Преобразования графиков, содержащих модуль
Автор исследовательской работы: Рахманова Екатерина, ученица 9 класса, руководитель: Шихалеева Р.А., учитель математики высшей категории
Цель работы: исследование возможности рационального построения графиков с модулями и использовании этих знаний при решении задач с параметрами, содержащих модуль.Для достижения цели изучила необходимую литературу по данной теме, разработала алгоритмы построения графиков функций и уравнений вида y= f(|x|), y= |f(x)|, y=|f(|x|)|, |y| =f(x);
и исследовала применение алгоритма при решении математических задач.
Я занимаюсь на элективных курсах по математике «Графики и уравнения с модулями», на занятиях я узнала об интересных задачах по решению уравнений и неравенств, содержащих модули, но больше всего меня увлекли задачи на использование определения модуля для преобразования графиков функций и уравнений с модулями.
Первые представления о модуле мы получили в шестом классе. В 8-ом классе на уроках мы узнали о построении графика функции y= |x| и умели строить графики
y= |x-a|; y= |x-a| + b. Я выбрала именно эту тему потому, что считаю, что она требует более глубокого и досконального исследования. Я хочу получить более широкие знания о преобразованиях графиков, содержащих модуль, и графических способах решений уравнений с модулем и решения задач с параметрами.
Когда в «стандартные» функции, которые задают прямые, параболы, гиперболы, включается знак модуля, их графики становятся необычными. Чтобы научиться строить такие графики, надо владеть приемами построения графиков элементарных функций, а также твердо знать определение модуля числа.
Определение. Модулем действительного числа а называется само число а, если оно неотрицательно, и число противоположное а, если а отрицательное.
|а| =
Составление алгоритмов преобразования графиков функций.
1.Построение графика функции y= f(|x| ) . По определению модуля данная функция распадается на совокупность двух функций:
y= f(|x|) =
Следовательно, график функции y= f(|x|) состоит из двух графиков: y= f(x) – в правой полуплоскости, y= f(-x) – в левой полуплоскости.
Исходя из этого, можно сформулировать правило (алгоритм).
График функции y= f(|x|) получается из графика функции y= f(x) следующим образом: при х≥ 0 график сохраняется, а при х < 0 полученная часть графика отображается симметрично относительно оси ОУ.
2.Построение графика функции y= |f( x)|.
а). Строим график функции y= f(x).
б). Часть графика y= f(x), лежащая над осью ОХ, сохраняется, часть его, лежащая под осью ОХ, отображается симметрично относительно оси ОХ.
3.Чтобы построить график функции y= |f(|x|)|, надо сначала построить график функции
y= f(x) при х> 0, затем при х< 0 построить изображение, симметричное ему относительно оси ОУ, а затем на интервалах, где f(|x|) <0 ,построить изображение, симметричное графику y= f(|x|) относительно оси ОХ.
4.Для построения графиков вида |y| = f(x)достаточно построить график функции y= f(x) для тех х из области определения, при которых f(х) ≥ 0 , и отобразить полученную часть графика симметрично относительно оси абсцисс.
Проект «Человечек»
Цель:Найти совокупность функций, заданных аналитически для построения фигуры «человека».
- |y| = 36 – x
- |y| = 1 при -1 ≤x ≤1
- |x |= 1 при -1 ≤y ≤1
- |y| = 14 – x при 7 ≤x ≤9
- |y| = x при 4≤x ≤7
- |y| = 14+x при -9≤x ≤-7
- |y| = -x при -7≤x ≤-4
- y= 3 при -3 ≤ x≤ -1 и при 1 ≤ x≤ 3
- y = |x| - 4 при |x| ≤2
- y = - |x| + 10 при |x| ≤2
- y = 6 при |x| ≤3
- y = |x + 2| + 2 при -3 ≤х ≤-1
- y = |x - 2| + 2 при 1 ≤х ≤ 3
Рассмотрим задание В8( ЕГЭ).
Задача.Найдите все значения а, при каждом из которых уравнение ||x|-3+a|=2 имеет ровно 3 корня.
Решение: В соответствии с определением модуля числа только модули числа 2 и -2 равны числу 2, поэтому получаем: |x|-3+a=2 или |x|-3+a=-2, т.е. |x|=5-а(*) или |x|=1-а(**).
Уравнение |x|=mимеет два корня (если m>0), 1 корень если m=0, не имеет корней (если m<0).
Исходное уравнение имеет ровно 3 корня тогда и только тогда, когда уравнение (*) имеет 1 корень, а уравнение (**) имеет 2 корня, или уравнение (*) имеет 2 корня, а уравнение (**) имеет 1 корень. Таким образом, рассмотрим совокупность систем
Ответ: a=1.
Рассмотрим графическое решение этого уравнения. Построим в одной системе координат графики функций y=||x|-3+a| и y=2.
Решение: -3+a=-2, отсюда получим, что a=1. |
|
Выводы:
< >Перевод алгебраической задачи на язык графиков позволяет избежать громоздких решений;Овладение рациональными методами построения графиков функций и уравнений способствует успешно выполнять задания ЕГЭ, конкурсные математические задания, содержащие модуль и параметр.Заключение
Данная работа представляет собой «портфель моих достижений». Работая по теме, я научилась анализировать и систематизировать материал по теме, составлять алгоритмы и применять их при решении задач.
Я овладела рациональными методами построения графиков функций и уравнений, и они помогут успешно выполнить задания ЕГЭ, конкурсные математические задания и считаю, что каждый учащийся должен быть компетентным по этой теме и могу поделиться своими наработками и исследованием.
Литература
1.Дорофееф Г.В. и др. Курс по выбору для 9 класса.«Избранные вопросы математики» // Журнал «Математика в школе», №10, 2003.- с.12 – 33.
2. Крамор.В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начала анализа. – М.: Просвещение, 1990.- с.33.
3. Математика. 8 – 9 классы: сборник элективных курсов / авт. – сост. В.Н. Студенецкая, Л.С. Сагателова. Волгоград: Учитель, 2006.- с.122-204.
4. Математика. 8 – 9 классы: сборник элективных курсов / авт. – сост. М.Е.Козина. – Волгоград: Учитель, 2006.- с.53.
5.Мордкович А.Г. и др. Алгебра. 8 кл.: В двух частях. Ч.1: Учебник для общеобразовательных учреждений . – 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2003.- с.177.
|