Актуальность данной программы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Математическая подготовка на занятиях кружка призвана решить следующие цели:
- пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям;
- расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
- разностороннее развитие личности.
Задачи:
- развитие математических способностей и логического мышления у учащихся;
- развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
- создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса;
- расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих учёных-математиков в развитии мировой науки;
- осуществление индивидуализации и дифференциации.
В ходе проведения занятий кружка следует обратить внимание на то, чтобы учащиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:
- решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации;
- поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Контроль знаний, умений и навыков включает практические работы, игры состязания, олимпиады.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения математики на занятиях кружка ученик должен уметь:
- решать текстовые задачи, включая задачи с кругами Эйлера, дробями и процентами; на переливания, решать логические, нестандартные, старинные задачи; с конца и путем проб, на запись чисел, решать олимпиадные задачи;
Учебно-тематический план (1ч в 2 недели, всего 17 ч)
№ п/п
|
Название темы
|
Кол-во часов
|
Форма проведения
|
Образовательный продукт
|
всего
|
практика
|
1
|
Введение
|
1
|
1
|
Решение логических задач
|
Решенные задачи
|
2
|
Приемы устного счета
|
3
|
1
|
Практикум-игра
|
Алгоритмы решения
|
3
|
Головоломки
|
2
|
1
|
Беседа, практикум-игра
|
Решенные задачи
|
4
|
Математические фокусы
|
3
|
1
|
Секрет
|
Разгадывание секретов
|
5
|
Школьная олимпиада
|
2
|
2
|
|
Решенные задачи
|
6
|
Решение логических задач «Кенгуру»
|
2
|
2
|
Практикум-состязание эрудитов
|
Решенные задачи
|
7
|
Метрическая система мер
|
2
|
1
|
Конференция
|
Оформление рефератов
|
8
|
Игра «Математическое поле чудес»
|
1
|
1
|
Сюрприз
|
Результаты игры
|
9
|
Итоговое занятие. Выпуск математических газет
|
1
|
1
|
Конкурс
|
Результаты конкурса
|
Содержание
1. Введение (1ч) Знакомство с программой работы кружка. Практикум. Математическая викторина: “Повторим ”, «угадай слово-я тебе подскажу”, Конкурс «Кто больше знает пословиц, поговорок, загадок, в которых встречаются числа – 1ч.
2. Приемы устного счета (3ч) Признакиделимости чисел.Стихотворная страничка. Задачи в стихах. Задача-сказка «Бездельник и черт».Практикум. Игра “Математическая эстафета” – 1ч.
3. Головоломки (2ч) Числовые и геометрические головоломки. Геометрические упражнения со спичками. Решение олимпиадных задач. Задачи-шутки. Практикум. Игра-викторина. – 1ч.
4. Математические фокусы.-(3ч) Геометрическая задача-фокус «Продень монетку»Математические софизмы. Приемы устного счета на 9, 99, 999. Биографическая миниатюра (Л.Эйлер). Круги Эйлера.
Практикум. Решение задач конкурса “Кенгуру” – 1ч.
5. Школьная олимпиада (2ч)
Практикум. Состязание эрудитов– 2ч.
6. Решение логических задач «Кенгуру».(2ч)
Практикум. Состязание зрудитов: Игра «Что? Где? Когда?»-1ч.
7. Метрическая система мер.(2ч). Старинные русские меры длины, массы, площадей и т.д.Литературная страничка. Геометрия Гулливера. Геометрическая головоломка. Танграм
Практикум.Конференция «Старинные меры»– 1ч.
8. Игра «Математическое поле чудес» (1).Практикум. Решение задач – 1ч.
9. Итоговое занятие (1ч) Практикум. Выпуск математических стенгазет– 1ч.
Литература
1Альхова З.Н., Макеева А.В. Внгекласная работа по математике. – Саратов: «Лицей», 2001. – 288с.
2.Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 1984.
3.С.Шейнина, Г.М.Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 208 с.
4.Перельман Я.И. Занимательная алгебра; Занимательная геометрия. – М.: АСТ, 1999.
5.Смыкалова Е.В. Дополнительные главы по математике для учащихся 6 класса. – СПб.: СМИО Пресс, 2001.
- Фарков А.В. Готовимся к олимпиадам по математике. – М.; Экзамен, 2006.
- Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. –изд. 3-е — Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 176с.
/sites/default/files/ckeditor/69668/files/Программа математического кружка(1).doc
/sites/default/files/ckeditor/69668/files/Программа математического кружка(1).doc
|