Вы не зарегистрированы

Авторизация



Интегрированный урок "Образ матери в литературе и живописи" (по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма" и стихотворениям астраханских поэтов). 8 класс

Фото пользователя Татьяна  Викторовна Лиджиева
Submitted by Татьяна Викторовна Лиджиева on вс, 24/07/2011 - 19:44
Данные об авторе
Автор(ы): 
Лиджиева Татьяна Викторовна
Место работы, должность: 

МОУ СОШ № 57, учитель русского языка и литературы

Регион: 
Город Москва
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Уровни образования: 
школы-интернаты, детские дома
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Предмет(ы): 
Музыка
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> На основе&nbsp; художественного&nbsp; материала&nbsp; рассказа К.Г. Паустовского &quot;Телеграмма&quot;анализируется&nbsp; образ матери , в ходе урока прослеживается тесная связь&nbsp;&nbsp; с&nbsp; живописью,&nbsp; музыкой,&nbsp; поэзией.</p>

Цели урока:

  • Приобщить учащихся к духовному наследию человечества;
  • Активизировать работу, пробуждая интерес к творчеству

К. Г. Паустовского, астраханских поэтов;

  • Формировать навыки самостоятельного анализа текста, умение высказывать своё отношение к прочитанному;
  • Способствовать воспитанию высоких эстетических и нравственных чувств, идеалов красоты и гармонии.

Методы: проблемно-поисковый, групповая творческая работа, эвристическая беседа.

Оборудование: портрет К.Г. Паустовского, репродукции известных художников, музыкальный центр, аудиокассета, музыкальный диск.

Эпиграф к уроку:

 Нет никого ближе и роднее матери! Нет и не будет…         (К.Г.Паустовский )                      

Основные понятия: художественный образ, портрет, пейзаж, эпитет, градация, контраст.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

Слово учителя(звучит музыка Франца Шуберта «Аве Мария»):

 - Вглядитесь в репродукции картин «Сикстинская мадонна», «Владимирская богоматерь», «Мадонна Бенуа», «Петроградская мадонна». Прекрасные одухотворённые лица, глаза преисполнены надежды, любви, веры в жизнь. Посмотрите, как трепетно и нежно каждая из них прижимает к груди ребёнка. Мудрость и душевную красоту женщины, абсолютную гармонию и величие матери прославляли художники, поэты, композиторы всех времён и народов. В бескорыстной и безграничной любви, в жертвенности видели они идеал материнства и преклонялись перед женщиной с ребёнком на руках.

Темасегодняшнего урока - «Образ матери в литературе и живописи».

Эпиграф-Нет никого ближе и роднее матери! Нет и не будет…(К. Г. Паустовский).       

Наша цель– продолжить разговор о мастерстве писателя; попытаться глубже рассмотреть и понять проблемы, поднятые автором в рассказе «Телеграмма»; выявить, какими изобразительными средствами передаёт он свои чувства.

Произведение К. Г. Паустовского  затрагивает одну из важнейших нравственных проблем. Какую? (проблему отношений детей и родителей). Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим где-то далеко, всегда ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками? Поэтому рассказ воспринимается как очень грустная повесть о матери, напрасно ожидающей приезда дочери.

 - Какие чувства у вас вызывает Катерина Петровна? Почему?

 - Чтобы увидеть, каким образом добился этого автор, давайте сравним предложения:

1) «Катерина Петровна молчала, сидя на диване, и всё перебирала бумажки…» и (из текста) «Сгорбленная, маленькая Катерина Петровна молчала, сидя на диване, и всё перебирала какие-то бумажки…»;

2) «Катерина Петровна закрывала глаза, и из них выкатывалась, скользила по виску, запутывалась в волосах слезинка…» и (из текста) «Катерина Петровна закрывала глаза, и из них выкатывалась, скользила по жёлтому виску, запутываласьв седых волосаходна -  единственная слезинка…».

 - Чем отличаются эти предложения? (использованием эпитетов).

 - Если для художника главными инструментами являются краски и кисти, для композитора – звуки, то для писателя и поэта – слова. Через слово мы постигаем суть произведения, а значит, пытаемся понять, как автор воспринимает, ощущает мир. И сегодня мы с вами поговорим о слове, а именно о средствах создания художественного образа.

На предыдущем уроке мы с вами выяснили, что Катерина Петровна и окружающий её мир – единое целое.

 - Что нам помогает глубже понять состояние героини, её образ? (пейзаж). Я прошу вас найти в тексте и прочитать пейзажные зарисовки.

 - Меняется ли пейзаж? Как?

 - Каким литературным термином всё это можно назвать? (градация)

 - Что такое градация?

( Градация – художественное средство выразительности, риторическая фигура, в основе которой – расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости)

 - Какой вывод можно сделать?

( Пейзаж помогает понять состояние Катерины Петровны, то, что ей становится всё хуже и хуже).

 - Найдите эпитеты, которые помогают почувствовать беззащитность, беспомощность Катерины Петровны? («седая», «маленькая», «сгорбленная», «по жёлтому виску», «одна-единственная слезинка»)

 - Что помогает вам представить Катерину Петровну? (описание лица, фигуры, одежды, манеры держаться, речи).

 - Ребята, перед вами репродукции картин известных художников: Рафаэля Санти, Леонардо да Винчи, Мурильо, Андрея Рублёва, Петрова-Водкина. Как вы думаете, почему на этих картинах и в рассказе К. Г.Паустовского мы находим общие черты, ведь на самом деле перед нами портреты разных женщин, а не Катерины Петровны? ( Потому что цель писателя и художника – создать образ матери).

 - Как они этого достигают? Каким образом? (созданием портрета).

 -Давайте уточним значение слова «портрет». ( С. И. Ожегов, Шведова. « Словарь русского языка»; В. Власов. «Художественный словарь»; «Словарь литературоведческих терминов»)

 - В стихотворении Николая Заболоцкого «Портрет» есть такие строки, в которых поэт призывает всех художников слова не замыкаться в рамках своего творчества, а стремиться к синтезу различных видов искусства: поэзии и живописи:

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

 - Итак, основная задача и писателя, и художника заключается в чём?

( Их задача заключается в  том, что следует описать не только внешность, но и психологическое состояние человека, передать его внутренний мир. И если художник этого добивается при помощи кисти, красок, то писатель – при помощи изобразительных средств выразительности).

 - Поэтому так важно, когда вы пишите сочинение, описание внешности, характера, важно не потерять ни одного слова, т. к. каждое из них значимо, весомо.

 - Какие средства выразительности, художественные приёмы использует

К. Г. Паустовский в рассказе «Телеграмма»? (эпитеты, метафоры, символы, приём контраста)

 -Ребята, вашим домашним заданием было подобрать стихи астраханских поэтов, в которых освещены те же проблемы, что и в рассказе «Телеграмма». Итак, вам слово!

Учащиеся читают стихотворения А. С. Родиной «Мама», Э. В. Татаринцевой «Три свечечки», «Крашу серебряным цветом ограду…», «Детям всех поколений…» ,      О. А. Шауниной «Маме» и др.

- Подводя итоги сегодняшнего урока, давайте сформулируем идею рассказа «Телеграмма».

( Нужно заботиться и любить близких людей, пока они живы!)

Домашнее задание.

 Написать сочинение на одну из тем: «Мама – самый родной человек!»,

 «Моя любимая бабушка», «Дорогие мои старики».