Профильное обучение как основное условие творческого саморазвития конкурентоспособной личности выпускника.
Еще совсем недавно термины «конкуренция», «конкурентоспособность», «управление конкурентоспособностью» не применялись по отношению к образованию России, но сегодня активно набирает темпы общественный интерес к конкурентным способностям выпускников российской школы и их повышению, к способности системы российского образования конкурировать с системами образования передовых стран.
Многочисленные исследователи феномена конкурентоспособности подчеркивают взаимозависимость повышения качества жизни личности и общества от повышения качества образования, которое должно быть ориентировано на повышение конкурентоспособности выпускника школы. Качество образования на современном этапе – это не только уровень освоения академических знаний, но и уровень воспитанности, сформированности общечеловеческих ценностей. Освоение новых подходов в управлении качеством образования является одним из приоритетных направлений развития и работы системы образования нашего района и школы.
Профилизация обучения в МОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа» началась в 1996 году. Тогда впервые был заключен Договор с Марийским государственным политехническим университетом (институтом) о сотрудничестве для осуществления довузовской подготовки учащихся школы, проведения профдиагностики с учащимися 8-11 классов, подготовки к единому государственному экзамену, Всероссийскому централизованному тестированию и ориентации на продолжение обучения в вузах. В результате сотрудничества были сформированы гимназические классы углубленного изучения предметов (уровень дополнительный) двух направлений: физико-математического и гуманитарного. При комплектовании данных классов были использованы результаты внешней оценки результатов учебной деятельности учащихся (централизованное тестирование).
Для успешного профессионального самоопределения учащихся и их социализации школа перешла на профильное обучение на старшей ступени образования по направлениям: физико-математический, социально-экономический и информационно-технологический. Предпрофильная подготовка учащихся как и у всех ведется для 9-х классов. Учебный план профильных классов разработан таким образом, чтобы можно было усилить индивидуальный подход к учению, целенаправленно удовлетворять запросы старшеклассников в уровне и содержании образования с учетом их дальнейшей ориентации на получение профессии. Дифференциация содержания образования достигается:
- за счет введения базового и профильного уровня преподавания;
- за счет разработки системы элективных курсов;
- за счет использования возможностей системы дополнительного образования.
Для отслеживания степени удовлетворения реальных потребностей учащихся в организации профильного обучения, выявления проблем, планирования дальнейшей работы, проводится анкетирование учащихся, родителей и педагогов, зачеты по профильным предметам, осуществляется промежуточный и итоговый контроль, показывающий, на сколько эффективна система профильного обучения. При этом профильное обучение строится не как жесткий набор специализаций, а как возможность построения школьниками индивидуальных траекторий. В нашей школе создаются благоприятные условия для совершенствования профильного и предпрофильного обучения.Опыт реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе небольшой, но, тем не менее, уже сложились определённые традиции. Например, в начале учебного года проводится «Презентация элективных курсов», куда приглашаются учащиеся 9-х классов, а учителя в интересной форме рассказывают о своих курсах. Учащиеся профильных классов участвуют в исследовательской деятельности и в III четверти на суд зрителей представляют свои работы на научно-практической конференции учащихся, Iэтап которой проводится на школьном уровне.
В 2008 году школа получила грант в республиканском конкурсе «Лучший ресурсный центр и базовая опорная школа на лучшую модель профильного обучения», руководителем которого является заместитель директора школы Гайнутдинова М.Н.
Реализация учащимися школы интеллектуальных способностей и возможностей, исследовательских достижений осуществляется в течение 8 лет в школе через работу научного общества учащихся, научно-исследовательскую деятельность по самым разным областям знаний. Чаще всего именно учащиеся гимназических и профильных классов, занимающиеся в НОУ, являются победителями в школьных, районных, республиканских олимпиадах, конкурсах и научно-практических конференциях. Особый интерес в научно-исследовательской деятельности наши учащиеся проявляют в области физики, истории, экономики, химии, биологии, экологии.
В 2007-2008 учебном году 11 класс нашей школы закончили 103 выпускника, 7 учащихся вышли из стен школ с медалями: 3 с золотой и 4 с серебряными. Из них 6 человек – это выпускники класса с физико-математическим направлением, классным руководителем которого я являлась . Каждый пятый выпускник класса получил медаль. Это очень высокий показатель качества работы наших педагогов.
Из 27 учащихся физико-математического класса все поступили на бюджетные места, 22 поступили по профилю. Наши выпускники учатся в МГУ имени Ломоносова, институте нефти и газа, институте стали и сплавов,в медицинских колледжах и ВУЗах республики и других регионов (Казань, Киров, Н.Новгород, Самара, Ижевск, Чебоксары).
Администрацией школы и педагогами осуществляется методическое и технологическое обеспечение широкого выбора индивидуальных образовательных траекторий, в том числе с использованием информационных технологий и возможности получать основы профессионального образования, без чего нельзя подготовить конкурентоспособного выпускника школы.
С 2007/08 учебного года решением коллегии Министерства образования РМЭ на базе школы была открыта республиканская экспериментальная площадка по теме «Научное общество учащихся как фактор развития интеллектуальной одарённости в условиях муниципального ресурсного центра». В связи с этим заключены договора с 5 средними школами района по разработке и внедрению модели сетевого взаимодействия учреждений образования МО «Мари-Турекский муниципальный район», обеспечивающей успешную деятельность школьного научного сообщества на базе муниципального ресурсного центра МОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа», а также научно- методическое, информационно-коммуникационное обеспечение деятельности научного сообщества учащихся МО «Мари-Турекский муниципальный район.
Многие ребята входят в состав Научного Общества Учащихся «Юный исследователь», пишут и защищают исследовательские работы на районной НПК «Шаг в будущее», занимают призовые места. Так, последними достижениями можно считать: двое учащихся успешно выступили в прошлом году на Александровских чтениях. Рахманова Катя, слушатель элективных курсов участвовала на всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». Бирюкова Наташа представила работу опорно-методического центра по экологическому образованию на российском уровне в г.Москва.
Важным фактором модернизации российского образования стал приоритетный национальный проект «Образование», который оказал влияние на развитие образования страны. Ежегодно проводится районный конкурс талантливой молодежи по различным номинациям в рамках национального проекта «Образование», где также наши ученики в числе призеров и победителей. В 2007 году наша ученица Зангирова Юлия стала победителем республиканского конкурса «Лидер детских общественных объединений», обладателем президентского гранта. В прошедшем учебном году Васильева Мария ученица 11 класса нашей школы заняла 2-е место в республиканском конкурсе лидеров детских органов самоуправления.
Большой проблемой для нас является то, что наши лучшие ученики уезжают в лицеи республики после восьмого класса, где успешно продолжают обучение. Конечно, это нас с одной стороны радует, но есть другая сторона «этой медали». Поступают лучшие конкурентоспособные учащиеся школы, и приходится все начинать сначала. Только в этом году из гимназического 8-го класса поступили 8 учеников. Поэтому администрация и коллектив школы ищет выход из положения. Выделяются дополнительные часы для факультативных курсов по предметам для работы с одаренными учениками с пятого класса. Также на методсовете решили проводить малые олимпиады по предметам с приглашением учащихся 5 -7 –ых классов школ района, такие олимпиады проводятся и в начальном звене.
Чтобы сформировать конкурентоспособную личность, перед педагогом встает серьезная проблема в пересмотре методов и приемов обучения в овладении новыми педагогическими технологиями. Одна из главных задач современной системы педагогического образования – подготовка высоко- квалифицированного учителя, который сможет реализовать новую концепцию образования, новую образовательную инициативу «Наша новая школа». При хорошей финансовой поддержке школа готова поддержать талантливых школьников, развивать, готовить и выпускать конкурентоспособную молодежь в жизнь.
|