант.

        1.Электролиз можно считать окислительно-восстановительной реакцией, происходящей под

             воздействием электрического тока.

        2.На катоде происходит процесс электрохимического окисления.

       3.На аноде происходит процесс отдачи электронов.

       4.Катион Na+будет восстанавливаться на катоде при электролизе расплава поваренной соли.

      5.Анион Cl  будет окисляться на аноде в водном растворе поваренной соли.

     6.При электролизе раствора CuCl2 можно получить щелочь, H2и Cl2.

        Ответы:1. + 2. – 3. +  4. +  5. + 6. -  (самопроверка)

    Теория всегда подтверждается практикой. Давайте посмотрим, насколько важен электролиз в практической

     жизни человека  (презентация учащихся)

     Домашнее задание: решение расчетных задач.

Домашние задачи                                    

        1.Какая масса металла выделится на катоде при электролизе расплава иодида натрия, если на аноде

          выделился йод массой 726 г? (138 г)

         2.При электролизе раствора хлорида меди (II) на одном из электродов выделилась медь массой 5 г.

         Какое вещество и в каком объеме выделилось на другом электроде? (1, 75 л)

        3.При электролизе водного раствора гидроксида калия с инертными электродами на катоде выделился

          водород объемом 11,2 л. Какой объем кислорода выделится при этом на аноде? (5,6 л)

        4.При электролизе раствора сульфата цинка получили цинк массой 0,13г. Сколько граммов продукта

            реакции выделилось на другом электроде? (0,064г)

       5.При электролизе раствора сульфата никеля на катоде получили металл массой 177г, выход которого

   составил 75% от теоретически возможного. Запишите уравнения процесса и рассчитайте, какой объем

         кислорода выделится на аноде? (34л)

 

5) водород, кислород

 

Прикрепленный файл Size
Презентация к открытому уроку.ppt 1.8 MB

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн