Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок-проект "Ошибки Жюля Верна" в 7 классе

Фото пользователя Виктория Ремуальдовна Кангизер
Размещено: Виктория Ремуальдовна Кангизер - ср, 27/07/2011 - 20:01
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кангизер Виктория Ремуальдовна
Место работы, должность: 
ГОУ СОШ № 26 Невского района г. Санкт-Петербурга, учитель географии
Регион: 
Город Москва
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
все уровни образования
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 

 

Цель: соотнести теоретический материал с текстом произведений писателя, заинтересовать чтением романов Жюля Верна.

Задачи.

  1. Образовательные:
  2. Обобщить знания учащихся о природе Южных материков;
  3. Сформировать представления о романе-утопия;
  4. Определить наличие речевых ошибок переводчика
  5. Развивающие:
  6. Развивать практические умения по работе с контурной картой;
  7. Развивать речь детей;
  8. Воспитательные:

Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру посредством чтения художественной литературы.

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Коринская В. А. География материков и океанов. 7 класс. Учебник / В. А. Коринская. - Дрофа, 2008. - 320 с.

Сиротин В. И. Георгафия материков и океанов: Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт / В. И. Сиротин. - М. : Дрофа, ДИК, 2010.

География. 7 класс.: атлас. - 3-е изд. стереот. - М. : Дрофа; Издательство ДИК, 2011 - 56 с. ; карт, ил.

Используемая методическая литература: 

 

 

Список литературы и информационных ресурсов

  1. Верн, Ж.Дети капитана Гранта: роман [пер. с фр.], [Текст] / Жюль Верн; ил. Б. Аникина. – Л. : Лениздат, 1985. – 575 с. : ил.
  2. Верн, Ж.Пятнадцатилетний капитан: роман [пер. с фр.], [Текст] / Жюль Верн; ил. Г.Мейера.  – М. : Эксмо, 2011. – 608 с. : ил. – ISBN978-5-699-37668-1.
  3. Верн, Ж.Таинственный остров : роман [пер. с фр. М.Салье], [Текст] / Жюль Верн, ил. Ю. Зайцева. – Мн. : Ураджай, 1984. – 543 с. : ил.
  4. Крылова, О.В. Интересный урок географии: Кн. для учителя. – 2-е изд., перараб. И доп. – М. : Просвещение, 2000. – 95 с. : ил. – ISBN 5-09-008805-5/
  5. Никитина, Н. А.Поурочные разработки по географии. 7 класс [Текст] / Н. А. Никитина. – М. : «ВАКО», 2005. – 288 с. – (В помощь школьному учителю). – ISBN5-94665-242-7.
  6. Перлов, Л. Е.  География в литературных произведениях [Текст] / Л. Е. Перлов. – М. : Дрофа, 2005. – 222, [2] с. (Библиотека учителя) – ISBN5-7107-8271-8.
  7. Мир. Политическая карта мира [Карты] : полит. устройство на 1 янв. 2001 г. / гл. ред. Н. Н. Полункина; ред. О. И. Иванцова, Н. Р. Монахова; рук. Проекта М. Ю. Орлов. — 1 : 25 000 000 ; поликон. пр-ция ЦНИИГАИК. — М. : ПКО «Картография», 2001.
  8. География.7 кл. : атлас. – 3-е изд. стереот. – М. : Дрофа ; Издательство ДИК, 2011. -56 с. : карт., ил. – ISBN978-5-358-09070-5 (Дрофа), ISBN978-5-8213-0542-8 (ДИК).
  9.  Натуральный каучук [Электронный ресурс] // Мир ластиков.  Режим доступа: http://www.erasersworld.com/natur.htm, свободный.
  10. Одуванчик: применение в народном хозяйстве [Электронный ресурс] // Удивительный мир растений: Дриада – Полезности.   Режим доступа: http://www.driada.net/flora.php?idart=655, свободный.
  11.  Что такое утопия [Электронный ресурс] // Знаю все: литература.   Режим доступа: http://znayuvse.ru/literatura/chto-takoe-utopiya, свободный.
  12. Шатовская, Н.Е.Что такое научная фантастика и чем она отличается от фэнтези [Электронный ресурс] / Н.Е. Шатовская // AstronomyKIDS-179. Режим доступа: http://goo.gl/6b2Zx, свободный.

 

Используемое оборудование: 

 

  1. Мультимедийная презентация;
  2. Индивидуальные программы исследований;
  3. Выставка книг Жюля Верна;
  4. Политическая карта мира.
Используемые ЦОР: 

Мультимедийная презентация, посещение сайтов Интернет.

Краткое описание: 
Урок-проект по географии "Ошибки Жюля Верна" в 7 классе по составлению "Руководства для чтения романов Жюля Верна". Интегрированный урок географии и литературы.

 

 

I.Организационное начало урока.

II. Введение в тему проекта. Объявление темы и целей урока.

- Сегодня мы с вами продолжим работу над созданием «Руководства для чтения романов Жюля Верна». Чему был посвящен наш классный час? (Предсказаниям Жюля Верна). (Обращаю внимание на выставку книг). Жюль Верн – основоположник какого литературного жанра? (Научной фантастики). Многие его предсказания сбылись. Какое на вас произвело большее впечатление? (Вертолет, Эйфелева башня, электрический стул, проходимость Северного морского пути за одну навигацию, полеты на Луну, глобальное потепление, раздел Арктики, фашизм). Какие не сбылись?( Земля на Северном полюсе - «Приключения капитана Гаттераса» и океан на Южном – «20 000 лье под водой», всё оказалось наоборот. Подземный пролив под Суэцким каналом). Какие изобретения ошибочно считаются предсказаниями Жюля Верна? (Подводная лодка, телевидение, автомобиль, компьютер, кино). Мы объяснили на прошлом уроке почти все, кроме подводной лодки. Какое пояснение мы дадим в нашем «Руководстве…»?  (Первой подводной лодкой, получившей практическое применение, была «Тартю» («Черепаха») французского изобретателя Бюшнеля, построенная в 1776 году в США. Несмотря на свою примитивность, она имела уже все элементы настоящей подводной лодки. В 1800 году американец Фултон построил во Франции подводную лодку «Наутилус». Она имела обтекаемую сигарообразную форму при длине 6, 5 м и диаметре 2 м. В остальном «Наутилус» по своей конструкции очень напоминал «Тартю». После нескольких предварительных испытаний судно Фултона спустилось по Сене до Гавра, где состоялся его первый выход в море. Впервые подлодки получили применение во время гражданской войны в США 1861‑1865 годов. В это время на вооружении у южан находилось несколько подводных лодок «Давид». Эти лодки, правда, не погружались совершенно под воду — часть рубки выступала над поверхностью моря, но все же они могли скрытно подкрадываться к кораблям северян).

- Так как были предсказания, которые не сбылись, можно сделать вывод, что писатель мог ошибаться. Мы продолжаем сегодня исправлять ошибки писателя, которые нашли группы географов, штурманов, натуралистов и лингвистов.

Слайд № 1. Тема урока у меня на слайде. Но я поставила знак вопроса. А может, он и не ошибался совсем, а только был чуть-чуть не точен. Или это не было его виной. У вас в листах-программах напишите свою фамилию. Обратите внимание, что мы с вами будем отмечать: сам ошибся, не имел достоверных научных знаний, а значит, ошибалась наука, и еще возможны ошибки переводчика.

III. Практическая работа «Путь Дика Сэнда». Слайд № 2.

Используют инструкцию, разработанную группой старшеклассников.

А) последняя запись капитана Гуля: 43° ю.ш.; 165° з.д. Цитата [2, с.118]. Отмечают координату и направление на север и восток.

Б) Негоро подложил железный брусок под компас: 43° ю.ш., 100° з.д. Цитата [2, с.140]. Используют компас на парте и магниты. Подкладывают магнит под крышку парты. Пробуют изменить курс. Отмечают направление на север и восток.

 В) «Пилигрим» меняет курс на 45° на Ю-В.

Г) Негоро убирает брусок из-под компаса: 48° ю.ш., 80° з.д. Цитата [ 2,

с. 167]. Отмечают изменения направления движения судна.

Д) Шхуна идет прежним «правильным» курсом.

- Какой вывод сделаете? («Пилигрим» в Анголу не попадет, он будет двигаться вокруг Антарктиды). Так в чем же ошибся Жюль Верн? (Негоро должен был не выбрасывать железный брусок, а переложить его, чтобы «Пилигрим» взял курс на северо-восток). Проверьте ваши рассуждения, используя компас. (Проверяют).

Слайд № 3. (Записывают вывод: переложить брусок, а не выбрасывать).

- Ошибся писатель? (Безусловно). Отмечают «сам».

IV. Сравнительная характеристика природы двух стран.

1. Анализ карт Атласа учащихся «Физическая карта мира», «Природные зоны мира».

- Дик Сэнд со своими спутниками двигается по Анголе, а думает, что по Боливии. Причем заходит вглубь материка. Мог ли пятнадцатилетний капитан догадаться сразу, что он вовсе не в том месте, где предполагает? И как Жюль Верн «помог» юноше и его спутникам  дать себя запутать?

А) Политическая карта мира.Географическое положение: поставьте (+),  если страны похожи по географическому положению. Или ( –– ), если лежат совсем в разных широтах. (Выставляют флажки на ПКМ на место Анголы и Боливии. Мы поставим (+), потому что это тропические широты, между 10º и 20º ю. ш.).

Б) Слайд № 4. Внешний вид берегов? (Перепутать вполне мог, берега очень похожи, скалистые. Поставим (+) ).

В) Слайд № 5 и «Физическая карта мира» [7, с. 2-3]. Похож рельеф? (Поставим (––). Боливия горная страна, с сильно расчлененным рельефом. Рельеф Анголы – это плоскогорье).

Г) Природные зоны? [7, с.14-15]  (Поставим (––). В Анголе -  саванны, а Боливия – горная страна, это область высотной поясности, ее невозможно перепутать, с высотой идет смена растительного покрова).

Слайд № 6. Хочу обратить ваше внимание на каучуконос гевею, которую так хочет увидеть Джек. Где произрастает каучуконос гевея? Отметьте на контурной карте ареал распространения растения. (Отмечают).

2. Выход в Интернет (ссылка на слайде) [9].(Вблизи экватора, во влажных экваториальных лесах). Но где находится Боливия? (Южнее этого пояса). Какой вывод можно сделать? (Гевеи в Боливии быть не могло). Ее можно встретить, но только на восточных склонах, т. е. Дику Сенду и его друзьям надо было пройти перевал в горах.

3. Ссылка на слайде [10]. С таким же успехом Гаррисон мог показать малышу Джеку вот это растение (одуванчик).

- Как отметим про природу двух стран?  Кто ошибся? (Жюль Верн). Нет, не писатель, а наука его подвела. Южная Америка была слабо изучена, да и Африка тоже, во время создания романа. Только совсем недавно, 5 лет назад, нашли исток реки Амазонки, речку Уакаяли. Поэтому Жюль Верн описывал то, что предлагало ему Французское географическое общество.

- Отмечают в программе исследования «наука».

V. Повторение знаний о происхождении южных материков. Слайд № 7.Следующая ошибка в романе «Дети капитана Гранта». Ее нашла группа географов.  (Зачитывают отрывок) Цитата [1, с. 273].

- Кто может поправить Паганеля? (Австралия – это часть Гондваны. Австралия  откололась от нее раньше всех и «уплыла» на юг). Так кто же виноват? (Роман написан в 1868 году, а теория литосферных плит Вегенера возникла в начале XXвека, 1920. Думаем, что наука). Отмечают «наука».

VI. Климатические особенности Южных материков. Слайд № 8. 

1. Роман «Таинственный остров» поможет нам вспомнить климатические особенности южных материков. Остров Линкольна находится на 37◦ ю.ш., 152◦ з.д. Нанесите его на контурную карту. (Отмечают в программе исследования).

- Сравните его широту с крайней южной точкой  Африки. (Определяют по атласу для учащихся: мыс Игольный, 34◦ ю.ш.). Значит, климат мы сможем сравнить, используя климатическую карту Африки.  Но о чем нам надо помнить?  (Там все времена года будут наоборот).

 -Какая климатическая область? (Субтропический пояс, средиземноморский климат). Календарные месяцы зимы? (Июнь- август). t◦ самого холодного месяца? (+10◦ С). А как Жюль Верн описывает зиму на острове? (Зачитывают отрывки, которые нашли) Цитата [3, с. 173].

- Если такая суровая зима, то почему птицы прилетают сюда на зимовку? Вспомните какие? (Дикие утки, кулики, чиркилетали стаями. Птицы северного полушария прилетают в южное на зимовку, потому что там теплая зима). Это температуры какого климатического пояса? (Умеренного, как у нас в Санкт-Петербурге или Москве). Вывод: остров находится в каких широтах? (Умеренных). Кто виноват? Затрудняетесь?

2. Анализ карт Атласа «Природные зоны мира». Тогда попробуем рассмотреть органический мир Таинственного острова.  Какая природная зона на юге Африки? (Жестколистные леса и кустарники.) А какие животные  у Жюля Верна на острове? (Кенгуру, орангутанг, гуанако, ягуар, лама, попугаи, кулики, утки). Что же случилось, что писатель поселил на острове животные и растения со всех материков, да еще и явно неправильно описал зимнюю погоду? (Выслушиваю мнения ребят).

3. Выход в Интернет, ссылка на слайде[11, 12]. (Находят отличия между жанрами фантастики, фэнтези, утопия). Напоминаю про социальную проблему, поднятую в романе. (Вывод: все ошибки про природу острова - допущение писателя.  «Таинственный остров» - роман-утопия).

Слайд № 9. Он сделал это специально, намеренно, это не ошибка, это законы жанра. Поэтому и климат, и природные зоны не те, которые нужны на этой географической широте. Если бы это был просто фантастический роман, или роман в жанре фэнтези, тогда он поселил бы на острове вот фантастических животных, которых вы создали на уроке рисования и информатики.

4. Слайд № 10,  рисунки ребят.

VII. Промежуточный итог.

- Сколько мы нашли действительных ошибок писателя? (Мы отметили  одну ошибку. В остальных ошибках виноватой оказалась наука).

VIII. Ошибки переводчика.

- Есть еще интересные ошибки писателя, которые связаны с переводом романа.  Их нашли наши лингвисты. Очень приятно, что многие из вас справились с заданием на уроке французского языка. Я вам предлагаю речевые ошибки переводчика, и посмотреть, как перевели вы.

- Слайд № 11 и 12. (Плеск волн, невосполнимая потеря, следов человеческой деятельности, будущее за нами, стать легче, сильная жара, положили). Сильная жара – это не ошибка.  Жюль Верн так и написал, скорее всего, это особенности французского языка, когда они говорят о погоде.

- Что же это за «неграмотный» переводчик? Это переводчик Михаил Салье. Основной его язык – арабский. Он удивительно перевел «Сказки Шахерезады», Омара Хаяма, арабский сказки, французский язык был его «неосновным», поэтому мог  допустить ошибки при переводе.

IX. Итог урока. Домашнее задание.

- Попробуем подвести итог. Сколько ошибок мы с вами сегодня нашли? А сколько допустил Жюль Верн сам? (Одну, случай с компасом мы опубликуем в разделе «Действительные ошибки писателя», остальные в разделе «Пояснения к романам».) Какую оценку можно поставить Жюлю Верну сегодня за урок? (4) Никто другую оценку поставить не хочет? Можно ли простить писателя?  (Выслушиваю мнения ребят). Мы сегодня составили вторую статью для «Руководства по чтению романа Жюля Верна». Есть еще ошибки, которые нашла вторая группа географов нашего класса. Попробуйте объяснить их дома:

1) Задача на нахождение высоты снеговой линии. Здесь есть небольшая инструкция;  2) задание по литературе.

X. Рефлексия. Организационный конец урока.


 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ                                                               

I. По географии.  

1. «Пятнадцатилетний капитан»

Определите координаты островов Пасхи и Тристан-да-Кунья. Сравните их. Мог ли их «перепутать»  Дик Сенд?

2.  «Таинственный остров»

Задача.Какова t° на вершине горы на острове Авраама Линкольна, если ее высота 3500 футов, а у подножия t° воздуха + 10°? (1 фут=0,3 м). Может ли на ее вершине образоваться ледник? При какой температуре у подножия может выпасть снег? Укажи приблизительно географическую широту, где действительно должно проходить действие романа «Таинственный остров»?

! Температура понижается с высотой на 1º на каждые 100м.

II. По литературе.

          "Таинственный остров"

II. По

1.     Приведи пример романа-утопии, его автора, вырази основную идею романа-утопии.

2.     Исправь речевые ошибки переводчика

  •  «...колонисты сфабриковали несколько горшков...» [3, с.107]
  • ·"Однако пришлось ограничиться избиением их стрелами."[3, с.173]
  • ·«Это была …птица из семейства парусников, у которой ширина крыльев равна десяти футам…». [3, с.288]
  • "...каравай…вышел немного слишком плотным..." [3, с. 333]

 


»  Тэги к этому документу:

Фото пользователя Анна Юрьевна Земцова

На: Урок-проект "Ошибки Жюля Верна" в 7 классе


Уважаемая Виктория Ремуальдовна, ресурс хороший, добротный. Спасибо за четкую структуру и логику изложения. Материал, несомненно, будет полезен коллегам!

Замечу лишь одно, ссылки в списке литературы открывают главную страницу сайта ОК. Проверьте, пожалуйста. Желаю дальнейших успехов!

С уважением Анна Юрьевна




Фото пользователя Анна Юрьевна Земцова

На: Урок-проект "Ошибки Жюля Верна" в 7 классе


Виктория Ремуальдовна, ресурс отличный. Обязательно буду рекомендовать его коллегам-географам. Спасибо!

С уважением Анна Юрьевна



Поиск

Loading
Глобальная школьная лаборатория